В пособие включены задания по русскому языку для подготовки к Всеукраинской олимпиаде по теме "Фонетика" . Пособие адресовано учителям и может быть использовано для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней, на уроках, а также на занятиях кружка по русскому языку. Оно является уникальным и полезным, потому что разделено на разделы языкознания, так учителям легче систематизировать знания учащихся.
1. Сколько раз звук [с] встречается в предложении:
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?
2. Сколько раз звук [т] встречается в предложении:
Директор подряд подписал все документы?
3. Сколько раз звук [з] встречается в предложении:
Один раз Кузин и Зыков захотели разжечь костёр из сухих веток.
4. Русское слово длинношеее известно как своего рода орфографический казус: в нем подряд расположены три одинаковых буквы. А есть ли в нём три одинаковых звука подряд? Свой ответ аргументируйте.
5. Какие звуки слова стог есть и в слове гость? Свой ответ аргументируйте.
6. Писатель Ю. Олеша так пишет о пушкинских строках «И пусть у гробового входа…»: «Пять раз повторяющееся «о» – «гробового входа». Вы спускаетесь по ступенькам под своды, в склеп. Да, да, тут под сводами – эхо!»
Справедливо ли это фонетическое наблюдение? Свой ответ аргументируйте.
7. Даны пары слов:
Акация – оказия, флаги – фляги, шеф – шов, яркий – жаркий, бачок – бочок, шина – тина, стирать – сдирать.
Выпишите пары слов, которые соответствуют условиям:
1) слова в парах различаются только одним согласным звуком;
2) слова в парах различаются только одним гласным звуком;
3) слова в парах различаются одним согласным и одним гласным звуками;
4) слова в парах полностью совпадают по звучанию.
8. Ниже приводится отрывок из стихотворения Д.Самойлова:
Здесь он умер. На том канапе,
Перед тем прошептав изреченье
Непонятное: «Хочется пе…»
То ли песен? А то ли печенья?...
Опираясь на фонетические законы и орфоэпические нормы русского языка, обоснуйте, могла ли словоформа «песен» заменить неоконченное «пе…» умирающего поэта. А словоформа «печенья»? Какую фонетическую особенность должно иметь слово, чтобы заменить неоконченное «пе…», не нарушая орфоэпических норм русского языка? 5 баллов
9. Даны пары слов:
Старожил – сторожил, яма – мама, доварим – доверим, сбиваться – спиваться, потомки – потёмки, рёв – риф, жир – тир.
Выпишите пары слов, которые соответствуют условиям:
1) слова в парах различаются только одним согласным звуком;
2) слова в парах различаются только одним гласным звуком;
3) слова в парах различаются одним согласным и одним гласным звуками;
4) слова в парах полностью совпадают по звучанию.
10. Прочитайте лингвистическую сказку Феликса Кривина.
- А, здравствуйте!
- Извините, я не А, а О.
- О, значит тезка! А голос у тебя совсем как у А.
- Стань на моё место, тогда и посмотрим, какой у тебя будет голос.
- Что же у тебя за место такое?
- Периферия. Ты вон в каком месте, тебе внимание, а обо мне кто помнит?
Какие звуки разговаривают в сказке? Какой фонетический закон отражен в этом диалоге? Приведите два примера.
11. Даны пары слов:
Живот – живёт, циник – финик, стирать – сдирать, острова – острого, котомка – каёмка, рёв – риф, магнат – магнит.
Выпишите пары слов, которые соответствуют условиям:
1) слова в парах различаются только одним согласным звуком;
2) слова в парах различаются только одним гласным звуком;
3) слова в парах различаются одним согласным и одним гласным звуками;
4) слова в парах полностью совпадают по звучанию.
12. Проанализируйте пары слов и сочетаний слов с точки зрения норм современного литературного произношения. Укажите, одинаково ли произносятся слова и сочетания слов внутри пары. Аргументируйте свою точку зрения.
1. Ох, раны – охраны.
2. Обед не ешь – обеднеешь.
3. Ты же ребёнок – ты жеребёнок.
4. Товар ищу – товарищу.
5. Гимн Азии – гимназии.
13. Проанализируйте пары слов и сочетаний слов с точки зрения норм современного литературного произношения. Укажите, одинаково ли произносятся слова и сочетания слов внутри пары. Аргументируйте свою точку зрения.
1. Друг, удар прими – другу дар прими.
2. Нет, Русь – не трусь.
3. Земля нам – землянам.
4. Просто вата – простовата.
5. Несу дичь я – не суди, чья.
14. Проанализируйте пары слов и сочетаний слов с точки зрения норм современного литературного произношения. Укажите, одинаково ли произносятся слова и сочетания слов внутри пары. Аргументируйте свою точку зрения.
1. Немного сложно – немногосложно.
2. Адрес публики – ад республики.
3. За скалой у бéрега – за скалою бéрега.
4. Возвести – воз вести.
5. Сталина лётчики – стали налётчики.
15. Проанализируйте пары слов и сочетаний слов с точки зрения норм современного литературного произношения. Укажите, одинаково ли произносятся слова и сочетания слов внутри пары. Аргументируйте свою точку зрения.
1. Те мнят – темнят.
2. Груздь и рыжики – грузди, рыжики.
3. Погоду – по году.
4. Кол и палку – коли палку.
5. Блин дашь – блиндаж.
16. Проанализируйте следующие пары слов.
Отварить – отворить, лук – луг, наряжу – нарежу, посветить – посвятить, комбайнер – комбайнёр, вывезти – вывести, стекла (сущ.) – стекла (глаг.), груздь – грусть, мука́ – му́ка, плачь – плач, экскаватор – эскалатор, поразит – паразит, ключ (родник) – ключ (от замка), водица – водиться.
А) Выпишите пары слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся.
Б) Укажите, каким термином называются выписанные Вами пары слов.
В) Появление одинаково звучащих слов связано с фонетическими законами (орфоэпическими нормами), действующими в русском языке. Проанализировав выписанные пары слов, кратко сформулируйте эти законы (1. … . 2. … . … ). К каждому сформулированному закону приведите свой пример.
17. Проанализируйте следующие пары слов.
Выполи – выпали, молод – молот, раскрашу – раскрошу, оттени – оттяни, склонен (к чему-нибудь) – склонён (перед кем-нибудь), вперемежку – вперемешку, простой (сущ.) – простой (прил.), съезд – съест, замо́к – за́мок, тушь – туш, абонент – абонемент, гаражу – горожу, брак (изъян) – брак (супружество), лица – литься.
А) Выпишите пары слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся.
Б) Укажите, каким термином называются выписанные Вами пары слов.
В) Появление одинаково звучащих слов связано с фонетическими законами (орфоэпическими нормами), действующими в русском языке. Проанализировав выписанные пары слов, кратко сформулируйте эти законы (1. … . 2. … . … ). К каждому сформулированному закону приведите свой пример.
18. Проанализируйте следующие пары слов.
Калачу – колочу, изморозь – изморось, размяли – размели, мелем – мелям, совершенный (достигший совершенства) – совершённый (сделанный), лесть – лезть, светило (сущ.) – светило (глаг.), заезд – заест, гвозди́ки – гво́здики, ложь – лож, дипломат – дипломант, старожил – сторожил, норка (нора) – норка (животное), маслица – маслиться.
А) Выпишите пары слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся.
Б) Укажите, каким термином называются выписанные Вами пары слов.
В) Появление одинаково звучащих слов связано с фонетическими законами (орфоэпическими нормами), действующими в русском языке. Проанализировав выписанные пары слов, кратко сформулируйте эти законы (1. … . 2. … . … ). К каждому сформулированному закону приведите свой пример.
19. Известно, что в русском языке нет однозначного соответствия между буквой и обозначаемым ею звуком. Одна и та же буква в разных словах (или формах слова) может обозначать разные звуки, и, наоборот, один и тот же звук может передаваться разными буквами.
А) Укажите, какие звуки в русском языке может передавать буква З. Подтвердите свою точку зрения соответствующими словами.
Б) Объясните, действием каких фонетических законов определяется указанное Вами произношение буквы З.