Урок, презентація"Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки."

Про матеріал
Тип урока: Урок изучения нового материала Использованные технологии: Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения. Деятельностная цель:  формирование умения правописания разделительного твёрдого и мягкого знаков; Содержательная цель:  составление и усвоение алгоритма работы с разделительным твёрдым знаком;
Перегляд файлу

Тип урока:    Урок изучения нового материала

Использованные технологии: Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.

Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.

Цели:

 Деятельностная цель:

  • формирование умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;

Содержательная цель:

  • составление и усвоение алгоритма работы с  разделительным твёрдым знаком;

Задачи:

  • - формировать умение правильно писать слова с  разделительными  мягким и твердым знаками;
  • - учить сравнивать и различать слова с разделительными твёрдым и мягким знаками;
  • - составить  алгоритм правописания разделительного твёрдого знака;
  • - обогащать словарный запас учащихся;
  • - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык;
  • - воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование:

компьютер,  телевизор, учебники, тетради, заготовки для чистописания,  сигнальные карточки, презентация к уроку «Разделительный твёрдый знак».

Использовать на уроке ИКТ с целью:

  • Предоставление наглядности
  • Сообщения информации

 

І.Организационный момент. Введение в тему.

 Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

                            \Возможно, есть классы и лучше, и краше.

                           Но пусть в нашем классе вам будет светло,

                Пусть будет уютно и очень тепло

Есть терпенье – будет и уменье.

 - Как вы понимаете эту народную мудрость?

Пальчиковая гимнастика.

Посмотри, как солнце светит!

Лучик тянется к нам, детям.

Раз, два, три, четыре, пять.

Лучик хочется поймать

И сильней к себе прижать.

Вы согрели свои ладошки? Теперь  всё у нас получится замечательно!

 

II.Актуализация опорных знаний.

Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,

если при произношении слышится звук й после согласного

 

1.Разделить слова на группы (алгоритм)                                                                               домики

Повторить правило (схема)                                                                                                          слайд 2

2.Читают загадку. Отгадывают. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Формулируют тему исследования

Было сели – стало съели.

Догадаться все сумели,

Почему случилось так?

Кто виновен?

Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?          слайд 3

- Чем отличается слово сели от съели? (значением)

- Какова роль твердого знака?                                                                                 слайд4

Целевой вопрос:

- Какую работу выполняет разделительный Ъ?(                                                      схема                   

Твердый знак нам нужен тоже.                                                                      слайд 5
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.

Минутка чистописания.(запись слов) проверка                                                    слайд 6

ІІІ. Изучение нового материала (используется  технология проблемного обучения)                                                                                                слайд 7-8

Постановка проблемы и ее решение

Значит в чём затруднение?

(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)

Сформулируйте проблему ?

 

(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)

 

Составим план урока.

1.Узнать, когда пишется разд. ь знак?

2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ъ.

ΙV. Открытие новых знаний.

 

Наша цель выяснить роль твердого знака в словах, для чего он необходим.

 

1. Наблюдение над написанием ъ в словах. Работа в группах. Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с

заданиями

 

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах.        слайд 9

 

-Какие правила работы в группе вы должны помнить?

  • Помогать друг другу
  • Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
  • Говорить тихим голосом
  • Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • Отвечать за успехи каждого
  • Умей слушать других. 

 

Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного твердого знака в словах.

 

2.Вывод :  твёрдый знак разделяет согласные и гласные и показывает твёрдость согласного ,разделительный твёрдый знак пишется после согласных букв перед гласными: е, ё, ю, я, и.                                            схема

 

Физминутка

 

V.  Первичное закрепление с проговариванием .Проверим наше открытие.

1.Работа с правилом.

 

Сравните свои выводы и правило. Примеры из упр-я.

 Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?

-О каком звуке предупр-т разд.ь знак? (й)

- А за какими буквами прячется этот звук?

- Как подчеркиваем?

 

Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ъ и в каких случаях он пишется?

( Слова ) . Почему  в слове подъезд надо писать разделительный Ъ?   слайд 10-11

 

Разд. ъ знак пишется  перед гласными е, ё, ю, я, и,                              алгоритм

если при произношении слышится звук й после твердого согласного

 

Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.

 Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать слово

( развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место.

Ученики по алгоритму в учебнике проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.)                                     слайд 12-13

 

2.Работа с учебником упражнение 78

 

VІ.Закрепление знаний

 

1.Сам. работа с самопроверкой                                                     слайд 14-15

 

 

2.Игра «Будьте внимательны» Работа в парах Упр.

 

 

VІІ. Рефлексия деятельности на уроке. Подведение итогов урока.

Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть

- Какую проблему исследовали на уроке?

- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек                слайд 16

 

Красный цвет:

Стоп!  Вперед  нельзя!

Повторять  усядусь  я!

 

Жёлтый цвет:

Здесь    внимание!  

Сомневаюсь ещё  я!

 

Зелёный цвет:

А   теперь   вперёд!   

В  знаниях  уверен  я!

 

Постановка домашнего задания

 

docx
Додано
7 серпня 2019
Переглядів
1703
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку