Календарно-тематичне планування уроків літератури в 5 класі з російською мовою навчання
на 2019-2020 навчальний рік
№ ур. |
Содержание урока |
Дата |
Примечания |
1. |
ВВЕДЕНИЕ. Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире, отражение жизни, быта, обычаев разных народов. Переводная и оригинальная литература. Роль чтения в жизни человека. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебником-хрестоматией. |
|
Теория литературы. Понятие о художественной литературе. Понятия об оригинале и переводе. |
2. |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (10 ч) УНТ(с обобщением изученного в начальной школе). Истоки устного народного творчества, его основные виды. Воплощение в произведениях фольклора народного опыта, идеалов и стремлений человека. Пословицы и поговорки. |
|
Теория литературы. Понятие о фольклоре.
наизусть |
3. |
Загадки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии. |
|
наизусть |
4. |
Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). |
|
Теория литературы. Народная сказка и ее виды. |
5. |
Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок. Волшебная сказка «Морозко». |
|
|
6. |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Каша из топора». |
|
|
7. |
Контрольная работа №1. УНТ. Литературный диктант. |
|
|
8. |
Сказки народов мира. «Двенадцать месяцев» (словацкая сказка). «Странствующие сюжеты» сказок народов мира. |
|
Теория литературы. Тема и сюжет худ. пр-ния. Развитие понятия о переводе |
9. |
Сказка «Двенадцать месяцев». Победа мудрости, трудолюбия и находчивости над жадностью и хитростью. |
|
|
10. |
Волшебные помощники (предметы и животные) и фантастические элементы в народных сказках. Отличие бытовой сказки от волшебной |
|
|
11. |
РР 1. Составление плана сказки и выборочный пересказ от имени героя. |
|
|
12. |
«Сказка о мудром ишаке» (крымско-татарская). Возвеличивание в сказках ума, мужества и отваги, жажды познания мира. |
|
|
13. |
ВнЧ 1. Сказки народов мира |
|
|
14 |
Контрольная работа №2. Сказки народов мира. Комбинированная контрольная работа |
|
|
15.
|
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (20 ч) А. С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина.
|
|
Теория лит. Литературная сказка. |
16. |
«У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). |
|
Теория лит. Проз. и стихотворная речь. Понятие о ритме и рифме. |
17. |
Выразительное чтение наизусть. Принципы, правила, примеры. |
|
наизусть |
18. |
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Волшебное в сказке. |
|
|
19. |
Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости. Прославление веры в победу добра над злом. |
|
|
20. |
Богатство выразительных средств сказки. |
|
|
21. |
Ханс Кристиан Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Снежная королева». |
|
|
22. |
Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки. Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке. |
|
Теория лит. Понятие о литературном герое (персонаже). |
23. |
Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. |
|
|
24. |
Сопоставление сказки Х.К. Андерсена с её экранизациями, определение черт отличия и схожести |
|
|
25. |
Авторская оценка героев произведения. РР 2. Составление индивидуальной характеристики литературных персонажей. |
|
|
26. |
ВнЧ 2. Сказки Пушкина, Андерсена. |
|
|
27. |
Контрольная работа №3. Литературные сказки. Сказки Пушкина, Андерсена. Тесты. |
|
|
28
|
Оскар УАЙЛЬД. Краткие сведения о писателе. Сказка «Мальчик-звезда». |
|
Теория лит. Развитие понятий о теме, идее и сюжете литературного произведения. |
29. |
Внутренняя и внешняя красота человека, конфликт жестокости, эгоизма и добра в сказке |
|
|
30. |
Прославление материнской любви. |
|
|
31. |
Утверждение в сказке любви к матери как одной из основных ценностей в жизни человека. |
|
|
32. |
Воспевание добросердечия, человечности и милосердия, преодоление эгоизма, жестокости и высокомерия в сказке. |
|
|
33 |
Джозеф Редьярд КИПЛИНГ (1865-1936). Краткие сведения о писателе. «Маугли» (в сокращении). |
|
|
34 |
История Маугли – воспитанника джунглей. Путь Маугли от детеныша до хозяина джунглей. |
|
|
35 |
Главные персонажи сказки и их характеристика. РР 3. Устный рассказ о герое произведения.
|
|
Т. л. Развитие понятий о лит. герое пр-ния. |
36 |
Роль описаний природы в произведении.
|
|
|
37 |
Законы джунглей и ценности человека в произведении.
|
|
|
38 |
Изображение в сказке сложных отношений человека и природы. |
|
|
39 |
История о Маугли в произведениях разных видов искусства.
|
|
|
40 |
Контрольная работа №4. Литературные сказки Уайльда и Киплинга. Развернутый ответ на вопрос.
|
|
|
41 |
МЫ И ПРИРОДА М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. Мечты о душевной гармонии и единении с миром природы. |
|
|
42 |
Тема свободы и одиночества в лирике поэта. Стихотворения «Тучи», «Утес». |
|
Наизусть
|
43 |
Выразительность и лиризм стихотворений М.Ю. Лермонтова. |
|
Т.л. Понятие об эпитете. |
44 |
А.А.Фет. Краткие сведения о поэте. Поэтическое осмысление окружающего природного мира в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом…». |
|
Наизусть
|
45 |
Яркость и сила поэтических образов. Тонкий лиризм и музыкальность стихотворений о природе. |
|
Т. л. Развитие понятия об эпитете.
|
46 |
Ф. И. Тютчев. Краткие сведения о поэте. Поэтическое осмысление окружающего природного мира в стихотворениях «Чародейкою зимою…». |
|
|
47 |
И.А. Бунин. Краткие сведения о поэте. Поэтические картины природы в стихотворении «Холодная весна».
|
|
Наизусть
|
48 |
С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Поэтические картины природы в стихотворении «Весенний вечер».
|
|
|
49 |
Гармония состояния природы и человека. «Живопись словом», народные мотивы пейзажной лирики.
|
|
Т. л. Понятия о сравнении и метафоре. Развитие понятия об эпитете.
|
50 |
ВнЧ 3. Стихотворения русских поэтов ХІХ и ХХ века о природе. Сопоставление пейзажных образов в поэзии с созданными в других видах искусств. |
|
|
51 |
Э. Сетон-Томпсон. Краткие сведения о писателе. Мир природы в произведении «Лобо».
|
|
Т.л. Понятие о рассказе. |
52 |
Утверждение в рассказе любви ко всему живому. Главный герой произведения.
|
|
Т.л. Развитие понятия о литературном герое. |
53 |
Разнообразие интересных наблюдений за поведением и повадками животных в рассказе. |
|
|
54 |
РР 4 (у). Построение собственных высказываний по прочитанным текстам о природе. Подготовка к сочинению. |
|
|
55 |
Контрольная работа №5. Мы и природа. РР 5. Сочинение-рассуждение по данному плану. |
|
|
56 |
МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ Марк Твен. Краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (в сокращении). Автобиографический характер повести. |
|
|
57 |
Дружба Тома и Гека. Приключения и игры главных героев повести.Светлый и радостный мир детства в произведении. |
|
|
58 |
Мастерство раскрытия характеров детей.
|
|
Т.л. Понятие о портрете лит. героя. |
59 |
Изобретательность и предприимчивость Тома Сойера. Комические ситуации в произведении. |
|
Т.л. Понятие о комическом в худ. произведении. |
60 |
Герои Твена в живописи, кино и скульптуре.
|
|
|
61 |
Джоан РОЛИНГ. Краткие сведения об авторе. «Гарри Поттер и философский камень» (в сокращении). Популярность произведений Дж. Роулинг о Гарри Потере.
|
|
|
62 |
Борьба доброго и злого начал в романе. Мир магов и маглов в произведении. Правила и обычаи школы магии Хогвартс.
|
|
|
63 |
Гарри Поттер и его друзья. |
|
Т.л. Портрет лит. героя. |
64 |
РР 6. Устный пересказ эпизода книги от имени персонажа произведения. |
|
|
65 |
Незыблемость вечных ценностей, роль дружбы и самопожертвования в победе над злыми силами.
|
|
|
66 |
Контрольная работа №6. Мир приключений. Тесты.
|
|
|
67 |
ВнЧ 4. Э. Блайтон «Пять юных сыщиков и верный пёс», К.Льюис «Хроники Нарнии», А.Линдгрен «Мио, мой Мио!»
|
|
|
68 |
Итоговый урок-викторина «Листая страницы прочитанных книг…» |
|
|