Конкурс «Вчительська десятка». Розробки додавай – подарунки вигравай!
Ви додали 0 з 10 розробок у період з 11 по 20 серпня для участі у розіграші, який відбудеться 21 серпня.

Фонетика. Підготовка до олімпіади

Про матеріал

В пособие включены задания по русскому языку для подготовки к Всеукраинской олимпиаде по теме "Фонетика" . Пособие адресовано учителям и может быть использовано для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней, на уроках, а также на занятиях кружка по русскому языку. Оно является уникальным и полезным, потому что разделено на разделы языкознания, так учителям легче систематизировать знания учащихся.

Перегляд файлу

Подготовка к олимпиаде – фонетика

 

1. Сколько раз звук [с] встречается в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?

2. Сколько раз звук [т] встречается в предложении:

Директор подряд подписал все документы?

3. Сколько раз звук [з] встречается в предложении:

Один раз Кузин и Зыков захотели разжечь костёр из сухих веток.

4. Русское слово длинношеее известно как своего рода орфографический казус: в нем подряд расположены три одинаковых буквы. А есть ли в нём три одинаковых звука подряд? Свой ответ аргументируйте.             

5. Какие звуки слова стог есть и в слове гость? Свой ответ аргументируйте. 

6. Писатель Ю. Олеша так пишет о пушкинских строках «И пусть у гробового входа…»: «Пять раз повторяющееся «о» –  «гробового входа». Вы спускаетесь по ступенькам под своды, в склеп. Да, да, тут под сводами – эхо!»

Справедливо ли это фонетическое наблюдение? Свой ответ аргументируйте.

7. Даны пары слов:

Акация – оказия, флаги – фляги, шеф – шов, яркий – жаркий, бачок – бочок, шина – тина, стирать – сдирать.

Выпишите пары слов, которые соответствуют условиям:

1) слова в парах различаются только одним согласным звуком;

2) слова в парах различаются только одним гласным звуком;

3) слова в парах различаются одним согласным и одним гласным звуками;

          4) слова в парах полностью совпадают по звучанию. 

8. Ниже приводится отрывок из стихотворения Д.Самойлова:

Здесь он умер. На том канапе,

Перед тем прошептав изреченье

Непонятное: «Хочется пе…»

То ли песен? А то ли печенья?...

Опираясь на фонетические законы и орфоэпические нормы русского языка, обоснуйте, могла ли словоформа «песен» заменить неоконченное «пе…» умирающего поэта. А словоформа «печенья»? Какую фонетическую особенность должно иметь слово, чтобы заменить неоконченное «пе…», не нарушая орфоэпических норм русского языка?                                                                      5 баллов

 

9. Даны пары слов:

Старожил – сторожил, яма – мама, доварим – доверим, сбиваться – спиваться, потомки – потёмки, рёв – риф, жир – тир.

Выпишите пары слов, которые соответствуют условиям:

1) слова в парах различаются только одним согласным звуком;

2) слова в парах различаются только одним гласным звуком;

3) слова в парах различаются одним согласным и одним гласным звуками;

4) слова в парах полностью совпадают по звучанию. 

10. Прочитайте лингвистическую сказку Феликса Кривина.

- А, здравствуйте!

- Извините, я не А, а О.

- О, значит тезка! А голос у тебя совсем как у А.

- Стань на моё место, тогда и посмотрим, какой у тебя будет голос.

- Что же у тебя за место такое?

- Периферия. Ты вон в каком месте, тебе внимание, а обо мне кто помнит?

Какие звуки разговаривают в сказке? Какой фонетический закон отражен в этом диалоге? Приведите два примера.                                                                      

11. Даны пары слов:

Живот – живёт, циник – финик, стирать – сдирать, острова – острого, котомка – каёмка, рёв – риф, магнат – магнит.

Выпишите пары слов, которые соответствуют условиям:

1) слова в парах различаются только одним согласным звуком;

2) слова в парах различаются только одним гласным звуком;

3) слова в парах различаются одним согласным и одним гласным звуками;

4) слова в парах полностью совпадают по звучанию. 

12. Проанализируйте пары слов и сочетаний слов с точки зрения норм современного литературного произношения. Укажите, одинаково ли произносятся слова и сочетания слов внутри пары. Аргументируйте свою точку зрения.

1. Ох, раны – охраны.

2. Обед не ешь – обеднеешь.

3. Ты же ребёнок – ты жеребёнок.

4. Товар ищу – товарищу.

5. Гимн Азии – гимназии.

13. Проанализируйте пары слов и сочетаний слов с точки зрения норм современного литературного произношения. Укажите, одинаково ли произносятся слова и сочетания слов внутри пары. Аргументируйте свою точку зрения.

1. Друг, удар прими – другу дар прими.

2. Нет, Русь – не трусь.

3. Земля нам – землянам.

4. Просто вата – простовата.

5. Несу дичь я – не суди, чья. 

14. Проанализируйте пары слов и сочетаний слов с точки зрения норм современного литературного произношения. Укажите, одинаково ли произносятся слова и сочетания слов внутри пары. Аргументируйте свою точку зрения.

1. Немного сложно – немногосложно.

2. Адрес публики – ад республики.

3. За скалой у бéрега – за скалою бéрега.

4. Возвести – воз вести. 

5. Сталина лётчики – стали налётчики. 

15. Проанализируйте пары слов и сочетаний слов с точки зрения норм современного литературного произношения. Укажите, одинаково ли произносятся слова и сочетания слов внутри пары. Аргументируйте свою точку зрения.

1. Те мнят – темнят.

2. Груздь и рыжики – грузди, рыжики.

3. Погоду – по году.

4. Кол и палку – коли палку.

5. Блин дашь – блиндаж. 

16. Проанализируйте следующие пары слов.

Отварить – отворить, лук – луг, наряжу – нарежу, посветить – посвятить, комбайнер – комбайнёр, вывезти – вывести, стекла (сущ.) – стекла (глаг.), груздь – грусть, мука́ – му́ка, плачь – плач, экскаватор – эскалатор, поразит – паразит, ключ (родник) – ключ (от замка), водица – водиться.

А) Выпишите пары слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся.

Б) Укажите, каким термином называются выписанные Вами пары слов.

В) Появление одинаково звучащих слов связано с фонетическими законами (орфоэпическими нормами), действующими в русском языке. Проанализировав выписанные пары слов, кратко сформулируйте эти законы (1. … . 2. … . … ). К каждому сформулированному закону приведите свой пример.

17. Проанализируйте следующие пары слов.

Выполи – выпали, молод – молот, раскрашу – раскрошу, оттени – оттяни, склонен (к чему-нибудь) – склонён (перед кем-нибудь), вперемежку – вперемешку, простой (сущ.) – простой (прил.), съезд съест, замо́к – за́мок, тушь – туш, абонент – абонемент, гаражу – горожу, брак (изъян) – брак (супружество), лица – литься.

А) Выпишите пары слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся.

Б) Укажите, каким термином называются выписанные Вами пары слов.

В) Появление одинаково звучащих слов связано с фонетическими законами (орфоэпическими нормами), действующими в русском языке. Проанализировав выписанные пары слов, кратко сформулируйте эти законы (1. … . 2. … . … ). К каждому сформулированному закону приведите свой пример.

18. Проанализируйте следующие пары слов.

Калачу – колочу, изморозь – изморось, размяли – размели, мелем – мелям, совершенный (достигший совершенства) – совершённый (сделанный), лесть – лезть, светило (сущ.) – светило (глаг.), заезд – заест, гвозди́ки – гво́здики, ложь – лож, дипломат – дипломант, старожил – сторожил, норка (нора) – норка (животное), маслица – маслиться.

А) Выпишите пары слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся.

Б) Укажите, каким термином называются выписанные Вами пары слов.

В) Появление одинаково звучащих слов связано с фонетическими законами (орфоэпическими нормами), действующими в русском языке. Проанализировав выписанные пары слов, кратко сформулируйте эти законы (1. … . 2. … . … ). К каждому сформулированному закону приведите свой пример.

19. Известно, что в русском языке нет однозначного соответствия между буквой и обозначаемым ею звуком. Одна и та же буква в разных словах (или формах слова) может обозначать разные звуки, и, наоборот, один и тот же звук может передаваться разными буквами.

А) Укажите, какие звуки в русском языке может передавать буква З. Подтвердите свою точку зрения соответствующими словами.

Б) Объясните, действием каких фонетических законов определяется указанное Вами произношение буквы З.

Станьте першим, хто оцінить розробку

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
docx
Додано
22 січня
Переглядів
170
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку