Итоговый урок по литературе в 8-м классе на тему "Вопросы чести, долга, верности в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"

Про матеріал
Подведение итогов изучения философских, исторических, нравственных взглядов Пушкина; освоение учащимися художественного «пространства» повести "Капитанская дочка". Формирование умения работы над ключевыми проблемами повести; развитие навыков самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
Перегляд файлу

Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый  урок по литературе в 8-м классе на тему

"Вопросы чести, долга, верности в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"

 

 

 

 

                                                  Автор: учитель русского языка и литературы

                                                  Приходько Лилия Рашитовна

 

Картинки по запросу картинка капитанская дочка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривой Рог, 2018

Итоговый  урок по литературе в 8-м классе

Тема: "Вопросы чести, долга, верности в повести

              А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся

Предметные компетентности: подведение итогов изучения  философских, исторических, нравственных взглядов Пушкина;  освоение учащимися художественного «пространства» произведения.

Ключевые компетентности: формирование умения работы над ключевыми проблемами повести; развитие навыков самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение; формирование культуры речи;  развитие познавательных способностей учащихся, фантазии и творческого мышления, воспитание у учащихся навыков общения и сотрудничества.

Сквозные линии: гражданская ответственность (сл -2).

Эмоционально-ценностное отношение

Понимание таких нравственных категорий, как "честь", "долг", "благородство", "верность".

  Методы:

  • Репродуктивный;
  • Дискуссия;
  • Элементы игровой технологии
  • Использование средств ИКТ;

Форма урока: урок - презентация "Литературного канала"

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Этапы урока:

І.  Организационный этап;

ІІ. Постановка цели урока;

ІІІ. Фронтальный опрос;

ІV.  Работа в группах;

V. Подведение итогов;

VІ.  Рефлексия;

VІІ. Домашнее задание.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Мультимедийная презентация.

 

Ход урока.

І.  Орг. момент (слайд 1).

ІІ. Постановка цели урока.

   Слово учителя (слайд 2).

     Литературное наследие А.С Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, неприятия всяческого произвола, унижение личности, насилия над ней, ханжества, лицемерия.

   Повесть "Капитанская дочка" - вершинное произведение пушкинской художественной прозы. Н.В.Гоголь сказал о повести:  "В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше". Пушкин описывает нам не только те правдивые события, ту правду жизни, но и помогает нам понять правду человеческую. Человек живет, ошибается, ищет, заблуждается, но он должен исправить все те недостатки, которые в нем есть, преодолеть невзгоды. Поэтому он и человек. А это есть – лучшая правда. Сегодня мы попытаемся разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

   Наш урок мы проведём нетрадиционно,  в форме презентации литературного канала (слайд 3). Сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических достижений, одно из которых – телевидение. Мы презентуем  "Литературный канал,"   задача которого  не только информировать и развлекать, но и развивать, обучать, способствовать процессу познания  (Заставка "Литературного канала").
    Сейчас вы можете ознакомиться с программой телепередач на сегодня.

    Вы объединились в группы для совместного выполнения   заданий. В каждой группе есть администраторы, полномочия которых мы обговорили заранее.

      Главной информационной программой на "Литературном канале" является  выпуск новостей  "Факты"  Сегодня в выпуске интересные факты из жизни героев повести (Заставка  выпуска новостей"Факты").

ІІІ. Фронтальный опрос (слайд 4)

Вопросы учащимся. (метод "Литературный кросс").

  • Главного героя повести звали (Петр Гринев);
  • Петр Гринев еще до своего рождения был зачислен в (Семеновский полк);
  • Учителя-француза, обучавшего Петра Гринева звали (Бопре);
  • На самом деле по профессии Бопре был (парикмахером);
  • Петр Гринев проиграл ротмистру Зурину (100 рублей);
  • Петр Гринев дарит Пугачеву на постоялом дворе (тулуп заячий);
  • Крепость, в которой происходит действие романа, называется (Белогорской);
  • В Белогорской крепости Гринев влюбляется в (Машу);
  • Емельян Пугачев выдает себя за (царя Петра ІІІ);
  • Жену капитана Миронова звали (Василиса Егоровна);
  • На сторону Емельяна Пугачева переходит  (Швабрин);
  • Гринева арестовывают, как изменника, по доносу (Швабрина);
  • Маша решилась ехать в Петербург и просить за любимого (царицу).

ІV. Работа в группах.

Слово учителя.

       Повесть  "Капитанская дочка" - одно из самых "народных" произведений А. С. Пушкина. В текст романа вплетено множество элементов фольклора: русские народные пословицы и поговорки, народные песни и т.д. В познавательной передаче "Мозаика"(слайд 5). мы встретимся пословицами и поговорками, изобилующими в повести. (Заставка  телепередачи "Мозаика").

1-е  задание: сложить пословицу; определить, кто  её произнёс  в повести. (интерактивный  приём  "Мозаика") (слайд 6).
1. один, семь,  бед, ответ -  Семь бед, один ответ (Петр Гринев);
2. красен, долг,  платежом -  Долг платежом красен (Пугачев);
3. в, да,  из,  полымя, огня  - Из огня да в полымя (Савельич);
4. от, час, не, часу, легче!  - Час от часу не легче! (Гринев);
5. лучше, худой, ссоры,  мир, доброй - Худой мир лучше доброй ссоры  (Иван Игнатьич);
6. смолоду,  а,  береги, честь,  снову,  платье, - Береги платье снову, а честь смолоду  (Андрей Петрович Гринев).

(слайд 7).

Слово учителя.

    «Капитанская дочка» написана в форме мемуаров главного героя Петра Гринева. Автор неспроста выбрал именно такую форму. Он хотел, чтобы следующие поколения узнали об этом восстании из уст его очевидца, лица, которое непосредственно принимало в нем участие, было знакомо с Емельяном Пугачевым. Еще одной композиционной особенностью «Капитанской дочки» является изображение главного героя на протяжении всей его жизни: детства, юности и старости. Телевизионная программа "Хронологический порядок" поможет вам выполнить следующее задание. (Заставка программы "Хронологический порядок" ) слайд 8.

2-е  задание:  пронумеровать  иллюстрации в хронологическом порядке. (Прием "Хронологический порядок") (слайд 9).

 

 

 

 

Задание  Пронумеруйте картинки к «Капитанской дочке» в хронологическом порядке.

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/e/e/4ee773f35d49a043dbfce68fffaac4825a07fbb3/obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka_1.jpeg

Поединок

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/e/e/4ee773f35d49a043dbfce68fffaac4825a07fbb3/obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka_2.jpeg

Савельич и Пугачёв

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/e/e/4ee773f35d49a043dbfce68fffaac4825a07fbb3/obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka_3.jpeg

Прощание Маши с отцом

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/e/e/4ee773f35d49a043dbfce68fffaac4825a07fbb3/obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka_4.jpeg

Буран

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/e/e/4ee773f35d49a043dbfce68fffaac4825a07fbb3/obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka_5.jpeg

Письмо от отца Гринёва

Картинки по запросу картинки в  повести капитанская дочка

Благословение

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/e/e/4ee773f35d49a043dbfce68fffaac4825a07fbb3/obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka_7.jpeg

Освобождение Маши

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/e/e/4ee773f35d49a043dbfce68fffaac4825a07fbb3/obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka_8.png

Императрица Екатерина II

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/e/e/4ee773f35d49a043dbfce68fffaac4825a07fbb3/obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka_9.jpeg

В доме у Мироновых

 

(слайд 10).
Слово учителя.

   Ребята, вы привыкли к тому, что на уроке учитель задает  вопросы, а ученики на них отвечают. Телепроект "Вопросы и ответы" дает возможность задать вопросы друг другу (Заставка телепроекта "Вопросы и ответы") слайд 11.

3-е  задание:  придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница (Прием «тонких» и «толстых» вопросов)

(слайд 12).

 

 

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто...?  Что...?  Когда...?  Как звать...?

Было ли...?  Верно ли ...? Мог ли…?

Дайте три объяснения, почему...?  Объясните, почему...?  Почему, вы думаете...?  В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...?  Согласны ли вы ...?

 

Слово учителя.

    Я предлагаю вам стать активным участником телепрограммы "Кластер" слайд13. Нам известно, что кластер - это  группа каких-то близких, родственных, объединенных между собой, компонентов, которые  располагаются в определённом порядке. (Заставка телепрограммы "Кластер").

3-е  задание:  составить кластеры по данным темам: (слайд 14).

(Прием "Кластеры").

Слово учителя.

    Все обожают художественные фильмы. Они не только делают разнообразным досуг, но и могут быть полезны. Экранизация произведений является отличным дополнением книги. Большое количество замечательных произведений русских классиков послужили сценариями таким отличным фильмам,  как «Война и мир», «Руслан и Людмила», "Капитанская дочка". Предлагаю посмотреть программу "Время кино" (Заставка телепрограммы "Время кино").

4-е  задание: просмотреть видеофрагменты и выполнить задание в группах (слайд 15).

1-я группа: найти и прочитать этот отрывок в тексте;

2-я группа: рассказать, что произошло дальше;

3-я группа: рассказать, что предшествовало этому эпизоду.

V. Подведение итогов;

Слово учителя.

Как правило, самые рейтинговые программы транслируются вечером. Это яркие развлекательные передачи, ток-шоу. Я приглашаю всех на популярное ток-шоу  "Касается каждого". (Заставка ток-шоу "Касается каждого").

Вопросы учащимся (слайд 16).

  • Докажите, что повесть "Капитанская дочка" актуальна и в 21 веке;
  • Какие качества вы хотели бы перенять у главных героев: Маши Мироновой и Петра Гринева?
  • Что нужно делать, чтобы испытания не сломали юношу, а сделали из него настоящего мужчину?

VІ.  Рефлексия;

Слово учителя (слайд 17).

     Итак, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», законченная за несколько месяцев до смерти, повесть об исторических событиях, историческое исследование, история людей, переплетенных с судьбой страны, повесть-завещание, плод размышлении писателя-мыслителя, философа. .Но главное для автора показать в произведении, как ведут себя люди в неординарной ситуации.

Кто-то из героев на протяжении всей жизни независимо от обстоятельств следует этому девизу, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни.

Пушкин  не сообщает известные факты, а проживает, чувствует этот острый момент вместе с очевидцами. На протяжение урока мы пытались разгадать некоторые загадки  повести – это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать.

VІІ. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на тему  «Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина». 

 

docx
Додано
29 січня 2019
Переглядів
4375
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку