Тип урока: Урок изучения нового материала
Использованные технологии: Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.
Тема: Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.
Цели:
Деятельностная цель:
Содержательная цель:
Задачи:
Оборудование:
компьютер, телевизор, учебники, тетради, заготовки для чистописания, сигнальные карточки, презентация к уроку «Разделительный твёрдый знак».
Использовать на уроке ИКТ с целью:
І.Организационный момент. Введение в тему.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
\Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень тепло
Есть терпенье – будет и уменье.
- Как вы понимаете эту народную мудрость?
Пальчиковая гимнастика.
Посмотри, как солнце светит!
Лучик тянется к нам, детям.
Раз, два, три, четыре, пять.
Лучик хочется поймать
И сильней к себе прижать.
Вы согрели свои ладошки? Теперь всё у нас получится замечательно!
II.Актуализация опорных знаний.
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,
если при произношении слышится звук й после согласного
1.Разделить слова на группы (алгоритм) домики
Повторить правило (схема) слайд 2
2.Читают загадку. Отгадывают. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Формулируют тему исследования
Было сели – стало съели.
Догадаться все сумели,
Почему случилось так?
Кто виновен?
Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке? слайд 3
- Чем отличается слово сели от съели? (значением)
- Какова роль твердого знака? слайд4
Целевой вопрос:
- Какую работу выполняет разделительный Ъ?( схема
Твердый знак нам нужен тоже. слайд 5
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Минутка чистописания.(запись слов) проверка слайд 6
ІІІ. Изучение нового материала (используется технология проблемного обучения) слайд 7-8
Постановка проблемы и ее решение
Значит в чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)
Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)
Составим план урока.
1.Узнать, когда пишется разд. ь знак?
2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ъ.
ΙV. Открытие новых знаний.
Наша цель выяснить роль твердого знака в словах, для чего он необходим.
1. Наблюдение над написанием ъ в словах. Работа в группах. Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с
заданиями
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах. слайд 9
-Какие правила работы в группе вы должны помнить?
Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного твердого знака в словах.
2.Вывод : твёрдый знак разделяет согласные и гласные и показывает твёрдость согласного ,разделительный твёрдый знак пишется после согласных букв перед гласными: е, ё, ю, я, и. схема
Физминутка
V. Первичное закрепление с проговариванием .Проверим наше открытие.
1.Работа с правилом.
Сравните свои выводы и правило. Примеры из упр-я.
– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?
-О каком звуке предупр-т разд.ь знак? (й)
- А за какими буквами прячется этот звук?
- Как подчеркиваем?
Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ъ и в каких случаях он пишется?
( Слова ) . Почему в слове подъезд надо писать разделительный Ъ? слайд 10-11
Разд. ъ знак пишется перед гласными е, ё, ю, я, и, алгоритм
если при произношении слышится звук й после твердого согласного
Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.
– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать слово
( развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место.
Ученики по алгоритму в учебнике проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.) слайд 12-13
2.Работа с учебником упражнение 78
VІ.Закрепление знаний
1.Сам. работа с самопроверкой слайд 14-15
2.Игра «Будьте внимательны» Работа в парах Упр.
VІІ. Рефлексия деятельности на уроке. Подведение итогов урока.
Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть
- Какую проблему исследовали на уроке?
- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек слайд 16
Красный цвет:
Стоп! Вперед нельзя!
Повторять усядусь я!
Жёлтый цвет:
Здесь – внимание!
Сомневаюсь ещё я!
Зелёный цвет:
А теперь вперёд!
В знаниях уверен я!
Постановка домашнего задания