Интегрированный урок
(русский язык и литературное чтение)
Русский язык. Урок развития речи. Изложение по произведению
Л. Н.Толстого «Котёнок».
Литературное чтение. Знакомство с литературой ХХ века . Формирование умения сознательно интонировать в процессе чтения разные типы предложений, освоение умения регулировать темп чтения в соответствии со смысловой ситуацией.
Цель урока: совершенствование умения правильно строить предложения,
употребляя их в устной и письменной речи, обогащать
словарный запас учащихся; формировать умения сознательно
интонировать в процессе чтения разные типы предложений,
освоение умения регулировать темп чтения в соответствии со
смысловой ситуацией;
развивать речь учащихся на основе авторского текста,
правильности чтения;
воспитывать ответственное отношение к животным.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: презентация, аудиозапись рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок»,
карточки с текстом, лист оценивания.
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
1. Эмоциональный настрой на урок
– Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.
ІІ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мой четвероногий друг.
Мой четвероногий друг?
Мой четвероногий друг!
- Как вы считаете, кто может быть четвероногим другом?
3. Работа над загадкой (слайд 2)
- Отгадайте загадку и узнайте, о каком четвероногом друге пойдёт речь на уроке?
Часто умывается, а с водой не знается.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (слайд 3)
IV. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
4. Беседа с элементами рассказа
- Что вы знаете о кошках? (слайды 4-7)
Кошки – представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы.
У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек различают запахи.
У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. У кошек отличная память.
Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой.
Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку.
-Что нового вы узнали?
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Прослушивание аудиозаписи рассказа Л. Н. Толстого «Котёнок»
-Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
- Какая пословица выражает главную мысль произведения? (слайд 8)
1.“Добра желаешь, добро и делай”.
2. «Мы в ответе за тех, кого приручили»
3.“ Нет друга – ищи, а нашёл – береги
6. Чтение рассказ по ролям
7. Тест на понимание содержания прочитанного. (слайд 9)
1. Герои были – брат и сестра? (да)
2. У кошки родилось 6 котят? (нет)
3. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. (да)
4. Дети собирали щавель и не забывали про котёнка. (нет)
5. Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть. (нет)
6. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них (да)
7. Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. (да)
8. Беседа по содержанию.
- Любил ли Вася своего маленького котёнка?
- Ребята, а как вы думаете какие ещё чувства, кроме чувства любви, испытывал мальчик, когда спасал котёнка?
- Вася испытывал ещё одно чувство – чувство ответственности. Как вы понимаете значение этого слова? (Ответственный человек всегда выполнит своё дело, причём выполнит очень хорошо. Такой человек всегда отвечает за свои поступки.)
-Можно ли сказать, что слова “Мы в ответе за тех, кого приручили”, выражают главную мысль рассказа Л.Н. Толстого “Котёнок”?
VI. ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
9. Составление плана. (слайд 10)
1.Кошка пропала.
2.Кошку нашли.
3.Котята.
4.Забыли котёнка.
5.Собаки.
10. Написание текста по плану
VII. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
-Какой четвероногий друг появился сегодня у каждого из вас на уроке?
11. Лист самооценки (слайд 11)
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
1. |
Понравилось ли мне произведение Л.Н.Толстого?
|
|
|
2. |
Хорошо ли я запомнил содержание произведения?
|
|
|
3. |
Смогли я написать изложение по этому произведению?
|
|
|
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дописать изложение и прочитать выразительно рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок»