Календарно-тематичне планування уроків літератури в 7 класі з російською мовою навчання
Календарно-тематичне планування уроків літератури в 7 класі
на 2019-2020 навчальний рік
№ урока |
Содержание урока |
Дата |
Примечания |
1. |
Человек – главный объект изображения художественной литературы. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Переводная литература как окно в мир других народов.
|
|
Т. л. Развитие понятий о худ.литературе, оригинале и переводе. |
2. |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. Главные герои русских былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Бескорыстное служение героев родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства. |
|
Т. л. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет). |
3. |
«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины. Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Гиперболизм в изображении героев и событий, роль повторов и постоянных эпитетов, особенности языка былины. |
|
|
4. |
«Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине. Эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Роль детальных описаний, постоянных эпитетов и гипербол в былине. |
|
|
5. |
Русские былины в искусстве. РР 1. Устное словесное рисование по былинам. |
|
|
6. |
БАЛЛАДА В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. В. А.Жуковский (1783-1852). Краткие сведения о поэте. В. А. Жуковский и Т. Г. Шевченко. Баллада «Светлана» |
|
Т. л. Понятие о балладе. |
7. |
Фантастическое и реальное в балладе. Изображение народных традиций и обычаев. Тема любви в балладе. Отношение автора к Светлане. |
|
|
8. |
Роль пейзажных зарисовок в развитии сюжета произведения. Фольклорные элементы в балладе. |
|
|
9. |
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (1759-1805) Краткие сведения о поэте. «Перчатка». Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы. Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования. |
|
Т.л. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе. |
10. |
ВнЧ 1. Р. Бернс «Джон Ячменное зерно». |
|
|
11. |
Контрольная работа №1. Былины. Баллады. Комбинированная контрольная работа |
|
|
12. |
ИЗ ЗОЛОТОГО ФОНДА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ А. С.ПУШКИН (1799-1837). Годы становления А. С. Пушкина как поэта. Вольнолюбивый дух поэзии вчерашнего лицеиста. Взаимоотношения поэта и власти. Южная ссылка. А. С. Пушкин и Украина. |
|
|
13. |
«Узник», «Птичка». Вольнолюбивый характер стихотворений. Изображение в них стремления к свободе. Метафорический смысл названия стихотворения «Узник».
|
|
наизусть |
14 |
«Если жизнь тебя обманет…», «Цветок». Размышление о человеческой жизни, счастье, любви, оптимизме. Выразительное чтение наизусть. |
|
Т. л. Развитие понятий о рифме, строфе, размерах. |
15.
|
«Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. |
|
Т. л. Понятие о композиции |
16. |
Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести. |
|
|
17. |
РР 2. Устный ответ на проблемный вопрос по произведению «Станционный смотритель» по самостоятельно составленному сложному плану |
|
|
18. |
Контрольная работа №2. Творчество Пушкина. РР 3. Сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.
|
|
|
19. |
М. Ю. Лермонтов (1814-1841). Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта. |
|
|
20. |
«Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Кавказ – колыбель поэзии М. Лермонтова. Восхищение красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов. |
|
Т.л. Понятия о поэме, лирическом монологе. |
21. |
«Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми. |
|
|
22. |
РР 4. Составление цитатного плана характеристики образа Мцыри. Рассказ с мотивацией поступков Мцыри по составленному плану. |
|
|
23. |
Значение эпиграфа поэмы в раскрытии главной мысли произведения. Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя. |
|
|
24. |
Диалогичность исповеди-монолога Мцыри. Картины кавказской природы в произведении. Художественное богатство поэмы.
|
|
|
25. |
ВнЧ 2. Сопоставление вольнолюбивых мотивов в лирике Лермонтова и украинских поэтов |
|
|
26. |
Контрольная работа №3. Творчество М. Ю. Лермонтова. Литературный диктант . |
|
|
27. |
Н. В.ГОГОЛЬ (1809-1852). Развитие литературного таланта писателя. Н. В. Гоголь и Украина. Украинский колорит сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». |
|
|
28 |
Изображение исторического прошлого Украины и поэтизация народного подвига в произведениях Н. Гоголя, И. Франко.Повесть «Тарас Бульба» (выборочные главы). |
|
Т.л. Героическая повесть, хар-р лит. героя. |
29. |
Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. |
|
|
30. |
Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. |
|
|
31. |
Героический характер Тараса Бульбы. |
|
|
32. |
Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. |
|
наизусть |
33. |
РР 5. Составление плана сравнительной характеристики персонажей (Остапа и Андрия) |
|
|
34. |
Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение. Картины украинской природы. Особенности гоголевской прозы. |
|
|
35. |
ВнЧ 3. Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» |
|
|
36. |
РАССКАЗ И НОВЕЛЛА В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. А. П. ЧЕХОВ (1860-1904). Краткие сведения об авторе. А. П. Чехов и Украина. |
|
|
37. |
«Толстый и Тонкий». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. |
|
Т.л. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. |
38. |
«Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева. Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе. |
|
|
39. |
Художественные особенности рассказов А. П. Чехова. |
|
|
40. |
Инсценирование ранних рассказов А.П. Чехова. |
|
|
41. |
Контрольная работа №4. Творчество Н. В. Гоголя и А.П. Чехова. Развернутый ответ на вопрос |
|
|
42. |
О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер) (1862-1910). Краткие сведения о писателе. Т. л. Понятие о новелле. Новелла «Дары волхвов». |
|
|
43. |
Мир большого города и судьба маленького человека в нём. Романтика и сила любви. Способность к самопожертвованию ради близкого человека как отличительная черта героев. |
|
|
44. |
Смысл названия и гуманизм новелл О. Генри. Особенности художественного мастерства писателя.
|
|
|
45. |
РР 6. Устный отзыв о самостоятельно просмотренном кинофильме по мотивам новелл О. Генри. |
|
|
46. |
Артур Конан ДОЙЛ (1859-1930). Краткие сведения о писателе. Цикл рассказов о Шерлоке Холмсе – классика детективного жанра. |
|
Т.л. Детективная литература. Цикл произведений. (детективный рассказ). |
47. |
«Голубой карбункул».. Образы Шерлока Холмса и доктора Ватсона (общее и различное). Профессионализм, наблюдательность, справедливость, мужество, верность идеалам добра и чести, способность прийти на помощь в трудную минуту – отличительные качества Ш. Холмса. |
|
|
48. |
Особенности композиции рассказа. Событийность, увлекательная тематика, интригующий сюжет, неординарность главных героев, неисчерпаемый полёт творческой мысли автора |
|
|
49. |
Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе. Шерлокиана в мировой литературе. РР 7. Устное сочинение-рассуждение о причинах популярности рассказов о Шерлоке Холмсе |
|
|
50. |
Джеймс ОЛДРИДЖ (род.1918). Краткие сведения о писателе. «Последний дюйм». Тема мужества человека, способного подчинить себе обстоятельства. Проблема становления человеческой личности, взаимоотношения отцов и детей. |
|
|
51. |
Социальный конфликт и психологизм рассказа. Драматическая ситуация как средство раскрытия характеров героев. |
|
|
52. |
Художественное мастерство писателя. Роль портретных характеристик, внутренних монологов, пейзажа в раскрытии душевного состояния героев. Символика названия рассказа. |
|
Т. л. Развитие понятий о портрете и пейзаже. |
53. |
РР 8. Выборочный пересказ отрывка рассказа с выражением собственного отношения к герою |
|
|
54. |
ВнЧ 4. А. П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Пересолил», «Налим», «Тоска», «Письмо к учёному соседу»; О’ Генри «Вождь краснокожих»; Э. По «Золотой жук», «Лягушонок»; А. Конан Дойл «Из записок о Шерлоке Холмсе», «Собака Баскервилей». |
|
|
55. |
Контрольная работа №5. Рассказ и новела в русской и зарубежной литературе. РР 9. Сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем. |
|
|
56. |
ФАНТАСТИКА И РОМАНТИКА Александр ГРИН (А. С. Гриневский) (1880-1932). Краткие сведения об авторе. Александр Грин и Украина. «Алые паруса». |
|
Т. л. Понятие о символе. Развитие понятия о повести (повесть-сказка). |
57. |
Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа. |
|
|
58. |
РР 10. Выборочный пересказ от имени героя. |
|
|
59. |
Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведения Александра Грина. Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса». Язык, стиль, символика названия произведения. |
|
|
60. |
Популярность повести-сказки Александра Грина «Алые паруса» |
|
|
61. |
Айзек АЗИМОВ (1920-1992). Краткие сведения о писателе. Т.л. Понятие о научно-фантастической литературе. «Профессия». |
|
|
62. |
Взгляд писателя-фантаста на школу будущего. Радость творчества, самостоятельных интеллектуальных поисков, открытие нового в произведении. |
|
|
63. |
Особенности композиции рассказа.
|
|
|
64. |
РР 11. Устное сочинение-рассуждение «Научная фантастика – окно в будущее». |
|
|
65. |
ВнЧ 4. К. Саймак «Заповедник гоблинов»; А. Гарнер «Элидор», А.Беляев «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей». |
|
|
66. |
РР 10. Отзыв о художественном произведении, кинофильме, актерском исполнении |
|
|
67. |
Контрольная работа №6. Фантастика и романтика. Защита творческих работ. |
|
|
68. |
Связь литературы и других видов искусства. |
|
|
69. |
Повторение и обобщение изученного « Познаем себя через книгу». |
|
|
70. |
Литературная викторина |
|
|
|
|
|
|