Интегрированный урок по природоведению и трудовому обучению в инклюзивном классе
2класс
Тема урока: «Как звери готовятся к зиме»
Цели урока:
1. Обучающая:
• закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;
• расширить и углубить знания о диких животных и привести их в систему;
• обобщить знания детей по теме “Жизнь диких животных осенью”;
• активизировать словарный запас.
2. Развивающая:
•развивать память, мышление, речь
•развивать коммуникативную компетентность;
•создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей;
3. Воспитательная:
• воспитывать заботливое отношение к животным, воспитывать бережное отношения к природе; любви к нашим "меньшим братьям".
Формы работ на уроке:
Оборудование: иллюстрации животных, конверты с заготовками для лепбуков, с заготовками для изготовления танграмов; заготовки для работы с ребенком с ООП.
Методы обучения: деятельностный метод обучения:
Формы организации деятельности:
Ход урока
I. Вступительная часть.
1.Организационный момент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность
2. Проверка домашнего задания
1. Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
кочующие
зимующие
перелётные
2. Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
перелётные
зимующие
кочующие
3. Что страшнее для птиц зимой?
Холод
Голод
Ветер
4. Как помочь птицам зимой ?
развести костёр
сделать кормушки
устроить тёплое жильё
5. Выберите только зимующих птиц (2 ответа):
воробей;
синица;
ласточка.
6. Какая из данных птиц улетает в теплые края?
Дятел.
Аист.
Голубь.
Проверь себя: , , , , , , .
Вывод: Все эти изменения в природе повлияли на жизнь животных зимой.
Распределить птиц:
1. Птицы, которые остаются зимовать приклеить на дерево (зимующие птицы);
2. Птицы, которые улетают в теплые края приклеить – клином в полёте (перелетные)
II. Основная часть.
1.Мотивация учебной деятельности.
Учитель: С какими трудностями сталкиваются птицы с приходом осени? (Голод и холод).
- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением осени? (Холод, нет еды, негде спрятаться).
2.Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Животные – тоже часть живой природы. С наступлением осени у животных появляются трудности, связанные с едой, жильём из за похолодания. А как животные их решают, предстоит разобраться нам сегодня на уроке.
3.Работа с новым материалом.
Летом серый, зимой белый.
Докажи отгадку. Почему заяц? (Я думаю, что это заяц, потому что заяц летом серый, а зимой - белый.)
Линька – это смена шерсти на более теплую.
- Расскажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц не делает запасов кормов? (Белая окраска шерсти помогает зайцу спасаться от врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза - не зря “косые” – смотрит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью линяет: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормится по ночам, так безопаснее, веточками и корой деревьев.
- А какие животные так же – линяют, готовясь к зиме? (Лисица и белка)
- А как лису величают в народных сказках?
Рубрика – это интересно! Лиса Патрикеевна – лиса имеет имя и отчество. 600 лет назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец» Так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила прозвище - Патрикеевна. Но на самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная.
а) Ученик с ООП собирает по числам и фрагментам животного цельную картинку лисы.
- Как белка готовится к зиме?
Сообщение ученика
Рубрика – это интересно! Белка делает себе гнездо в дуле дерева, утепляет его мхом, сухой травой. Таких домиков по лесу у неё много. Белки очень гостеприимны. Если кто-нибудь потеряется или забудет где её гнездо, то входит в дупло своих подруг. В дупле у белки два входа. И их она закрывает мхом или иногда даже собственным хвостом. Чтобы зимой не остаться голодной, ей белочке, приходится за 1 день вышелушить 216 шишек.
3) Ученик с ООП выполняет задание «Проведи белочку к подружке»
проговаривая, какие запасы белочка готовит на зиму.
Вывод: Белка делает запасы кормов на зиму: сушит грибы и собирает орехи. Меняет рыжую окраску шерсти на серую. Заяц меняет серую шубку – на белую, лиса линяет.
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (Медведь.)
- Говорят, что медведь сосёт лапу в берлоге. Правда это или нет?
а) Сообщение ученика
Рубрика – это интересно! Только он не сосет её, а лижет. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом ещё причмокивает губами.
б) Для ученика с ООП задания с элементами беседы.
- Как называется дом у каждого животного? Проведи дорожки к домикам животных и назови их. Раскрась.
- Какие ещё дикие животные спят зимой? (Барсук, ёж).
Учитель: Барсук очень осторожный зверь. Охотится ночью, поэтому его увидеть не просто. Ближе к осени я начинает нагуливать жир – готовясь к зиме. Хотя на вид и неуклюжий, но ловко ловит грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. К холодам жира накапливает столько, что можно и спать ложиться на всю зиму!
Вывод: Барсук, медведь и ёжик к наступлению зимы, нагуливают жир и впадают в спячку.
Хомячок.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочёк,
Хомка раненько встаёт
Шейку моет, ушки трёт
И выходит на зарядку
Раз, два, три.
Подметает хомка хатку.
Как дикие звери готовятся к зиме |
||
Впадают в спячку. |
Линяют. |
Делают запасы |
Барсук |
Лисица |
Белка |
Медведь |
Белка |
Мышка |
Ёж |
Заяц |
Крот |
Эти звери не делают тоже никаких запасов. Они так найдут себе корм |
||
Лисица, волк, лось. |
- Ребята, а о каких животных мы не упомянули на уроке, которые есть у вас в заготовках для лепбука? (Волк, лось, мышка крот.)
- Что вы можете сказать о них? (Эти звери не делают тоже никаких запасов. Они и так найдут себе корм).
III. Заключительная часть.
- Ребята, что вы видите на доске? (Картинки животных и картинки животных в виде аппликаций из геометрических фигур).
- На уроках трудового обучения и в свободное время после уроков мы работали с Танграмом. Кто помнит, что такое танграм? (Геометрическая головоломка.) Головоломки - это игрушки на все времена. Они направлены на развитие ума и отвлекают нас от повседневных проблем. Ее суть – сложить из данных элементов всевозможные фигурки (танграмы). Самые распространенные из них - фигуры животных и человека. Придуманы уже более 7 000 различных комбинаций. Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.
Танграм – это квадрат, разделённый на 7 частей. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
-желаю (большой)
-успеха (указательный)
-большого (средний)
-во всем (безымянный)
-и везде (мизинец)
-удачи тебе на уроке! (рукопожатие)
- И я желаю вам всем удачи на уроке, уверена, у вас все получится.
- А теперь, давайте составим из танграмов животных о которых мы говорили на уроке.
- У каждого из вас на парте есть конверт с заготовками танграма. Нужно собрать фигуру животного по образцу и приклеить её на цветной картон. А возможно, у вас получится другая интересная фигура, пример, которой нет на доске.
а) Ребенок с ООП изготавливает лепбук с помощью ассистента учителя.
- Как вы правильно заметили, в конвертах у вас есть летучая мышь! Как вы считаете, что они делают зимой?
Хотя летучие мыши делятся на множество видов и проживают в различных природных условиях, но привычки у них на удивление похожи. Способность летучих мышей впадать в зимнюю спячку обусловлена физиологическим приспособлением ко времени, когда нет возможности питаться. Ведь эти мыши – насекомоядные.
- Как вы думаете, а кто заботится о диких животных в лесу?
- Поэтому в нашей стране есть такая профессия – егерь, работник который заботится о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.
Выставка работ учащихся:
а) просмотр и анализ работ;
б) фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах аппликаций;
в) словесная оценка учениками и учителем. (Молодцы, ребята. Все вы работали дружно и слаженно. Спасибо ребятам, которые готовили сообщения, отвечали.)
Презентация лепбуков.
Подготовьте и принесите загадки, ребусы, интересные сведения о том как животные готовятся к зиме для обогащения наших лепбуков информацией.
Приложение1.
Зимующие птицы Перелётные птицы
Приложение 2.
Приложение 3.