До розіграшу
залишилось:
9 днів
Конкурс розробок «Вчительська десятка»
Розробки додавай – подарунки вигравай!

Словоствір. Підготовка до олімпіади

Про матеріал

В пособие включены задания по русскому языку для подготовки к Всеукраинской олимпиаде по теме "Словообразование" . Пособие адресовано учителям и может быть использовано для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней, на уроках, а также на занятиях кружка по русскому языку. Оно является уникальным и полезным, потому что разделено на разделы языкознания, так учителям легче систематизировать знания учащихся.

Перегляд файлу

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

1. Разберите по составу следующие слова.

Наколенный, застеленный, современный, безветренный, увиденный.

Установите, одинаковые ли суффиксы в этих словах. Свой ответ аргументируйте.

2. Разберите по составу следующие слова.

Бесценный, раскрашенный, безвременный, прижизненный, рассмотренный.

Установите, одинаковые ли суффиксы в этих словах. Свой ответ аргументируйте.              

3. Разберите по составу следующие слова.

Подколенный, проглаженный, безыменный, бесчисленный, разобиженный.

Установите, одинаковые ли суффиксы в этих словах. Свой ответ аргументируйте.              

4. Укажите четыре слова, образованные префиксально-суффиксальным способом.

А перечитать

Б подорожник

В неважно

Г заниженный

Д по-честному

Е сверхзвуковой

Ж безденежье

З  неприступный

И  правнучка   4 б.

5. Разделите слова на три группы: 1 группа – слова с материально выраженным окончанием, 2 группа – слова с нулевым окончанием,
3 группа – слова, в которых нет окончания.

А волчий

Б синий

В себя

Г по-волчьи

Д слава

Е справа

Ж гостей

З друзей

И погас

К погасив

Л метро

М метрополитен

1 группа – …    2 группа – …  3 группа – …

6. Разделите слова на три группы в зависимости от того, какой частью слова является буквенное сочетание -ей: 1 группа – слова, в которых -ей является окончанием, 2 группа – слова, в которых -ей является суффиксом, 3 группа – слова, в которых -ей является частью корня.

А гостей

Б друзей

В скорей

Г сшей 

Д лошадей

Е улей

Ж дождей

З свиней

1 группа – …  2 группа – …  3 группа – …  

7. Определите способ образования каждого из следующих слов:

неприступный, затея, паровозный, перечитать. 

8. Разделите слова на три группы в зависимости от того, какой частью слова является буквенное сочетание -ом: 1 группа – слова, в которых -ом является окончанием, 2 группа – слова, в которых -ом является суффиксом, 3 группа – слова, в которых -ом является частью корня.

А парусом 

Б мельком 

В летом

Г бурелом 

Д (в) голубом

Е профком

Ж (во) втором

З впятером

1 группа – …  2 группа – …  3 группа – …  

8. В современном русском языке многозначными или омонимичными могут быть не только слова, но и морфемы, например, суффикс -ок- имеет несколько значений, в частности: 1) носитель признака (желтый → желт-ок),
2) лицо, названное по действию (стрел-я-ть → стрел - ок) и т.д.

Распределите слова, в которых есть суффикс -ин-, по группам в зависимости от значения суффикса. Определите эти значения. Есть ли слова, которые не вошли ни в одну из групп? Объясните почему.

Графиня, баранина, резина, свинина, горошинка, осетрина, соломинка, снежинка, героиня,  пылинка.

9. Разберите по составу слова пила, зло. Напишите, какие действия необходимо выполнить для этого? (    1.  …, 2.  … и т.д.) Как называются подобные слова?             

10. В современном русском языке многозначными или омонимичными могут быть не только слова, но и морфемы, например, суффикс -ок- имеет несколько значений, в частности: 1) носитель признака (желтый → желт-ок),
2) лицо, названное по действию (стрел-я-ть → стрел - ок) и т.д.

Распределите слова, в которых есть суффикс -к-, по группам в зависимости от значения суффикса. Определите эти значения. Есть ли слова, которые не вошли ни в одну из групп? Объясните почему.

Головка, студентка, пылинка, плавка, снежинка, грузинка, канавка, сборка.

11. Разберите по составу слова простой, дуло. Напишите, какие действия необходимо выполнить для этого? (    1.  …, 2.  … и т.д.) Как называются подобные слова?             

12. Разберите по составу слова знать, дали. Напишите, какие действия необходимо выполнить для этого? (    1.  …, 2.  … и т.д.) Как называются подобные слова?

13. В языке существуют слова, совпадающие в своём звучании и написании лишь в одной или нескольких формах (без изменения места ударения). (Например: ушей – глагол, форма повелительного наклонения, единственного числа от глагола ушить или ушей – имя существительное, форма множественного числа, родительного падежа от существительного ухо. В других формах глагол ушить и имя существительное ухо не совпадают.) Выпишите из приведенного ниже предложения подобные слова, укажите для каждого из них две начальные формы, часть речи и непостоянные признаки. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы продемонстрировать их омонимичность в отдельных грамматических формах.

 

1) Мы вышли из лесной глуши, и сразу возле огромной ели мой друг нашёл подберёзовик, три лисички и пять крохотных дождевиков.

2) Сев в ладью и прихватив с собой деревянную колоду, они перешли пролив быстрее, чем ожидали.

3) Ветер стих, светило солнце, три яркие бабочки резвились над полем, а потом сели на цветочки кашки отдохнуть.

4) У Сергея сжимались кулаки при воспоминании о том дне, когда, по решению суда, Ивану дали три года за потерянный ключ от сейфа.             

14. В русском языке корень в однокоренных словах и в формах одного и того же слова может выступать в разных буквенных и звуковых вариантах. Например, корень слова рог имеет два буквенных варианта: рог- (рога) и рож- (рожки). Каждый из буквенных вариантов может иметь (а может и не иметь) звуковые варианты. Так, для слова рог буквенный вариант рог- имеет звуковые: [рог-] (ро́гом), [раг-]/([р/\г-]) (рога́), [рок] (рог), [рог’-] (о роге). А буквенный вариант рож- имеет звуковые: [рош] (рожки), [рож] (рожек).

1-А) Выделите корень в слове повозка.

Б) Укажите буквенные варианты, которыми может быть представлен этот корень, а к каждому буквенному подберите (если возможно) неповторяющиеся звуковые. Подтвердите каждый вариант транскрипцией и примером.

2- А) Выделите корень в слове проводка.

Б) Укажите буквенные варианты, которыми может быть представлен этот корень, а к каждому буквенному подберите (если возможно) неповторяющиеся звуковые. Подтвердите каждый вариант транскрипцией и примером.

3 - А) Выделите корень в слове приводила.

Б) Укажите буквенные варианты, которыми может быть представлен этот корень, а к каждому буквенному подберите (если возможно) неповторяющиеся звуковые. Подтвердите каждый вариант транскрипцией и примером.

15. Все наречия образованы префиксально-суффиксальным способом в ряду

1 дочиста, вдвое, дружески

2 по-новому, сначала, по-русски

3 кое-где, навсегда, заранее

4 издавна, за границу, летом 

 

Залишити відгук до розробки

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Сухініна Ірина Вікторівна
    Один из самых сложных разделов для учеников на олимпиаде. Спасибо за материал
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
docx
Додано
22 січня
Переглядів
199
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку