Горева Оксана Володимирівна,
учитель російської мови та літератури
Южноукраїнської загальноосвітньої
школи І-ІІІ ступенів № 4.
Учитель вищої категорії, старший учитель.
Календарно-тематичне планування уроків літератури в 6 класі
на 2019-2020 навчальний рік
Навчальна програма «Інтегрований курс «Література (російська та зарубіжна) для 5-9 класів загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою» (укладачі Ісаєва О.О, Клименко Ж.В., Мельник А.О., Долгих С.Г. та ін .), затверджена наказом МОН України від 07.06.2017 р. №804
№ |
Содержание урока |
Дата
|
Приме чания |
1. |
Введение. Художественная литература как составная часть мировой культуры. Литература как искусство слова. Роль литературы среди других видов искусств. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Писатель-произведение-читатель. ТЛ.Развитие понятия о художественной литературе. |
|
|
2. |
Мифы и предания народов мира. Из греческой мифологии. Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. Отличие мифа от сказки. ТЛ. Понятие о мифе. |
|
|
3. |
«Прометей». Прославление величия подвига Прометея, его силы воли и гуманности. |
|
|
4. |
«Подвиги Геракла». Поэтизация могущества и мужества в подвигах Геракла. |
|
|
5. |
Из славянской мифологии. Миф о солнце. Изображение представлений древних славян о богах, стихиях природы и происхождении человека в мифе о солнце. |
|
|
6. |
РР 1. Подготовка сообщения на литературную тему. |
|
|
7. |
Образы из мифов в других видах искусства. |
|
|
8. |
ВнЧ1 Мифы народов мира. |
|
|
9. |
Контрольная работа №1. Мифы и предания. Литературный диктант. |
|
|
10. |
Библейские предания и притчи. Библия – величайшая книга мира. Картины создания мира и первых людей в Старом Завете. Библейское объяснение появления различных языков на земле. Символическое значение образа Вавилонской башни. |
|
|
11. |
Библейские притчи. «Притча о добром самарянине». ТЛ. Понятие о притче |
|
|
12. |
«Притча о блудном сыне». Связь Библии с различными видами искусств. |
|
|
13. |
Басни. Эзоп. Эзоп – родоначальник басенного жанра. ТЛ. Понятие о басне.Аллегория, «Эзопов язык». Изображение народной мудрости в баснях Эзопа. Басня «Волк и Ягненок» |
|
|
14 |
Осмеяние человеческих пороков и недостатков в басне «Отец и сыновья». Особенности басен. Мораль басен. |
|
|
15.
|
И. А. Крылов - великий русский баснописец. Общечеловеческий смысл басен Крылова. Басня «Волк и Ягненок». |
|
Наи зусть |
16. |
Басня «Осел и Соловей». Народная мудрость басен. ТЛ. Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне. |
|
|
17. |
ВнЧ 2. Басни и притчи в русской литературе (Кантемир, Озеров, Фонвизин, Дмитриев, Кривин). |
|
|
18. |
Контрольная работа №2. Библейские притчи. Басни. Контрольное сочинение-рассуждение на одну из тем. |
|
|
19. |
Страницы поэзии. А. С. Пушкин Детские и юношеские годы поэта. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. «Няне». Глубокая человечность и задушевность стихотворения. Отражение в произведении чувства сердечности и понимания близкого человека. |
|
|
20. |
«Зимнее утро». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. |
|
Наи зусть |
21. |
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. |
|
Наи зусть отр. |
22. |
РР 2. Письменная характеристика героев произведения. Образы князя Олега и кудесника. |
|
|
23. |
Возвышенность поэтического языка произведения. ТЛ. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме. |
|
|
24. |
М. Ю. Лермонтов. Детские и юношеские годы М.Ю.Лермонтова, развитие его поэтического дарования. |
|
|
25. |
Мотивы бури и покоя, мечты о свободе в стихотворении «Парус». Символические образы произведения. Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении «Три пальмы». Трагический финал произведения. |
|
Наи зусть |
26. |
Горечь одиночества, стремление к душевной гармонии и единению с миром в стихотворениях «На севере диком…», «Горные вершины…». Т.л. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. |
|
|
27. |
ВнЧ 3. Стихотворения Лермонтова, Пушкина. |
|
|
28
|
Контрольная работа №3. Страницы поэзии. Развернутый ответ на вопрос. ТЕТРАДИ Тематическая |
|
|
29. |
МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Н.В. Гоголь. Детские и юношеские годы писателя. Н.В. Гоголь - ученик Нежинской гимназии высших наук. События, повлиявшие на развитие его литературного таланта. |
|
|
30. |
ТЛ. Понятие о повести. Понятие о юморе. Народные характеры и народный быт в повести «Ночь перед Рождеством». Юмор в повести. |
|
отрывок наизусть по выбору учащихся |
31. |
Оксана и Вакула. |
|
|
32. |
Украинские народные преданья и поверья в повести «Ночь перед Рождеством». |
|
|
33. |
Переплетение реального и фантастического в повести. Поэтичность языка произведения. |
|
|
34. |
РР 3. Комментирование интерпретации повести Гоголя в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного отношения к произведениям искусства |
|
|
35. |
Чарльз Диккенс. Краткие сведения о писателе. |
|
|
36. |
«Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями». Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь. |
|
|
37. |
Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя. |
|
|
38 |
Гуманистический пафос произведения. Особенности композиции. |
|
|
39. |
Роль фантастических элементов в повести. РР 4. Выборочный пересказ глав «Рождественской песни» |
|
|
40. |
Тема Рождества в произведениях Н.В. Гоголя, Э.Т.А.Гофмана, Ф.М.Достоевского. |
|
|
41. |
Контрольная работа №4. Мир приключений. Задания тестового характера |
|
|
42. |
Даниэль Дефо.Краткие сведения о писателе. |
|
|
43. |
Т.л. Понятие о романе. Приключенческий роман. Роман «Робинзон Крузо» |
|
|
44. |
Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации.
|
|
|
45. |
Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. |
|
|
46. |
РР 5. Составление плана характеристики образа главного героя. Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах. |
|
|
47. |
«Робинзонада» в мировой литературе («Коралловый остров» Р. Баллантайна, «Таинственный остров» Ж. Верна и др.). Т.Г. Шевченко и И.Я. Франко о романе «Робинзон Крузо» |
|
|
48. |
«Робинзонада» в мировом искусстве: живописи, кино, скульптуре, танце и др. |
|
|
49. |
ВнЧ 4. Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ», Ф. Купер «Последний из могикан», Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (один роман по выбору учащихся) |
|
|
50. |
Контрольная работа №5. Мир приключений. РР 6. Сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем |
|
|
51. |
УРОКИ МУЖЕСТВА И ДОБРОТЫ Джек Лондон (Джон Гриффит)(1876-1916). Краткие сведения о писателе. |
|
|
52. |
Рассказ «Любовь к жизни». Изображение воли к жизни, самообладания, мужества в минуты смертельной опасности |
|
|
53. |
Победа нравственного начала в произведении. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Смысл названия произведения. |
|
|
54. |
Т.л. Понятие о пейзаже. Развитие понятия о портрете литературного героя. Роль пейзажных и портретных описаний в передаче внутреннего состояния героя. |
|
|
55. |
А. П. Платонов (Климентов) (1899-1951). Краткие сведения о писателе. Т.л. Развитие понятия о рассказе. |
|
|
56. |
«Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова «Юшка». Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. |
|
|
57. |
Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя произведения. |
|
|
58. |
РР 7. Письменная характеристика главного героя рассказа «Юшка». |
|
|
59. |
ВнЧ 5. В.К. Железников «Чучело» |
|
|
60. |
Рей Дуглас Брэдбэри (1920 - 2012). Краткие сведения о писателе. Фантастический мир рассказов Р.Бредбери. Т.л. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе. |
|
|
61. |
Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведении Р.Бредбери «Все лето в один день» |
|
|
62. |
Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведении Р.Бредбери «Зеленое утро» |
|
|
63. |
Роберт Шекли (1928 -2005). Краткие сведения о писателе. Т.л. Развитие понятия о фантастической и научно-фантастической литературе. |
|
|
64. |
Фантастический мир в рассказе «Запах мысли». Утверждение силы и мощи человеческого разума, способности не сдаваться в экстремальных ситуациях. |
|
|
65. |
Характеристика главного героя произведения. Смысл названия рассказа. |
|
|
66. |
ВнЧ 6. Кир Булычев «Подземелье ведьм», К.Саймак «Детский сад», А.Н. и Б.Н.Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» (1 пр-ние по выбору учащихся) |
|
|
67. |
Контрольная работа №6. Уроки мужества и доброты. Комбинированная контрольная работа. |
|
|
68. |
РР 8. Отзыв о наиболее понравившемся художественном произведении в курсе литературы 6 класса. |
|
|
69. |
Обобщение изученного. Литературная викторина. |
|
|
70. |
|
|
|
Для заучивания наизусть
И.А.Крылов. Одна басня (по выбору учителя)
А.С.Пушкин. «Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге» (отрывок)
М.Ю.Лермонтов. «Парус»
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (отрывок по выбору учащихся)