В пособие включены задания по русскому языку для подготовки к Всеукраинской олимпиаде по теме "Словообразование" . Пособие адресовано учителям и может быть использовано для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней, на уроках, а также на занятиях кружка по русскому языку. Оно является уникальным и полезным, потому что разделено на разделы языкознания, так учителям легче систематизировать знания учащихся.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. Разберите по составу следующие слова.
Наколенный, застеленный, современный, безветренный, увиденный.
Установите, одинаковые ли суффиксы в этих словах. Свой ответ аргументируйте.
2. Разберите по составу следующие слова.
Бесценный, раскрашенный, безвременный, прижизненный, рассмотренный.
Установите, одинаковые ли суффиксы в этих словах. Свой ответ аргументируйте.
3. Разберите по составу следующие слова.
Подколенный, проглаженный, безыменный, бесчисленный, разобиженный.
Установите, одинаковые ли суффиксы в этих словах. Свой ответ аргументируйте.
4. Укажите четыре слова, образованные префиксально-суффиксальным способом.
А перечитать Б подорожник В неважно |
Г заниженный Д по-честному Е сверхзвуковой |
Ж безденежье З неприступный И правнучка 4 б. |
5. Разделите слова на три группы: 1 группа – слова с материально выраженным окончанием, 2 группа – слова с нулевым окончанием,
3 группа – слова, в которых нет окончания.
А волчий Б синий В себя |
Г по-волчьи Д слава Е справа |
Ж гостей З друзей И погас |
К погасив Л метро М метрополитен |
1 группа – … 2 группа – … 3 группа – …
6. Разделите слова на три группы в зависимости от того, какой частью слова является буквенное сочетание -ей: 1 группа – слова, в которых -ей является окончанием, 2 группа – слова, в которых -ей является суффиксом, 3 группа – слова, в которых -ей является частью корня.
А гостей Б друзей |
В скорей Г сшей |
Д лошадей Е улей |
Ж дождей З свиней |
1 группа – … 2 группа – … 3 группа – …
7. Определите способ образования каждого из следующих слов:
неприступный, затея, паровозный, перечитать.
8. Разделите слова на три группы в зависимости от того, какой частью слова является буквенное сочетание -ом: 1 группа – слова, в которых -ом является окончанием, 2 группа – слова, в которых -ом является суффиксом, 3 группа – слова, в которых -ом является частью корня.
А парусом Б мельком |
В летом Г бурелом |
Д (в) голубом Е профком |
Ж (во) втором З впятером |
1 группа – … 2 группа – … 3 группа – …
8. В современном русском языке многозначными или омонимичными могут быть не только слова, но и морфемы, например, суффикс -ок- имеет несколько значений, в частности: 1) носитель признака (желтый → желт-ок),
2) лицо, названное по действию (стрел-я-ть → стрел - ок) и т.д.
Распределите слова, в которых есть суффикс -ин-, по группам в зависимости от значения суффикса. Определите эти значения. Есть ли слова, которые не вошли ни в одну из групп? Объясните почему.
Графиня, баранина, резина, свинина, горошинка, осетрина, соломинка, снежинка, героиня, пылинка.
9. Разберите по составу слова пила, зло. Напишите, какие действия необходимо выполнить для этого? ( 1. …, 2. … и т.д.) Как называются подобные слова?
10. В современном русском языке многозначными или омонимичными могут быть не только слова, но и морфемы, например, суффикс -ок- имеет несколько значений, в частности: 1) носитель признака (желтый → желт-ок),
2) лицо, названное по действию (стрел-я-ть → стрел - ок) и т.д.
Распределите слова, в которых есть суффикс -к-, по группам в зависимости от значения суффикса. Определите эти значения. Есть ли слова, которые не вошли ни в одну из групп? Объясните почему.
Головка, студентка, пылинка, плавка, снежинка, грузинка, канавка, сборка.
11. Разберите по составу слова простой, дуло. Напишите, какие действия необходимо выполнить для этого? ( 1. …, 2. … и т.д.) Как называются подобные слова?
12. Разберите по составу слова знать, дали. Напишите, какие действия необходимо выполнить для этого? ( 1. …, 2. … и т.д.) Как называются подобные слова?
13. В языке существуют слова, совпадающие в своём звучании и написании лишь в одной или нескольких формах (без изменения места ударения). (Например: ушей – глагол, форма повелительного наклонения, единственного числа от глагола ушить или ушей – имя существительное, форма множественного числа, родительного падежа от существительного ухо. В других формах глагол ушить и имя существительное ухо не совпадают.) Выпишите из приведенного ниже предложения подобные слова, укажите для каждого из них две начальные формы, часть речи и непостоянные признаки. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы продемонстрировать их омонимичность в отдельных грамматических формах.
1) Мы вышли из лесной глуши, и сразу возле огромной ели мой друг нашёл подберёзовик, три лисички и пять крохотных дождевиков.
2) Сев в ладью и прихватив с собой деревянную колоду, они перешли пролив быстрее, чем ожидали.
3) Ветер стих, светило солнце, три яркие бабочки резвились над полем, а потом сели на цветочки кашки отдохнуть.
4) У Сергея сжимались кулаки при воспоминании о том дне, когда, по решению суда, Ивану дали три года за потерянный ключ от сейфа.
14. В русском языке корень в однокоренных словах и в формах одного и того же слова может выступать в разных буквенных и звуковых вариантах. Например, корень слова рог имеет два буквенных варианта: рог- (рога) и рож- (рожки). Каждый из буквенных вариантов может иметь (а может и не иметь) звуковые варианты. Так, для слова рог буквенный вариант рог- имеет звуковые: [рог-] (ро́гом), [раг-]/([р/\г-]) (рога́), [рок] (рог), [рог’-] (о роге). А буквенный вариант рож- имеет звуковые: [рош] (рожки), [рож] (рожек).
1-А) Выделите корень в слове повозка.
Б) Укажите буквенные варианты, которыми может быть представлен этот корень, а к каждому буквенному подберите (если возможно) неповторяющиеся звуковые. Подтвердите каждый вариант транскрипцией и примером.
2- А) Выделите корень в слове проводка.
Б) Укажите буквенные варианты, которыми может быть представлен этот корень, а к каждому буквенному подберите (если возможно) неповторяющиеся звуковые. Подтвердите каждый вариант транскрипцией и примером.
3 - А) Выделите корень в слове приводила.
Б) Укажите буквенные варианты, которыми может быть представлен этот корень, а к каждому буквенному подберите (если возможно) неповторяющиеся звуковые. Подтвердите каждый вариант транскрипцией и примером.
15. Все наречия образованы префиксально-суффиксальным способом в ряду
1 дочиста, вдвое, дружески
2 по-новому, сначала, по-русски
3 кое-где, навсегда, заранее
4 издавна, за границу, летом