Интеллектуально-развлекательная игра « За кулисами математики»

Про матеріал

Проведение внеклассных мероприятий по математике пробуждают у учащихся интерес, углубляют знания, формируют мировоззрение, воспитывают патриотические чувства.

Игра-конкурс помогает активизировать знания ребят, вспомнить забытое, проявить смекалку, сообразительность для решения новых вопросов и задач.

Перегляд файлу

Интеллектуально-развлекательная  игра

« За кулисами математики» для 8 классов

 

Приветствие. Эмоциональный настрой.

 

Учитель:

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на интеллектуально- развлекательной игре « За кулисами математики».

Поднимите, пожалуйста,  руки те, кто пришел сюда с хорошим настроением.

А теперь помашите рукой те, кто увлечен математикой.

Поаплодируйте те, кто готов сегодня блеснуть своим интеллектом.

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Давайте познакомимся. Каждый из вас дружно должен сказать свое имя. Итак, раз, два… (ребята хором называют свои имена).

Что ж, я очень рада с вами познакомиться. Меня зовут Елена Валентиновна, учитель математики. А помогать сегодня мне будут юные бакалавры математических наук-….

Учитель:

Все учителя математики часто слышат вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится».

Бакалавр 1:

Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука».

И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».

Бакалавр 2:

Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогала развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как

логическое мышление, сильную волю, устойчивое внимание, сосредоточенность

и хорошую память, находчивость и смекалку, чувство юмора.

 Учитель:

Я хочу, чтобы сегодня вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть.

Итак, мы начинаем нашу игру!

Бакалавр 1:

“Наука математика – царица всех наук”-

Сказал великий Гаусс, запомни это, друг!

Не станешь Пифагором ты,

 - послушай, не грусти –

Но знаньями своими сегодня ты блесни!

Бакалавр 2:

Внимание! Внимание!

Приглашаем всех отправиться

В увлекательную  страну МАТЕМАТИКУ.

Не забудьте взять с собой быструю мысль,

Находчивость, смекалку и сообразительность!

   Бакалавр 1:

Царица - математика опять

Вас собрала на праздник знаний

И приглашает всех блистать

Умом, смекалкой, юмором дерзаний.

Нет скучных формул, теорем,

Сегодня – не урок, а праздник!

И пусть не все получится, как ты хотел,

Тебе откроется дорога к знаньям.

  Учитель:

Сегодня в нашем зале встречаются команды юных математиков. О себе они расскажут сами.

Представление команд. Команды представляют свое название и девиз. Краткое знакомство.

Заповеди конкурса

  • Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.
  • Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.
  • Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.
  • Из себя не выходите, иначе ничего нужного из вас не выйдет.
  • Верьте в справедливость жюри и помните: члены жюри не саперы и могут ошибаться много раз.

 Учитель:

Чтоб игра пошла как надо,

Я жюри представить рада.

Жюри – это высший исполнительный орган конкурса. Все члены жюри – крепкие здоровые люди, и поэтому не имеют права болеть ни за одну команду.

Наш конкурс судят: ...

Заповеди жюри:

  • Не торопитесь делать быстрый вывод.
  • Входите в положение команды.
  • Умело разрешайте противоречия.
  • Помните, что в спорах рождается истина.
  • Не делайте прогнозов относительно победителей.
  • Не злоупотребляйте правами.

 

Бакалавр 2:

1 конкурс - традиционная разминка. Каждой команде будет предложено по 10 вопросов. Время -1 минута.

За каждый правильный ответ команда может заработать по 1 баллу. Жеребьевкой определяется очередность.

 

Вопросы для 1-ой команды.

  1.               Сумма внутренних углов четырехугольника? (360)
  2.               Параллелограмм, у которого все углы прямые? (Прямоугольник)
  3.               Наименьшее трехзначное число? (сто)
  4.               Сотая часть числа? (процент)
  5.               Прибор для измерения углов? (транспортир)
  6.               Наименьшее простое число? (2)
  7.               Когда произведение равно 0? (когда хотя бы один из множителей равен 0)
  8.               График функции у = kx? (прямая, проходящая через начало координат)
  9.               Что больше 2 м или 201см? (201см)
  10.          Радиус окружности 6см. Диаметр? (12см)

Вопросы для 2-ой команды.

  1.               Сумма внутренних углов треугольника? (180)
  2.               Прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)
  3.               Величина прямого угла? (90)
  4.               Что меньше: 2/5 или 0,5? (2/5)
  5.               Равные стороны равнобедренного треугольника? (боковые)
  6.               Утверждение, требующее доказательства? (теорема)
  7.               Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром? (радиус)
  8.               Какую часть часа составляют 20 мин? (1/3)
  9.               Часть прямой, ограниченная с одной стороны. ( луч)
  1.               10.Сколько лет в одном веке? (сто)

Вопросы для 3-ей команды.

  1.               Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырехугольника? (диагональ) 
  2.               Параллелограмм, у которого все стороны равны? (ромб) 
  3.               Корень уравнения /Х/ = - 7(не существует) 
  4.               Наименьшее натуральное число (1)
  5.               Найдите 10% тонны (100кг)
  6.               Диаметр окружности 8м.  Радиус? (4м)
  7.               Сколько минут в часе? (60)
  8.               Что больше 2дм или 23см (23см)
  9.               Сколько граммов в килограмме? (1000) 
  10.          Угол, меньше прямого? (острый)

Вопросы для 4-ой команды.

  1.               Периметр квадрата 20 см. Чему равна площадь его? (25 см2)
  2.               Как называется вторая координата точки? (ордината)
  3.               Найди третью часть от 60 (20)
  4.               Как называется функция вида у = кх + в? (линейная)
  5.               Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (нет)
  6.               Параллелограмм, у которого все углы прямые? (прямоугольник)
  7.               Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? (хорда)
  8.               Наибольшее отрицательное число (-1)
  9.               Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
  10.          Можно при делении чисел получить ноль? (да)

 

Бакалавр 1:

Любая  наука, в том числе и математика, не может существовать без истории!

Знаете ли вы ученых математиков и их вклад в развитие царицы наук?

О МАТЕМАТИКАХ УЧЕНЫХ

 ВСЕ МЫ СЛЫШАЛИ НЕ РАЗ.

 И СЕГОДНЯ МЫ ПРИПОМНИМ

 СЛАВНЫЕ ИХ ИМЕНА.

Итак,  следующий конкурс «Исторический калейдоскоп».

2 балла за каждый верный ответ. Команды записывают ответы на листах и демонстрируют после обсуждения вопроса.

1 вопрос: Этот ученый жил более двух тысяч лет назад и был современником царя Птолемея I.

Он старше Архимеда.

Вам известен его алгоритм нахождения НОД двух целых чисел.

Его считают основателем геометрии. Кто это. (Евклид)

2 вопрос: Родился в 1777году.

В 19 лет дал полное решение построения правильного семиугольника и девятиугольника. Над решением этой задачи ученые бились в течение   2-х тысяч лет.

Это знаменитые его слова: «Математика-царица всех наук, арифметика-царица математики»  Кто он? (Гаусс)

3 вопрос: Год его смерти – год падения Сиракуз.

Он погиб от рук римского солдата.

Он проверил чистоту золотого венца царя с помощью закона выталкивающей силы. Вычислил число П. Назовите ученого. (Архимед)

4 вопрос: Русский математик, писательница, первая русская женщина – профессор. В 1874г. была удостоена учёной степени «доктора философии» в Гёттингенском университете. С 1883 года преподавала в Стокгольмском университете. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механики и астрономии. (КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна)

 

Бакалавр 2:

Кто в терминах не знает затрудненья,

Ответит  нам  сейчас без промедленья.

3 конкурс – «Кроссворд на досуге»

Ваша задача за 5 минут разгадать кроссворд и найти ключевое слово.

Все вместе проверяем правильность заполнения.

http://festival.1september.ru/2005_2006/articles/314686/img4.gif

Вопросы:

  1. Вторая степень числа.
  2. Запись, содержащая числа и буквы.
  3. Арифметическое действие.
  4. Чертежный инструмент.
  5. Величина, характеризующая быстроту движения.
  6. Геометрическая фигура.
  7. Современная шпаргалка.
  8. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с противоположной стороной, проведенный под прямым углом.

Бакалавр 2:

Следующий конкурс – «Ребусы».

Команды отгадывают ребусы, представленные на экране.  Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание. Команды получают по 1 баллу.

Бакалавр 1:

 5 конкурс -  «СПОРТИВНАЯ  МАТЕМАТИКА».

 Вы, наверное, уже засиделись и хотите размяться! Сейчас вам будет предоставлена такая возможность. (Помощники прикрепляют на спины членов команд карточки с различными числами. Причём, каждый участник не знает, какое число прикреплено ему на спину Задача каждой команды: как можно быстрее построиться по порядку номеров. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание).

Бакалавр 2:

Как песня не может прожить без баяна,

Команда не может без капитана. Приглашаем наших капитанов.

1-й конкурс для наших капитанов - «Черный ящик».

Перед вами «черный ящик» и в нем находится предмет, который вам нужно угадать

 Вопросы-подсказки:

 1. (8очков) Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.

 2. (7очков) Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.

 3. (6очков) Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.

 4. (5очков) За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.

 5.(4очка) В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью-признаком высокого положения в обществе и большого ума.

 6.(3очка) Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.

 7.(2очка) Известный писатель Ю. Олеша, автор «Трех толстяков», писал: « В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».

 8. (1очко) Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.

 9. (0 очков) Об этом предмете придумана загадка:

 « Сговорились две дуги, делать дуги и круги»

 ( Циркуль)

Бакалавр 1:

2-й конкурс для капитанов – « Узнай фигуры на ощупь».

Капитаны будут работать с завязанными глазами. За каждую верно названную фигуру- 1 балла. Вперед!

Бакалавр 2:

3-й конкурс для капитанов – «Среднее арифметическое».

 Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают. Вопросы задаются по очереди. Право ответа может перейти к следующему, если капитан не знает ответ. За верный ответ – 1 балл.

Итак, назовите среднее арифметическое:

- портфеля и рюкзака (ранец);

- женщины и рыбы (русалка);

- мужчины и коня (кентавр);

- носка и чулка (гольф);

- велосипеда и мотоцикла (мопед);

- трамвая и поезда (электричка);

- алгебры и геометрии (математика);

- апельсина и лимона (грейпфрут);

- туфельки и сапога (ботинок);

- пианино и баяна (аккордеон);

- холодильника и вентилятора (кондиционер);

Бакалавр 1:

Объявляем  следующий конкурс для команд  - «Берегись ошибиться».

В этом конкурсе участники  должны показать точность глазомера, свою интуицию. И без каких-либо инструментов выполнить задание:

 Задание первое: определить величину угла в градусах.

 Задание второе: определить длину отрезка в см.

Задание третье: найти площадь прямоугольника в кв.см.

 Наиболее точный ответ будет оценен в 2 балла.

Команды получают листы с заданиями. Через 3 минуты работы сдаются на оценивание жюри.

 Бакалавр 2:

 И последний конкурс нашей игры - «Домашнее задание».

 Конкурсанты должны были приготовить фокус. Итак, математические чудеса перед вами. (демонстрация  фокусов)

Учитель:

И в завершении нам бы хотелось , чтобы каждый из вас оставил нам о себе что-то на память. Например, свой портрет. Точнее командный портрет. Но не простой, а из геометрических фигур. Команды получают листы с заготовками фигур. На «портретах»  напишите свои пожелания, впечатления о сегодняшней встрече.

Бакалавр 1:

Ах, эта математика –

Наука очень строгая.

Учебник математики

Всегда берешь с тревогою.

Там функции и графики

И уравнений тьма,

А модуль может запросто

Свести тебя с ума.

Бакалавр 2:

И правила, и формулы,

Все так легко забыть,

Но все ж без математики

Нам невозможно жить.

Любите математику

И вы поймете вдруг,

Что, правда: “Математика –

Царица всех наук!”

Слово жюри.

Подведение итогов. Награждение победителей. Вручение медалей «Юному знатоку математики»

Ведущий.

Учитель:

Вы сидели и считали,

И, надеюсь, не скучали.

Но закончилась игра –

Расставаться нам пора,

И давайте на прощание

Скажем дружно…

 

Все. ДО СВИДАНИЯ!

 

 

 

 

Оценочный лист игры

 

№ п/п

Название конкурса

Мак. кол-во баллов

Команда

 ОШ №__

Команда

   ОШ №__

Команда

ОШ №__

Команда

ОШ №___

1

Разминка

10х1б.

 

 

 

 

2

Исторический калейдоскоп

4х2б.

 

 

 

 

3

Кроссворд на досуге

8х1б.

 

 

 

 

4

Ребусы

5х1б.

 

 

 

 

5

Спортивная

математика

3б.

 

 

 

 

6

Черный ящик

8б.

 

 

 

 

7.

Узнай фигуры на ощупь

3х1б.

 

 

 

 

8.

Среднее арифметическое

по 1б.

 

 

 

 

9

Берегись ошибиться

3х2б.

 

 

 

 

10

Домашнее задание

5б.

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
14 листопада 2018
Переглядів
1106
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку