Словоствір. Підготовка до олімпіади

Про матеріал

В пособие включены задания по русскому языку для подготовки к Всеукраинской олимпиаде по теме "Словообразование" . Пособие адресовано учителям и может быть использовано для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней, на уроках, а также на занятиях кружка по русскому языку. Оно является уникальным и полезным, потому что разделено на разделы языкознания, так учителям легче систематизировать знания учащихся.

Перегляд файлу

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

1. Разберите по составу следующие слова.

Наколенный, застеленный, современный, безветренный, увиденный.

Установите, одинаковые ли суффиксы в этих словах. Свой ответ аргументируйте.

2. Разберите по составу следующие слова.

Бесценный, раскрашенный, безвременный, прижизненный, рассмотренный.

Установите, одинаковые ли суффиксы в этих словах. Свой ответ аргументируйте.              

3. Разберите по составу следующие слова.

Подколенный, проглаженный, безыменный, бесчисленный, разобиженный.

Установите, одинаковые ли суффиксы в этих словах. Свой ответ аргументируйте.              

4. Укажите четыре слова, образованные префиксально-суффиксальным способом.

А перечитать

Б подорожник

В неважно

Г заниженный

Д по-честному

Е сверхзвуковой

Ж безденежье

З  неприступный

И  правнучка   4 б.

5. Разделите слова на три группы: 1 группа – слова с материально выраженным окончанием, 2 группа – слова с нулевым окончанием,
3 группа – слова, в которых нет окончания.

А волчий

Б синий

В себя

Г по-волчьи

Д слава

Е справа

Ж гостей

З друзей

И погас

К погасив

Л метро

М метрополитен

1 группа – …    2 группа – …  3 группа – …

6. Разделите слова на три группы в зависимости от того, какой частью слова является буквенное сочетание -ей: 1 группа – слова, в которых -ей является окончанием, 2 группа – слова, в которых -ей является суффиксом, 3 группа – слова, в которых -ей является частью корня.

А гостей

Б друзей

В скорей

Г сшей 

Д лошадей

Е улей

Ж дождей

З свиней

1 группа – …  2 группа – …  3 группа – …  

7. Определите способ образования каждого из следующих слов:

неприступный, затея, паровозный, перечитать. 

8. Разделите слова на три группы в зависимости от того, какой частью слова является буквенное сочетание -ом: 1 группа – слова, в которых -ом является окончанием, 2 группа – слова, в которых -ом является суффиксом, 3 группа – слова, в которых -ом является частью корня.

А парусом 

Б мельком 

В летом

Г бурелом 

Д (в) голубом

Е профком

Ж (во) втором

З впятером

1 группа – …  2 группа – …  3 группа – …  

8. В современном русском языке многозначными или омонимичными могут быть не только слова, но и морфемы, например, суффикс -ок- имеет несколько значений, в частности: 1) носитель признака (желтый → желт-ок),
2) лицо, названное по действию (стрел-я-ть → стрел - ок) и т.д.

Распределите слова, в которых есть суффикс -ин-, по группам в зависимости от значения суффикса. Определите эти значения. Есть ли слова, которые не вошли ни в одну из групп? Объясните почему.

Графиня, баранина, резина, свинина, горошинка, осетрина, соломинка, снежинка, героиня,  пылинка.

9. Разберите по составу слова пила, зло. Напишите, какие действия необходимо выполнить для этого? (    1.  …, 2.  … и т.д.) Как называются подобные слова?             

10. В современном русском языке многозначными или омонимичными могут быть не только слова, но и морфемы, например, суффикс -ок- имеет несколько значений, в частности: 1) носитель признака (желтый → желт-ок),
2) лицо, названное по действию (стрел-я-ть → стрел - ок) и т.д.

Распределите слова, в которых есть суффикс -к-, по группам в зависимости от значения суффикса. Определите эти значения. Есть ли слова, которые не вошли ни в одну из групп? Объясните почему.

Головка, студентка, пылинка, плавка, снежинка, грузинка, канавка, сборка.

11. Разберите по составу слова простой, дуло. Напишите, какие действия необходимо выполнить для этого? (    1.  …, 2.  … и т.д.) Как называются подобные слова?             

12. Разберите по составу слова знать, дали. Напишите, какие действия необходимо выполнить для этого? (    1.  …, 2.  … и т.д.) Как называются подобные слова?

13. В языке существуют слова, совпадающие в своём звучании и написании лишь в одной или нескольких формах (без изменения места ударения). (Например: ушей – глагол, форма повелительного наклонения, единственного числа от глагола ушить или ушей – имя существительное, форма множественного числа, родительного падежа от существительного ухо. В других формах глагол ушить и имя существительное ухо не совпадают.) Выпишите из приведенного ниже предложения подобные слова, укажите для каждого из них две начальные формы, часть речи и непостоянные признаки. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы продемонстрировать их омонимичность в отдельных грамматических формах.

 

1) Мы вышли из лесной глуши, и сразу возле огромной ели мой друг нашёл подберёзовик, три лисички и пять крохотных дождевиков.

2) Сев в ладью и прихватив с собой деревянную колоду, они перешли пролив быстрее, чем ожидали.

3) Ветер стих, светило солнце, три яркие бабочки резвились над полем, а потом сели на цветочки кашки отдохнуть.

4) У Сергея сжимались кулаки при воспоминании о том дне, когда, по решению суда, Ивану дали три года за потерянный ключ от сейфа.             

14. В русском языке корень в однокоренных словах и в формах одного и того же слова может выступать в разных буквенных и звуковых вариантах. Например, корень слова рог имеет два буквенных варианта: рог- (рога) и рож- (рожки). Каждый из буквенных вариантов может иметь (а может и не иметь) звуковые варианты. Так, для слова рог буквенный вариант рог- имеет звуковые: [рог-] (ро́гом), [раг-]/([р/\г-]) (рога́), [рок] (рог), [рог’-] (о роге). А буквенный вариант рож- имеет звуковые: [рош] (рожки), [рож] (рожек).

1-А) Выделите корень в слове повозка.

Б) Укажите буквенные варианты, которыми может быть представлен этот корень, а к каждому буквенному подберите (если возможно) неповторяющиеся звуковые. Подтвердите каждый вариант транскрипцией и примером.

2- А) Выделите корень в слове проводка.

Б) Укажите буквенные варианты, которыми может быть представлен этот корень, а к каждому буквенному подберите (если возможно) неповторяющиеся звуковые. Подтвердите каждый вариант транскрипцией и примером.

3 - А) Выделите корень в слове приводила.

Б) Укажите буквенные варианты, которыми может быть представлен этот корень, а к каждому буквенному подберите (если возможно) неповторяющиеся звуковые. Подтвердите каждый вариант транскрипцией и примером.

15. Все наречия образованы префиксально-суффиксальным способом в ряду

1 дочиста, вдвое, дружески

2 по-новому, сначала, по-русски

3 кое-где, навсегда, заранее

4 издавна, за границу, летом 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Сухініна Ірина Вікторівна
    Один из самых сложных разделов для учеников на олимпиаде. Спасибо за материал
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
22 січня 2018
Переглядів
838
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку