Із досвіду роботи… «Використання лінгвістичних казок на уроках російської мови»

Про матеріал

Работаю над методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках языка путем использования лингвистических сказок (и некоторых других приемов)». Поэтому, хотел бы поделиться с вами своим опытом использования данного методического приема на практике.

Использование лингвистических сказок на уроках языка вызывает эмоциональный отклик среди детей, поэтому позволяет эффективно запомнить материал и завлечь общей учебной деятельностью, которая часто не может быть вызвана только изучением теоретических сведений. Трансформировав научные факты в сказочные сюжеты, могу достичь как развития познавательной активности учащихся, так и развития личности в целом. Лингвистическая сказка эффективна и для достижения воспитательной цели.

Зміст слайдів
Номер слайду 1

1 Фестиваль педагогического мастерства учителей русского языка и зарубежной литературы Андриенков Игорь Леонидович, учитель английского языка и русского языка Новониколаевской ООШ I-III ст.

Номер слайду 2

* АКТУАЛЬНОСТЬ Возможность достичь: развития познавательной активности; общей увлекательной учебной деятельности; запоминания материала легче; воспитательной цели; эффективного, разнообразного, а главное – интересного процесса обучения.

Номер слайду 3

* Под лингвистической сказкой понимается особый дидактический рассказ, в котором используется сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка и речи.

Номер слайду 4

* Коммуникативные задачи лингвистической сказки объяснение нового материала; проверка знаний по теме; повышение интереса к изучению предмета.

Номер слайду 5

* Дидактический материал Работа по развитию речи Обобщение полученных знаний Объяснение нового материала, актуализация опорных знаний

Номер слайду 6

* Мотивация учебной деятельности В некотором царстве в тридевятом государстве жили-были в своих дворцах Простые предложения. Жили они по соседству, но никогда не ходили друг к другу в гости. Со временем им стало очень скучно и тоскливо. И решили они подружиться между собой. Сказано – сделано. Построили они большой дом. Объединились и стали жить вместе. Было две семьи, а стала одна. Теперь стали они называться не Простым, а Сложным предложением. Все были рады этому объединению. Но вот беда: слова в предложениях стали путаться между собой, и было не понятно, из какого предложения то или иное слово. Что делать??? Главные члены предложений посовещались и решили, что между частями сложного предложения нужно поставить преграду, стену, чтобы слова не смешивались. И в качестве этой преграды решили поставить Знаки Препинания и Интонацию. Вот с тех самых пор Сложное предложение состоит из нескольких простых, но между ними всегда стоит преграда. На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит научиться выяснять границы простых предложений в составе сложных.

Номер слайду 7

* Актуализация опорных знаний Кто важнее? В королевстве Азбуковедения всегда были мир и покой. Но вот однажды звонкие и глухие согласные затеяли спор. Звонкие согласные уверяют, что на конце таких слов, как гриб, мороз, арбуз, нужно писать букву звонкого согласного звука. Глухие стали возражать: — Нет, в этих словах надо писать глухую согласную. Они хотели взять власть над звонкими и требовали доказательств. Звонкие приуныли: они не знали, как доказать, что они правы. Злодей- волшебник Глухомань заколдовал согласные звуки, поэтому они не могли вспомнить правила. Какому орфографическому правилу посвящена данная сказка? - Как помочь разрешить этот спор?

Номер слайду 8

* Объяснение нового материала

Номер слайду 9

* Обобщение и систематизация знаний Работа в парах Живут в государстве Синтаксис необычные единицы Предложения – Обособленные. Они не похожи ни на главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает из отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений, Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружают себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связываются между собой с помощью Союзов. А уж как им интонация служит! Попробуй произнеси их без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешь. В Пунктуационном своде им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

Номер слайду 10

* Подведение итогов урока Сказка о корнях гор и гар Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа – ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга. И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден». Первым вызвалось (?). Оно подпрыгнуло и остановилось над (?). Да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж (?), а без ударения – (?). Заполните пропуски в тексте! ?

Номер слайду 11

* Домашнее задание Продолжите лингвистическую сказку … Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы -О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?

Номер слайду 12

*

Номер слайду 13

*

Перегляд файлу

1

 

Шевченківська районна державна адміністрація

Відділ освіти

           Новомиколаївська загальноосвітня школа І – ІІІ ступенів

Шевченківської районної ради

 

 

 

 

Із досвіду роботи…

«Використання лінгвістичних казок на уроках російської мови»

 

 

 

                                                      Андрієнков Ігор Леонідович

                                                     вчитель англійської мови

                                                      спеціаліст ІІ категорії

 

 

 

 

2017

Работаю над методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках языка путем использования лингвистических сказок (и некоторых других приемов)». Поэтому, хотел бы поделиться с вами своим опытом использования данного методического приема на практике.

Использование лингвистических сказок на уроках языка вызывает эмоциональный отклик среди детей, поэтому позволяет эффективно запомнить материал и завлечь общей учебной деятельностью, которая часто не может быть вызвана только изучением теоретических сведений. Трансформировав научные факты в сказочные сюжеты, могу достичь как развития познавательной активности учащихся, так и развития личности в целом. Лингвистическая сказка эффективна и для достижения воспитательной цели.

Лингвистическая сказка - особый дидактический рассказ, в котором используется сказочная фабула для передачи сообщения о языковых фактах. В большинстве случаев использую ее как монолог.

Существует три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок: объяснить новый материал; проверить знания по теме; заинтересовать, повысить интерес к изучению предмета.

Лингвистические сказки на уроках языка использую по-разному: как дидактический материал; как средство организации объяснения нового материала или актуализации полученных ранее знаний; как средство организации закрепления полученных знаний; как вид работы по РР.

Различные виды лингвистических сказок, а именно: сказки-игры, сказки-упражнения, сказки-проблемы, информативные, сказки-инсценировки, использую на разных этапах урока: мотивации учебной деятельности, актуализации опорных знаний, при объяснении нового материала, обобщения и систематизации знаний, подведении итогов урока, а также как домашнее задание.

Мотивация учебной деятельности [О Сложном предложении] В некотором царстве в тридевятом государстве жили-были в своих дворцах Простые предложения. Жили они по соседству, но никогда не ходили друг к другу в гости. Со временем им стало очень скучно и тоскливо. И решили они подружиться между собой. Сказано – сделано. Построили они большой дом. Объединились и стали жить вместе. Было две семьи, а стала одна. Теперь стали они называться не Простым, а Сложным предложением. Все были рады этому объединению. Но вот беда: слова в предложениях стали путаться между собой, и было не понятно, из какого предложения то или иное слово. Что делать??? Главные члены предложений посовещались и решили, что между частями сложного предложения нужно поставить преграду, стену, чтобы слова не смешивались. И в качестве этой преграды решили поставить Знаки Препинания и Интонацию. Вот с тех самых пор Сложное предложение состоит из нескольких простых, но между ними всегда стоит преграда. На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит научиться выяснять границы простых предложений в составе сложных.

Актуализация опорных знаний (после изучения «Оглушения согл.»). [Кто важнее?] В королевстве Азбуковедения всегда были мир и покой. Но вот однажды звонкие и глухие согласные затеяли спор. Звонкие согласные уверяют, что на конце таких слов, как гриб, мороз, арбуз, нужно писать букву звонкого согласного звука. Глухие стали возражать:

 Нет, в этих словах надо писать глухую согласную.

Они хотели взять власть над звонкими и требовали доказательств. Звонкие приуныли: они не знали, как доказать, что они правы. Злодей- волшебник Глухомань заколдовал согласные звуки, поэтому они не могли вспомнить правила.

- Какому орфографическому правилу посвящена данная сказка?

- Как помочь разрешить этот спор? Помогите «расколдовать» звонкие, вспомнив правило «Правописание согласных в корне слова». 

Объяснение нового материала («Однокоренные слова»). [Корень –сад-] (Ученики вспоминают определение «корня») Давно это было. Нашли люди корень -сад- и подумали: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня-сад-. Вот такое выросло Чудо-дерево, на котором вместо фруктов растут новые слова. (Вывешивается иллюстрация дерева с корнем -сад-). - Какой частью речи могут быть однокоренные слова? - Как же корням удаётся обзавестись большой роднёй? - Чем все эти слова отличаются? - С помощью каких морфем (частей слова) корням удаётся обзавестись большой роднёй? Потренируемся! Игра “Волшебное дерево”. Давайте посадим дерево с корнем –цвет- . 

Обобщение и систематизация знаний [Из жизни обособленных членов предложения] Подготовьте выразительное чтение выделенного отрывка лингвистической сказки. С товарищем попытайтесь перевести сказку на язык науки. Выделите в сказке фрагмент, в котором речь идёт об обособленных синтаксических конструкциях.

Живут в государстве Синтаксис необычные единицы Предложения – Обособленные. Они не похожи ни на главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает из отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений, Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружают себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связываются между собой с помощью Союзов. А уж как им интонация служит! Попробуй произнеси их без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешь. В Пунктуационном своде им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

Подведение итогов урока – заполните пропуски в тексте [Сказка о корнях гор и гар] Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа – ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга. И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден».

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над (А). Да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж (ГАР), а без ударения – (ГОР).

Домашнее задание Продолжите лингвистическую сказку …

Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы -О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

zip
Додано
22 січня 2018
Переглядів
1094
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку