Проведение внеклассных мероприятий по математике пробуждают у учащихся интерес, углубляют знания, формируют мировоззрение, воспитывают патриотические чувства.
Игра-конкурс помогает активизировать знания ребят, вспомнить забытое, проявить смекалку, сообразительность для решения новых вопросов и задач.
Интеллектуально-развлекательная игра
« За кулисами математики» для 8 классов
Приветствие. Эмоциональный настрой.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на интеллектуально- развлекательной игре « За кулисами математики».
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто пришел сюда с хорошим настроением.
А теперь помашите рукой те, кто увлечен математикой.
Поаплодируйте те, кто готов сегодня блеснуть своим интеллектом.
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
Давайте познакомимся. Каждый из вас дружно должен сказать свое имя. Итак, раз, два… (ребята хором называют свои имена).
Что ж, я очень рада с вами познакомиться. Меня зовут Елена Валентиновна, учитель математики. А помогать сегодня мне будут юные бакалавры математических наук-….
Учитель:
Все учителя математики часто слышат вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится».
Бакалавр 1:
Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука».
И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».
Бакалавр 2:
Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогала развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как
логическое мышление, сильную волю, устойчивое внимание, сосредоточенность
и хорошую память, находчивость и смекалку, чувство юмора.
Учитель:
Я хочу, чтобы сегодня вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть.
Итак, мы начинаем нашу игру!
Бакалавр 1:
“Наука математика – царица всех наук”-
Сказал великий Гаусс, запомни это, друг!
Не станешь Пифагором ты,
- послушай, не грусти –
Но знаньями своими сегодня ты блесни!
Бакалавр 2:
Внимание! Внимание!
Приглашаем всех отправиться
В увлекательную страну МАТЕМАТИКУ.
Не забудьте взять с собой быструю мысль,
Находчивость, смекалку и сообразительность!
Бакалавр 1:
Царица - математика опять
Вас собрала на праздник знаний
И приглашает всех блистать
Умом, смекалкой, юмором дерзаний.
Нет скучных формул, теорем,
Сегодня – не урок, а праздник!
И пусть не все получится, как ты хотел,
Тебе откроется дорога к знаньям.
Учитель:
Сегодня в нашем зале встречаются команды юных математиков. О себе они расскажут сами.
Представление команд. Команды представляют свое название и девиз. Краткое знакомство.
Заповеди конкурса
Учитель:
Чтоб игра пошла как надо,
Я жюри представить рада.
Жюри – это высший исполнительный орган конкурса. Все члены жюри – крепкие здоровые люди, и поэтому не имеют права болеть ни за одну команду.
Наш конкурс судят: ...
Заповеди жюри:
Бакалавр 2:
1 конкурс - традиционная разминка. Каждой команде будет предложено по 10 вопросов. Время -1 минута.
За каждый правильный ответ команда может заработать по 1 баллу. Жеребьевкой определяется очередность.
Вопросы для 1-ой команды.
Вопросы для 2-ой команды.
Вопросы для 3-ей команды.
Вопросы для 4-ой команды.
Бакалавр 1:
Любая наука, в том числе и математика, не может существовать без истории!
Знаете ли вы ученых математиков и их вклад в развитие царицы наук?
О МАТЕМАТИКАХ УЧЕНЫХ
ВСЕ МЫ СЛЫШАЛИ НЕ РАЗ.
И СЕГОДНЯ МЫ ПРИПОМНИМ
СЛАВНЫЕ ИХ ИМЕНА.
Итак, следующий конкурс «Исторический калейдоскоп».
2 балла за каждый верный ответ. Команды записывают ответы на листах и демонстрируют после обсуждения вопроса.
1 вопрос: Этот ученый жил более двух тысяч лет назад и был современником царя Птолемея I.
Он старше Архимеда.
Вам известен его алгоритм нахождения НОД двух целых чисел.
Его считают основателем геометрии. Кто это. (Евклид)
2 вопрос: Родился в 1777году.
В 19 лет дал полное решение построения правильного семиугольника и девятиугольника. Над решением этой задачи ученые бились в течение 2-х тысяч лет.
Это знаменитые его слова: «Математика-царица всех наук, арифметика-царица математики» Кто он? (Гаусс)
3 вопрос: Год его смерти – год падения Сиракуз.
Он погиб от рук римского солдата.
Он проверил чистоту золотого венца царя с помощью закона выталкивающей силы. Вычислил число П. Назовите ученого. (Архимед)
4 вопрос: Русский математик, писательница, первая русская женщина – профессор. В 1874г. была удостоена учёной степени «доктора философии» в Гёттингенском университете. С 1883 года преподавала в Стокгольмском университете. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механики и астрономии. (КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна)
Бакалавр 2:
Кто в терминах не знает затрудненья,
Ответит нам сейчас без промедленья.
3 конкурс – «Кроссворд на досуге»
Ваша задача за 5 минут разгадать кроссворд и найти ключевое слово.
Все вместе проверяем правильность заполнения.
Вопросы:
Бакалавр 2:
Следующий конкурс – «Ребусы».
Команды отгадывают ребусы, представленные на экране. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание. Команды получают по 1 баллу.
Бакалавр 1:
5 конкурс - «СПОРТИВНАЯ МАТЕМАТИКА».
Вы, наверное, уже засиделись и хотите размяться! Сейчас вам будет предоставлена такая возможность. (Помощники прикрепляют на спины членов команд карточки с различными числами. Причём, каждый участник не знает, какое число прикреплено ему на спину Задача каждой команды: как можно быстрее построиться по порядку номеров. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание).
Бакалавр 2:
Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана. Приглашаем наших капитанов.
1-й конкурс для наших капитанов - «Черный ящик».
Перед вами «черный ящик» и в нем находится предмет, который вам нужно угадать
Вопросы-подсказки:
1. (8очков) Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
2. (7очков) Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
3. (6очков) Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
4. (5очков) За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.
5.(4очка) В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью-признаком высокого положения в обществе и большого ума.
6.(3очка) Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
7.(2очка) Известный писатель Ю. Олеша, автор «Трех толстяков», писал: « В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».
8. (1очко) Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
9. (0 очков) Об этом предмете придумана загадка:
« Сговорились две дуги, делать дуги и круги»
( Циркуль)
Бакалавр 1:
2-й конкурс для капитанов – « Узнай фигуры на ощупь».
Капитаны будут работать с завязанными глазами. За каждую верно названную фигуру- 1 балла. Вперед!
Бакалавр 2:
3-й конкурс для капитанов – «Среднее арифметическое».
Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают. Вопросы задаются по очереди. Право ответа может перейти к следующему, если капитан не знает ответ. За верный ответ – 1 балл.
Итак, назовите среднее арифметическое:
- портфеля и рюкзака (ранец);
- женщины и рыбы (русалка);
- мужчины и коня (кентавр);
- носка и чулка (гольф);
- велосипеда и мотоцикла (мопед);
- трамвая и поезда (электричка);
- алгебры и геометрии (математика);
- апельсина и лимона (грейпфрут);
- туфельки и сапога (ботинок);
- пианино и баяна (аккордеон);
- холодильника и вентилятора (кондиционер);
Бакалавр 1:
Объявляем следующий конкурс для команд - «Берегись ошибиться».
В этом конкурсе участники должны показать точность глазомера, свою интуицию. И без каких-либо инструментов выполнить задание:
Задание первое: определить величину угла в градусах.
Задание второе: определить длину отрезка в см.
Задание третье: найти площадь прямоугольника в кв.см.
Наиболее точный ответ будет оценен в 2 балла.
Команды получают листы с заданиями. Через 3 минуты работы сдаются на оценивание жюри.
Бакалавр 2:
И последний конкурс нашей игры - «Домашнее задание».
Конкурсанты должны были приготовить фокус. Итак, математические чудеса перед вами. (демонстрация фокусов)
Учитель:
И в завершении нам бы хотелось , чтобы каждый из вас оставил нам о себе что-то на память. Например, свой портрет. Точнее командный портрет. Но не простой, а из геометрических фигур. Команды получают листы с заготовками фигур. На «портретах» напишите свои пожелания, впечатления о сегодняшней встрече.
Бакалавр 1:
Ах, эта математика –
Наука очень строгая.
Учебник математики
Всегда берешь с тревогою.
Там функции и графики
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.
Бакалавр 2:
И правила, и формулы,
Все так легко забыть,
Но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: “Математика –
Царица всех наук!”
Слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей. Вручение медалей «Юному знатоку математики»
Ведущий.
Учитель:
Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра –
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…
Все. ДО СВИДАНИЯ!
Оценочный лист игры
№ п/п |
Название конкурса |
Мак. кол-во баллов |
Команда ОШ №__ |
Команда ОШ №__ |
Команда ОШ №__ |
Команда ОШ №___ |
1 |
Разминка |
10х1б. |
|
|
|
|
2 |
Исторический калейдоскоп |
4х2б. |
|
|
|
|
3 |
Кроссворд на досуге |
8х1б. |
|
|
|
|
4 |
Ребусы |
5х1б. |
|
|
|
|
5 |
Спортивная математика |
3б. |
|
|
|
|
6 |
Черный ящик |
8б. |
|
|
|
|
7. |
Узнай фигуры на ощупь |
3х1б. |
|
|
|
|
8. |
Среднее арифметическое |
по 1б. |
|
|
|
|
9 |
Берегись ошибиться |
3х2б. |
|
|
|
|
10 |
Домашнее задание |
5б. |
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
|
|
|