Календарно-тематичне планування уроків літератури в 7 класі

Про матеріал

Календарно-тематичне планування уроків літератури в 7 класі з російською мовою навчання

Перегляд файлу

Календарно-тематичне планування уроків  літератури в 7 класі

на 2019-2020 навчальний рік

урока

Содержание урока

Дата

Примечания

1.

Человек – главный объект изображения художественной литературы. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Переводная литература как окно в мир других народов.

 

 

Т. л. Развитие понятий о худ.литературе, оригинале и переводе.

 

2.

ИЗ  УСТНОГО  НАРОДНОГО  ТВОРЧЕСТВА

И  ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Возникновение и бытование былин.  Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. Главные герои русских былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Бескорыстное служение героев родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства.

 

Т. л. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет).

3.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины. Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Гиперболизм в изображении героев и событий, роль повторов и постоянных эпитетов, особенности языка былины.

 

 

4.

«Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине. Эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Роль детальных описаний, постоянных эпитетов и гипербол в былине.

 

 

5.

Русские былины в искусстве.

РР 1. Устное словесное рисование по былинам.

 

 

6.

БАЛЛАДА  В  РУССКОЙ  И ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ.

 В. А.Жуковский (1783-1852). Краткие сведения о поэте. В. А. Жуковский и Т. Г. Шевченко. Баллада «Светлана»

 

Т. л. Понятие о балладе.

7.

Фантастическое и реальное в балладе. Изображение народных традиций и обычаев. Тема любви в балладе. Отношение автора к Светлане.

 

 

8.

Роль пейзажных зарисовок в развитии сюжета произведения. Фольклорные элементы в балладе.

 

 

9.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (1759-1805)

Краткие сведения о поэте. «Перчатка». Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы. Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования.

 

Т.л. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе.

10.

ВнЧ 1. Р. Бернс «Джон Ячменное зерно».

 

 

11.

Контрольная работа №1. Былины. Баллады.  Комбинированная контрольная работа

 

 

12.

ИЗ ЗОЛОТОГО ФОНДА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А. С.ПУШКИН (1799-1837). Годы становления А. С. Пушкина как поэта. Вольнолюбивый дух поэзии вчерашнего лицеиста. Взаимоотношения поэта и власти. Южная ссылка. А. С. Пушкин и Украина.

 

 

13.

«Узник», «Птичка». Вольнолюбивый характер стихотворений. Изображение в них стремления к свободе. Метафорический смысл названия стихотворения «Узник».

 

 

наизусть

14

«Если жизнь тебя обманет…», «Цветок». Размышление о человеческой жизни, счастье, любви, оптимизме. Выразительное чтение наизусть.

 

Т. л. Развитие понятий о рифме, строфе,  размерах.

15.

 

«Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении.

 

Т. л. Понятие о композиции

16.

Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении  Пушкина. Гуманизм повести.

 

 

17.

РР 2. Устный ответ на проблемный вопрос по произведению «Станционный смотритель» по самостоятельно составленному сложному плану

 

 

18.

Контрольная работа №2. Творчество Пушкина.

 РР 3. Сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.

 

 

 

19.

М. Ю. Лермонтов (1814-1841). Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

 

 

20.

«Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Кавказ – колыбель поэзии М. Лермонтова. Восхищение  красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов.

 

Т.л. Понятия о поэме, лирическом монологе.

21.

«Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств,  раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми.

 

 

22.

РР 4. Составление цитатного плана характеристики образа Мцыри. Рассказ с мотивацией поступков Мцыри по составленному плану.

 

 

23.

Значение эпиграфа поэмы в раскрытии главной мысли произведения. Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя.

 

 

24.

Диалогичность исповеди-монолога Мцыри. Картины кавказской природы в произведении. Художественное богатство поэмы.

 

 

 

25.

ВнЧ 2. Сопоставление вольнолюбивых мотивов в лирике Лермонтова и украинских поэтов

 

 

26.

Контрольная работа №3.  Творчество М. Ю. Лермонтова. Литературный диктант .

 

 

27.

Н. В.ГОГОЛЬ (1809-1852). Развитие литературного таланта писателя. Н. В. Гоголь и Украина. Украинский колорит сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».

 

 

28

Изображение исторического прошлого Украины и поэтизация народного подвига в произведениях Н. Гоголя, И. Франко.Повесть «Тарас Бульба» (выборочные главы).

 

Т.л. Героическая повесть, хар-р лит. героя.

29.

Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом.

 

 

30.

Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства.

 

 

31.

Героический характер Тараса Бульбы.

 

 

32.

Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга.

 

наизусть

33.

РР 5. Составление плана сравнительной характеристики персонажей (Остапа и Андрия)

 

 

34.

Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение. Картины украинской природы. Особенности гоголевской прозы.

 

 

35.

ВнЧ 3.  Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

 

 

36.

РАССКАЗ И НОВЕЛЛА В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

 А. П. ЧЕХОВ (1860-1904). Краткие сведения об авторе. А. П. Чехов и Украина.

 

 

37.

«Толстый и Тонкий». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости.

 

Т.л. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе.

38.

«Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева. Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе.

 

 

39.

Художественные особенности рассказов А. П. Чехова.

 

 

40.

Инсценирование ранних рассказов А.П. Чехова.

 

 

41.

Контрольная работа №4.  Творчество Н. В. Гоголя и А.П. Чехова. Развернутый ответ на вопрос

 

 

42.

О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер) (1862-1910). Краткие сведения о писателе. Т. л. Понятие о новелле. Новелла «Дары волхвов».

 

 

43.

Мир большого города и судьба маленького человека в нём. Романтика и сила любви. Способность к самопожертвованию ради близкого человека как отличительная черта героев.

 

 

44.

Смысл названия и гуманизм новелл О. Генри. Особенности художественного мастерства писателя.

 

 

 

45.

РР 6. Устный отзыв о самостоятельно просмотренном кинофильме по мотивам новелл О. Генри.

 

 

46.

Артур Конан ДОЙЛ (1859-1930). Краткие сведения о писателе. Цикл рассказов о Шерлоке Холмсе – классика детективного жанра.

 

Т.л. Детективная литература. Цикл произведений. (детективный рассказ).

47.

«Голубой карбункул».. Образы Шерлока Холмса и доктора Ватсона (общее и различное). Профессионализм, наблюдательность, справедливость, мужество, верность идеалам добра и чести, способность прийти на помощь в трудную минуту – отличительные качества Ш. Холмса.

 

 

48.

Особенности композиции рассказа. Событийность, увлекательная тематика, интригующий сюжет, неординарность главных героев, неисчерпаемый полёт творческой мысли автора

 

 

49.

Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе. Шерлокиана в мировой литературе. РР 7. Устное сочинение-рассуждение о причинах популярности рассказов о Шерлоке Холмсе

 

 

50.

Джеймс ОЛДРИДЖ (род.1918). Краткие сведения о писателе. «Последний дюйм». Тема мужества человека, способного подчинить себе обстоятельства. Проблема становления человеческой личности, взаимоотношения отцов и детей.

 

 

51.

Социальный конфликт и психологизм рассказа. Драматическая ситуация как средство раскрытия характеров героев.

 

 

52.

Художественное мастерство писателя. Роль портретных характеристик, внутренних монологов, пейзажа в раскрытии душевного состояния героев. Символика названия рассказа.

 

Т. л. Развитие понятий о портрете и пейзаже.

53.

РР 8. Выборочный пересказ отрывка рассказа с выражением собственного отношения к герою

 

 

54.

ВнЧ 4. А. П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Пересолил», «Налим», «Тоска», «Письмо к учёному соседу»; О’ Генри «Вождь краснокожих»; Э. По «Золотой жук», «Лягушонок»; А. Конан Дойл «Из записок о Шерлоке Холмсе», «Собака Баскервилей».

 

 

55.

Контрольная работа №5.  Рассказ и новела в русской и зарубежной литературе. РР 9. Сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.

 

 

56.

ФАНТАСТИКА И РОМАНТИКА

Александр ГРИН (А. С. Гриневский) (1880-1932).

Краткие сведения об авторе. Александр Грин и Украина.

«Алые паруса».

 

Т. л. Понятие о символе. Развитие понятия о повести (повесть-сказка).

57.

Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.

 

 

58.

РР 10. Выборочный пересказ от имени героя.

 

 

59.

Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведения Александра Грина. Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса». Язык, стиль, символика названия произведения.

 

 

60.

Популярность повести-сказки Александра Грина «Алые паруса»

 

 

61.

Айзек АЗИМОВ (1920-1992). Краткие сведения о писателе. Т.л. Понятие о научно-фантастической литературе. «Профессия».

 

 

62.

Взгляд писателя-фантаста на школу будущего. Радость творчества, самостоятельных интеллектуальных поисков, открытие нового в произведении.

 

 

63.

Особенности композиции рассказа.

 

 

 

64.

РР 11. Устное сочинение-рассуждение «Научная фантастика – окно в будущее».

 

 

65.

ВнЧ 4. К. Саймак «Заповедник гоблинов»; А. Гарнер «Элидор», А.Беляев «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей».

 

 

66.

РР 10. Отзыв о художественном произведении, кинофильме, актерском исполнении

 

 

67.

Контрольная работа №6. Фантастика и романтика. Защита творческих работ.

 

 

68.

Связь литературы и других видов искусства.

 

 

69.

Повторение и обобщение изученного « Познаем себя через книгу».

 

 

70.

Литературная викторина

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
11 вересня 2019
Переглядів
3539
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку