Рисование с натуры осенних листьев. (Интегрирование чтения и ИЗО.)
Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства, развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев, воспитание любви к родной природе, умения восхищаться красотой осенней природы, русского леса, познакомить с краткой биографией писателя и педагога В. А. Сухомлинского, развивать навык выразительного чтения.
Тема. В. Сухомлинский «Осенний клён»
Рисование с натуры осенних листьев. (Интегрирование чтения и ИЗО.)
Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства, развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев, воспитание любви к родной природе, умения восхищаться красотой осенней природы, русского леса, познакомить с краткой биографией писателя и педагога, развивать навык выразительного чтения.
Оборудование: репродукция И.И Левитана «Золотая осень», образец педагогического рисунка, стихи на листочке, портрет В. Сухомлинского.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня мы продолжим разговор о красоте осени. Поможет в этом рассказ В. А. Сухомлинского «Осенний клён»
2. Речевая разминка
Вспомните свои впечатления о солнечном дне осенью. Днем тепло, и солнце из своего поднебесного далека посылает на Землю прощальные лучи. Поэт Ф.И. Тютчев так сказал об этом времени:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера....
2. Вводная беседа
А) Работа по картине
Природа необыкновенна в своих проявлениях. А осенняя природа особенно яркая. Многие из вас восхищались красотой осенней природы. Не остались и равнодушными к этому празднику красок художники и писатели.
Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
– Какое настроение вызывает картина?
– Что вам особенно понравилось?
– Какие краски использовал художник? Как выглядит небо? Речка? Лес?
Она заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляет родную природу. Эту картину по праву можно назвать «энциклопедией русской осени», которую неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах, картинах.
Простым и привычным кажется нам левитанский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
Слева мы видим березовую рощу, справа – лишь отдельные деревья. На наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно – зеленой полосой озими – деревня.
Небо синее. Ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. Перед вами речка, и кажется, что ее густо – синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. Мазки краски он положил вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она под кистью художника начала медленное движение.
Перед вами расстилается земля, покрытая, уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.
И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.
Б) Чтение рассказов
Иван Сергеевич Соколов-Микитов в рассказе «Лес осенью» писал:
«Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-желтых кленов осени. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы...
Хорошо в осеннем лесу».
3. Изучение рассказа В. А. Сухомлинского «Осенний клён»
А) Рассказ об авторе.
Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) родился в Кировоградской области. С 17 лет преподавал в школе украинский язык и литературу. В 41-м добровольцем ушёл на фронт. После освобождения Украины от фашистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо… С 1948 года Сухомлинский директор средней школы в посёлке Павлыш недалеко от Кременчуга, где проработал 22 года, ежедневно встречая на крыльце своих учеников и учителей и каждого приветствуя по имени. Сухомлинский высоко ценил роль сказки в личностном развитии ребёнка и был уверен, что в каждом ребёнке дремлет поэт, сказочник, надо только пробудить его. В его школе ребята 6-8 лет сочиняли сказки, 8-9 лет – поэтические миниатюры, 10-11 – миниатюры прозаические. В 12-14 – создавали сочинения на заданную тему, в 15-17 – сами выбирали темы для своего эссе… Более тысячи сказок написал сам Сухомлинский. Сочинённое школьниками собрано в нескольких десятках томов. Традиционным стал в школе Праздник сказки…
Б) Изучение рассказа
Мы познакомимся еще с одним его рассказом «Осенний клён»».
В) Самостоятельное чтение
4. Физкультминутка.
Приседаем столько раз, сколько листиков у нас. Упражнения летающих листиков.
5. Рисование листа
А) Анализ листочков
Не только насекомых. Но и формы растительного мира отличаются особенным разнообразием.
Рассмотрим и сравним по форме листья клена .
Рисунок клена
Строя на листе, мы должны помнить то, о чем сейчас говорили.
В) Самостоятельная работа.
6. Итог урока
7. Домашнее задание.