Інтегрований урок хімії та зарубіжної літератури "Перетинання доль. Д.І. Менделєєв і О. Блок "

Про матеріал

Мета: розширити знання учнів з історії класичної науки, використовуючи міжпредметні зв'язки, сприяти розвитку творчих здібностей та пізнавального інтересу;

долучити до читання додаткової літератури, познайомити стисло з біографіями Д. І. Менделєєва і О. Блоку, продовжити навчання користуванню періодичної системою; розширити словниковий запас учнів, працювати над виразним читанням і елементами аналізу вірші.

Перегляд файлу

Інтегрований урок хімії та літератури "Перетинання доль. Д.І. Менделєєв і О. Блок "

Мета: розширити знання учнів з історії класичної науки, використовуючи міжпредметні зв'язки, сприяти розвитку творчих здібностей та пізнавального інтересу;

долучити до читання додаткової літератури, познайомити стисло з біографіями Д. І. Менделєєва і О. Блоку, продовжити навчання користуванню періодичної системою; розширити словниковий запас учнів, працювати над виразним читанням і елементами аналізу вірші.

Хід уроку

 

Повідомлення теми уроку.

Учитель читає епіграф до уроку, написаний на дошці: «Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу... возбуждает деятельность». В. Белинский.

 

Вопрос: Как вы думаете, как могут быть связаны слова эпиграфы и темы нашего сегодняшнего урока? Знаете ли вы, что объединяет эти два великих имени?

 

Учитель хімії. Повідомлення цілей уроку: ми коротко познайомимося з біографіями цих відомих людей і з'ясуємо, що їх пов'язує, згадаємо основні «чотири предмети», які, як вважав Д. Менделєєв, зробили його ім'я відомим, познайомимося з творчістю О. Блока.

 

Біографія Д. Менделєєва (презентація,  ВІДЕО 1).

 

Питання: Давайте згадаємо формулювання періодичного закону. (Відповіді учнів).

Як вам відомо, на основі цього закону Д. Менделєєвим була складена періодична система. Давайте згадаємо те, що вже знаємо.

 

Учитель литературы читает вступительную часть стихотворения «История про таблицу Менделеева».

 

Мир сложен.

Он полон событий, сомнений.

И тайн бесконечных, и смелых догадок.

Как чудо Природы является гений

И в хаосе этом наводит порядок...

Весь мир большой: жара и стужа,

Планет круженье, свет зари –

Все то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

Найдется ль правило простое,

Что целый мир объединит?

Таблицу Менделеев строит,

Природы ищет алфавит!

 

Долгое время считалось легендой то, что закон Менделееву приснился. В 1944 году этому было найдено документальное подтверждение. И на самом деле это, было так:

 

Ученик:

Но вот дела отложены.

Расчеты прерываются.

С утра в поездку дальнюю

Ученый собирается.

Все чемоданы собраны

На козлах кучер мается:

«Поспеть бы надо к поезду

А барин все копается!»

А барин одевается

И к двери направляется ...

И вдруг!!!

Шляпа брошена в угол

Он бросается к столу

И строчит

Наконец - то! Он нашёл!

Он на чем попало пишет

Ничего вокруг не слышит

Наконец - то понял он,

В чем загадка, в чем закон!

В любом труде, в любом творенье

Необходимо вдохновенье.

И озарения момент

Порой – важнейший элемент!

Из кабинета не выходит:

«Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй,

Но все ж таблица не выходит...

Тогда усталостью сражен.

Лег на диван и видит сон...

 

Звучит любимая музыка Д. Менделеева «Рондо» - В. А. Моцарт; На фоне музыки звучат слова:

 

То кружились, то мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались, то пылали,

То шипели, то сверкали.

То в покое пребывали:

Алюминий, натрий, калий,

Фтор, бериллий, водород...

 

Вопрос: Чем закончился сон?

 

Ученик читает стихотворение:

 

Был четвертый ряд нарушен

Элемент не обнаружен.

Элемент не обнаружен –

Тот, что в месте этом нужен:

Но напрасно беспокойство,

Существует где-то он!

«Я найду сначала свойства,

И поможет мне закон!»

Удельный вес назвал и цвет,

Летуч на воздухе иль нет,

Как плавится, в чем растворим...

Законом пользуясь своим,

Три элемента предсказал,

Как будто их в глаза видал!

Быть может раз в тысячелетье

Свершить подобное дано.

Но мир открытья не заметил

Иль не поверил,

Все равно…

И кто-то говорил по-свойски:

«Забудь об этой ерунде!

Как можно обнаружить свойства

Веществ, не найденных нигде!»

 

Учитель хімії. Питання: Які елементи передбачив Д. Менделєєв? Які ще уточнення були ним зроблені?

 

Ученик читает стихотворение С. Щипачева:

 

Закон периодов нашёл

Наш русский химик Менделеев,

Чем, безусловно, превзошел

Он всех науки корифеев.

Своей системой показал

В различье элементов сходства.

И этим миру доказал науки русской превосходство!

 

Учитель литературы. У Д. И. Менделеева было шестеро детей. Двое - от первого брака и четверо от второго брака. Верный признак человеческой доброты - привязанность к детям. «Много испытал я в жизни, но не знаю ничего лучше детей, - говорил Менделеев. - Чем бы я ни был занят, всегда радуюсь, когда кто-то из них входит ко мне». Он вечно «возился» с детьми. Устраивал им праздники, елки, дарил подарки. Именно для здоровья детей и было куплено имение Боблово. Оно находилось недалеко от Москвы. Весной 1889 года семья переехала в имение, а Дмитрий Иванович с женой (Анной Ивановной Поповой) поехал в Англию, где должна была происходить церемония посвящения его в доктора Кембриджского Университета и где он должен был читать лекции в Лондоне. Но тут заболел младший сын Вася. Получив известие о болезни, Менделеев тут же вернулся домой, оставив все дела. Дмитрий Иванович был человеком очень требовательным, но был у него друг, неутомимый ходок в поисках растений для ботанических коллекций, тоже ученый - Андрей Николаевич Бекетов. Чтобы чаще видеться с другом, Менделеев подыскал ему имение и посоветовал купить. Это имение - Шахматово, расположенное между Дмитровом и Клином, в долине речки Лутосня.

 

У Андрея Николаевича был любимый внук, воспитывающийся в его семье - Александр Блок (1880год) (показ портрета А. Блока).

 

Летом, в июне 1898 года, А. Блок приехал с визитом в Боблово – имение Менделеевых. В этот день он вдруг увидел в каком-то особом свете знакомую ему с детства дочь Менделеевых - Любу. «Она, - вспоминает Блок, - сразу произвела на меня сильное впечатление». И Любовь Дмитриевна тоже вспоминает этот день с волнением: она вспоминает, как услышала «по каменному полу террасы быстрые, твердые, решительные шаги. Сердце забилось тяжело и глухо... Эти удары сердца я слышу и сейчас, и слышу звонкий шаг входящего в свою жизнь».

 

В то лето в Боблове увлекались домашним театром. Блок, который мечтал в то время стать артистом, принял в спектаклях самое горячее участие. Поставил несколько небольших современных пьес и сцены из «Гамлета» Шекспира. Блок играл Гамлета, Люба - Офелию.

 

«Я был уже страшно влюблен», - пишет потом Блок.

 

В день премьеры и произошло решительное объяснение. Но до свадьбы было еще четыре года. Все эти годы влюбленность Блока в Любовь Дмитриевну была главным содержанием его жизни, дум, размышлений и стихов. Стихи, написанные тогда, составили его первую книгу, которая была названа Блоком «Стихи о Прекрасной Даме» (показать фото Любовь Дмитриевны и А. Блока в год свадьбы 1903).

 

Этот сборник стихов сразу поставил Блока в ряд наиболее известных и читаемых поэтов. В шуточной анкете 1897 года на пункт «Место, где я хотел бы жить» Блок ответил: «Шахматово». Представим на этом холме А. Блока «Перед нами открывалась многоверстная синяя русская даль...», - сказал он. А. Блок покорен этими просторами. Тридцать шесть лет жизни поэта из прожитых сорока связано с Шахматовым и его окрестностями. И тогда, когда Блок уже не бывал в имении, он не раз вспоминал места, где, по его словам «провел лучшие времена жизни». Среди самых последних сток поэта: «И всей весенней красотою сияет русская земля...» Блок открывал ее каждый год заново (показать иллюстрацию весенней и летней природы).

 

Учитель хімії: А поруч, у Боблово, на "Менделєєвських середах" багато сперечалися про науку, літературу та мистецтво. Для розрядки серйозної обстановки Менделеев показував цікаві досліди в жартівливій інтерпретації. Одного разу він оголосив: «Панове, куріння шкодить, і якщо хтось із вас закурить, я зберу дим в банку.» (Демонстрація досвіду отримання хлориду амонію).

 

Внесок Д.І.Менделєєва в науку та значення його робіт. ВІДЕО 2

Бесіда з учнями:

Що дізналися?

Що сподобалося?

 

Домашнє завдання.

Литература (на выбор):

а) выучить любое стихотворение А. Блока

б) выразительно прочитать стихотворение и проанализировать его.

Хімія (на вибір):

а) підібрати або скласти загадки, ребуси, пов'язані з назвами лужних металів.

б) підготувати повідомлення про відкриття хімічних елементів після 1869 р.

 

В навколишньої дійсності все взаємопов'язано - не можна розділити на предмети російська мова, математика, хімія. ... Тому ми і проводимо такі уроки - як у житті.

Заключение. Читает учитель.

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решать все трудные задачи…

Человек рождается на свет…

Для чего? Ищите свой ответ!

 

 

 

doc
Додано
12 серпня 2018
Переглядів
765
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку