Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 61
Итоговый урок по литературе в 8-м классе на тему
"Вопросы чести, долга, верности в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"
Автор: учитель русского языка и литературы
Приходько Лилия Рашитовна
Кривой Рог, 2018
Итоговый урок по литературе в 8-м классе
Тема: "Вопросы чести, долга, верности в повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"
Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся
Предметные компетентности: подведение итогов изучения философских, исторических, нравственных взглядов Пушкина; освоение учащимися художественного «пространства» произведения.
Ключевые компетентности: формирование умения работы над ключевыми проблемами повести; развитие навыков самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение; формирование культуры речи; развитие познавательных способностей учащихся, фантазии и творческого мышления, воспитание у учащихся навыков общения и сотрудничества.
Сквозные линии: гражданская ответственность (сл -2).
Эмоционально-ценностное отношение
Понимание таких нравственных категорий, как "честь", "долг", "благородство", "верность".
Методы:
Форма урока: урок - презентация "Литературного канала"
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Этапы урока:
І. Организационный этап;
ІІ. Постановка цели урока;
ІІІ. Фронтальный опрос;
ІV. Работа в группах;
V. Подведение итогов;
VІ. Рефлексия;
VІІ. Домашнее задание.
Оборудование:
Ход урока.
І. Орг. момент (слайд 1).
ІІ. Постановка цели урока.
Слово учителя (слайд 2).
Литературное наследие А.С Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, неприятия всяческого произвола, унижение личности, насилия над ней, ханжества, лицемерия.
Повесть "Капитанская дочка" - вершинное произведение пушкинской художественной прозы. Н.В.Гоголь сказал о повести: "В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше". Пушкин описывает нам не только те правдивые события, ту правду жизни, но и помогает нам понять правду человеческую. Человек живет, ошибается, ищет, заблуждается, но он должен исправить все те недостатки, которые в нем есть, преодолеть невзгоды. Поэтому он и человек. А это есть – лучшая правда. Сегодня мы попытаемся разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
Наш урок мы проведём нетрадиционно, в форме презентации литературного канала (слайд 3). Сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических достижений, одно из которых – телевидение. Мы презентуем "Литературный канал," задача которого не только информировать и развлекать, но и развивать, обучать, способствовать процессу познания (Заставка "Литературного канала").
Сейчас вы можете ознакомиться с программой телепередач на сегодня.
Вы объединились в группы для совместного выполнения заданий. В каждой группе есть администраторы, полномочия которых мы обговорили заранее.
Главной информационной программой на "Литературном канале" является выпуск новостей "Факты" Сегодня в выпуске интересные факты из жизни героев повести (Заставка выпуска новостей"Факты").
ІІІ. Фронтальный опрос (слайд 4)
Вопросы учащимся. (метод "Литературный кросс").
ІV. Работа в группах.
Слово учителя.
Повесть "Капитанская дочка" - одно из самых "народных" произведений А. С. Пушкина. В текст романа вплетено множество элементов фольклора: русские народные пословицы и поговорки, народные песни и т.д. В познавательной передаче "Мозаика"(слайд 5). мы встретимся пословицами и поговорками, изобилующими в повести. (Заставка телепередачи "Мозаика").
1-е задание: сложить пословицу; определить, кто её произнёс в повести. (интерактивный приём "Мозаика") (слайд 6).
1. один, семь, бед, ответ - Семь бед, один ответ (Петр Гринев);
2. красен, долг, платежом - Долг платежом красен (Пугачев);
3. в, да, из, полымя, огня - Из огня да в полымя (Савельич);
4. от, час, не, часу, легче! - Час от часу не легче! (Гринев);
5. лучше, худой, ссоры, мир, доброй - Худой мир лучше доброй ссоры (Иван Игнатьич);
6. смолоду, а, береги, честь, снову, платье, - Береги платье снову, а честь смолоду (Андрей Петрович Гринев).
(слайд 7).
Слово учителя.
«Капитанская дочка» написана в форме мемуаров главного героя Петра Гринева. Автор неспроста выбрал именно такую форму. Он хотел, чтобы следующие поколения узнали об этом восстании из уст его очевидца, лица, которое непосредственно принимало в нем участие, было знакомо с Емельяном Пугачевым. Еще одной композиционной особенностью «Капитанской дочки» является изображение главного героя на протяжении всей его жизни: детства, юности и старости. Телевизионная программа "Хронологический порядок" поможет вам выполнить следующее задание. (Заставка программы "Хронологический порядок" ) слайд 8.
2-е задание: пронумеровать иллюстрации в хронологическом порядке. (Прием "Хронологический порядок") (слайд 9).
Задание Пронумеруйте картинки к «Капитанской дочке» в хронологическом порядке. |
|||||
Поединок |
Савельич и Пугачёв |
Прощание Маши с отцом |
Буран |
||
№ |
№ |
№ |
№ |
||
Письмо от отца Гринёва |
Благословение |
Освобождение Маши |
Императрица Екатерина II |
В доме у Мироновых |
|
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
|
(слайд 10).
Слово учителя.
Ребята, вы привыкли к тому, что на уроке учитель задает вопросы, а ученики на них отвечают. Телепроект "Вопросы и ответы" дает возможность задать вопросы друг другу (Заставка телепроекта "Вопросы и ответы") слайд 11.
3-е задание: придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница (Прием «тонких» и «толстых» вопросов)
(слайд 12).
Толстые вопросы |
|
Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли ...? Мог ли…? |
Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? |
Слово учителя.
Я предлагаю вам стать активным участником телепрограммы "Кластер" слайд13. Нам известно, что кластер - это группа каких-то близких, родственных, объединенных между собой, компонентов, которые располагаются в определённом порядке. (Заставка телепрограммы "Кластер").
3-е задание: составить кластеры по данным темам: (слайд 14).
Слово учителя.
Все обожают художественные фильмы. Они не только делают разнообразным досуг, но и могут быть полезны. Экранизация произведений является отличным дополнением книги. Большое количество замечательных произведений русских классиков послужили сценариями таким отличным фильмам, как «Война и мир», «Руслан и Людмила», "Капитанская дочка". Предлагаю посмотреть программу "Время кино" (Заставка телепрограммы "Время кино").
4-е задание: просмотреть видеофрагменты и выполнить задание в группах (слайд 15).
1-я группа: найти и прочитать этот отрывок в тексте;
2-я группа: рассказать, что произошло дальше;
3-я группа: рассказать, что предшествовало этому эпизоду.
V. Подведение итогов;
Слово учителя.
Как правило, самые рейтинговые программы транслируются вечером. Это яркие развлекательные передачи, ток-шоу. Я приглашаю всех на популярное ток-шоу "Касается каждого". (Заставка ток-шоу "Касается каждого").
Вопросы учащимся (слайд 16).
VІ. Рефлексия;
Слово учителя (слайд 17).
Итак, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», законченная за несколько месяцев до смерти, повесть об исторических событиях, историческое исследование, история людей, переплетенных с судьбой страны, повесть-завещание, плод размышлении писателя-мыслителя, философа. .Но главное для автора показать в произведении, как ведут себя люди в неординарной ситуации.
Кто-то из героев на протяжении всей жизни независимо от обстоятельств следует этому девизу, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни.
Пушкин не сообщает известные факты, а проживает, чувствует этот острый момент вместе с очевидцами. На протяжение урока мы пытались разгадать некоторые загадки повести – это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать.
VІІ. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на тему «Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина».