Календарно–тематичне планування уроків російської мови
7 клас [7-ий рік навчання]
(70 годин, 2 години на тиждень)
№ |
Тема |
Результати навчально-пізнавальної діяльності учнів |
Дата |
І семестр |
|||
Введение (3 часа) |
|
||
1 |
Общие сведения о языке. Контактное и дистантное общение. Речевой этикет |
Ученик / ученица: - различает понятия язык и речь; - перечисляет признаки хорошей речи и соблюдает их; - различает контактное и дистантное общение; перечисляет средства дистантного общения: телефон, Интернет, радио- и видеосвязь и т. д.; указывает их особенности для достижения коммуникативной цели, соблюдая нормы речевого этикета (СЛ-4); |
|
Глагольные формы ( часов) Глагол (10 часов) |
|||
2 |
Глагол как часть речи. Особые формы глагола: причастие и деепричастие (ознакомление) |
Ученик / ученица: - распознаёт глаголы и осмысливает их роль в речи; - определяет значение глагола как части речи, его грамматические признаки, синтаксическую роль и выразительные возможности; |
|
3 |
Неопределённая форма глагола (инфинитив). Буква ь в неопределённой форме глаголов на –ть, –чь, –ться, –чься. |
- различает глаголы в неопределённой форме; - употребляет глаголы в неопределённой форме, совершенного и несовершенного вида в роли главных и второстепенных членов предложения; |
|
4 5 |
Виды глагола. Глаголы переходные и непереходные. Возвратные глаголы |
- знает значение глаголов совершенного и несовершенного вида; - определяет вид, переходность, возвратность глагола; - образовывает от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида; - использует глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы с учётом речевой ситуации и правильно их пишет; |
|
6 |
РР Диалог «Берегите природу» |
- участвует в инсценировании текста с диалогами указанных типов; имитирует образец; восстанавливает реплики и переводит диалоги (СЛ-4); - составляет и разыгрывает диалоги, в том числе по заданным параметрам ситуации или репликам; продолжает прерванный диалог с применением стандартных, в том числе этикетных выражений; применяет уместные языковые средства с учётом ситуации общения и конкретного адресата; говорит логично, выразительно; правильно интонирует высказывания и уместно использует невербальные средства коммуникации (СЛ-3). |
|
7 |
Написание суффиксов –ова (-ева), -ыва (-ива) у глаголов. Правописание глагольных префиксов пре-, при-, с- (повторение) |
- знает значение глаголов совершенного и несовершенного вида; - определяет вид, переходность, возвратность глагола; - образовывает от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида; - использует глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы с учётом речевой ситуации и правильно их пишет; |
|
8 |
Времена глагола. Прошедшее время глагола. |
- распознаёт временные формы глаголов; - различает значение настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; - образует временные формы глагола, придерживаясь правил чередования согласных в основе глагола (лечь – лягу, но укр. лягти – ляжу; водить – вожу, но укр. водити – воджу); - знает изученные орфограммы и при необходимости находит их в тексте; - использует в речи конструкции с различными формами глагола и умеет сообщить о событии в прошлом, настоящем и будущем времени; - сочетает глагол с именами существительными и местоимениями; |
|
9 |
Настоящее и будущее время глагола. |
- распознаёт временные формы глаголов; - различает значение настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; - образует временные формы глагола, придерживаясь правил чередования согласных в основе глагола (лечь – лягу, но укр. лягти – ляжу; водить – вожу, но укр. водити – воджу); - знает изученные орфограммы и при необходимости находит их в тексте; - использует в речи конструкции с различными формами глагола и умеет сообщить о событии в прошлом, настоящем и будущем времени; - сочетает глагол с именами существительными и местоимениями; |
|
10 |
РР Устное изложение «У каждой книги есть своя история» |
- пересказывает текст, оценивая его содержание и художественное своеобразие; - составляет в логической последовательности монологические высказывания соответствующих стилей и типов (рассказ, сообщение о событии, описание действия) и озаглавливает текст; |
|
11 |
Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы |
- определяет спряжение конкретного глагола; - устанавливает принадлежность глагола с безударным личным окончанием к І или ІІ спряжению, используя алгоритм действий; - правильно спрягает глаголы хотеть, бежать, есть, дать; - правильно употребляет в речи личные формы разноспрягаемых глаголов; |
|
12 13 |
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение глагола. Повелительное наклонение глагола. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения |
- умеет представить действие в изъявительном, повелительном и условном наклонении; - образовывает глаголы в изъявительном, условном, повелительном наклонении (в том числе повелительное наклонение от глаголов бежать (беги), класть (клади), положить (положи), лечь (ляг), вынуть (вынь), не портить (не порть) и др.), используя алгоритм действий; |
|
14 |
Условное наклонение глагола. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами. Употребления наклонений |
- умеет представить действие в изъявительном, повелительном и условном наклонении; - образовывает глаголы в изъявительном, условном, повелительном наклонении (в том числе повелительное наклонение от глаголов бежать (беги), класть (клади), положить (положи), лечь (ляг), вынуть (вынь), не портить (не порть) и др.), используя алгоритм действий; |
|
15 |
Безличные глаголы и их употребление в роли сказуемого. Разбор глагола как самостоятельной части речи. Правописание не с глаголами |
- различает безличные глаголы и употребляет их в высказывании; - использует личные глаголы в значении безличных; - знает изученные орфограммы и при необходимости находит их в тексте. |
|
16 |
Контрольная работа № 1. (Тестирование) «Глагол» |
|
|
17 |
РР Устное сочинение «День в школе» |
- составляет в логической последовательности монологические высказывания соответствующих стилей и типов (рассказ, сообщение о событии, описание действия) и озаглавливает текст; |
|
Причастие (8 часов) |
|||
18 |
Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте |
Ученик / ученица: - устанавливает признаки причастия, отличные от глагола и прилагательного; - различает причастие, имя прилагательное и другие формы глагола; - согласовывает причастия с определяемым существительным; - определяет синтаксическую роль причастия в предложении; - составляет предложения с причастным оборотом; - расставляет знаки препинания в соответствии с изученными правилами; - преобразует причастный оборот в придаточную определительную часть сложноподчиненного предложения и наоборот; |
|
19 |
Действительные и страдательные причастия |
- распознаёт действительные и страдательные причастия и определяет их грамматические признаки; - правильно произносит причастия в форме косвенных падежей; распознаёт причастия, формы которых не совпадают с формами украинского языка (напр.: цветущий – укр. квітучий, горящий - укр. палаючий) или не имеют украинских аналогов (изучаемый, читаемый, вводимый и др.); - правильно пишет изученные формы причастий; - употребляет действительные и страдательные причастия, в том числе в составе устойчивых выражений, с определенной коммуникативной установкой. |
|
20 |
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. |
- распознаёт действительные и страдательные причастия и определяет их грамматические признаки; - правильно произносит причастия в форме косвенных падежей; распознаёт причастия, формы которых не совпадают с формами украинского языка (напр.: цветущий – укр. квітучий, горящий - укр. палаючий) или не имеют украинских аналогов (изучаемый, читаемый, вводимый и др.); - правильно пишет изученные формы причастий; - употребляет действительные и страдательные причастия, в том числе в составе устойчивых выражений, с определенной коммуникативной установкой. |
|
21 |
РР Диалог «Мода» |
- участвует в инсценировании текста с диалогами указанных типов; имитирует образец; восстанавливает реплики и переводит диалоги (СЛ-4); - составляет и разыгрывает диалоги, в том числе по заданным параметрам ситуации или репликам; продолжает прерванный диалог с применением стандартных, в том числе этикетных выражений; применяет уместные языковые средства с учётом ситуации общения и конкретного адресата; говорит логично, выразительно; правильно интонирует высказывания и уместно использует невербальные средства коммуникации (СЛ-3). |
|
22 |
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия |
- распознаёт действительные и страдательные причастия и определяет их грамматические признаки; - правильно произносит причастия в форме косвенных падежей; распознаёт причастия, формы которых не совпадают с формами украинского языка (напр.: цветущий – укр. квітучий, горящий - укр. палаючий) или не имеют украинских аналогов (изучаемый, читаемый, вводимый и др.); - правильно пишет изученные формы причастий; - употребляет действительные и страдательные причастия, в том числе в составе устойчивых выражений, с определенной коммуникативной установкой. |
|
23 |
РР Устное изложение «Белый пудель» |
- пересказывает текст, оценивая его содержание и художественное своеобразие; - составляет в логической последовательности монологические высказывания соответствующих стилей и типов (рассказ, сообщение о событии, описание действия) и озаглавливает текст; |
|
24 |
Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных |
- распознаёт действительные и страдательные причастия и определяет их грамматические признаки; - правильно произносит причастия в форме косвенных падежей; распознаёт причастия, формы которых не совпадают с формами украинского языка (напр.: цветущий – укр. квітучий, горящий - укр. палаючий) или не имеют украинских аналогов (изучаемый, читаемый, вводимый и др.); - правильно пишет изученные формы причастий; - употребляет действительные и страдательные причастия, в том числе в составе устойчивых выражений, с определенной коммуникативной установкой. |
|
25 |
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего и прошедшего времени |
- распознаёт действительные и страдательные причастия и определяет их грамматические признаки; - правильно произносит причастия в форме косвенных падежей; распознаёт причастия, формы которых не совпадают с формами украинского языка (напр.: цветущий – укр. квітучий, горящий - укр. палаючий) или не имеют украинских аналогов (изучаемый, читаемый, вводимый и др.); - правильно пишет изученные формы причастий; - употребляет действительные и страдательные причастия, в том числе в составе устойчивых выражений, с определенной коммуникативной установкой. |
|
26 |
РР Устное изложение «Закалка» |
- пересказывает текст, оценивая его содержание и художественное своеобразие; - составляет в логической последовательности монологические высказывания соответствующих стилей и типов (рассказ, сообщение о событии, описание действия) и озаглавливает текст; |
|
27 |
Правописание не с причастиями |
- распознаёт действительные и страдательные причастия и определяет их грамматические признаки; - правильно произносит причастия в форме косвенных падежей; распознаёт причастия, формы которых не совпадают с формами украинского языка (напр.: цветущий – укр. квітучий, горящий - укр. палаючий) или не имеют украинских аналогов (изучаемый, читаемый, вводимый и др.); - правильно пишет изученные формы причастий; - употребляет действительные и страдательные причастия, в том числе в составе устойчивых выражений, с определенной коммуникативной установкой. |
|
28 |
Зрительно-слуховой диктант |
- пишет зрительно-слуховой диктант, (СЛ-1); |
|
29 |
Повторение по теме «Глагольные формы. Причастие» |
|
|
30 |
Контрольная работа № 2 (Тестирование) «Причастие» |
|
|
31 |
РР Письменное изложение «За больным нужен уход» |
- пишет изложение по готовому плану и опорным словам и выражениям (СЛ-1); |
|
32 |
РР Устное изложение «Болезнь» |
- пересказывает текст, оценивая его содержание и художественное своеобразие; - составляет в логической последовательности монологические высказывания соответствующих стилей и типов (рассказ, сообщение о событии, описание действия) и озаглавливает текст; |
|
____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
|
|||
ІІ семестр |
|||
Деепричастие (6 часов) |
|||
33 |
Деепричастие как особая форма глагола |
Ученик / ученица: - распознаёт деепричастия и осмысливает их роль в речи; - использует деепричастия при построении предложений, соблюдая логико-грамматические связи; |
|
34 |
Одиночные деепричастия и деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии |
- различает деепричастия и деепричастные обороты; - правильно интонирует предложения с деепричастными оборотами; - находит изученные пунктограммы и применяет их на письме; - использует деепричастный оборот как средство связи предложений в тексте; - составляет деепричастные обороты, использует их в высказывании; |
|
35 |
РР Устное сочинение «Бесценная фотография» |
- составляет в логической последовательности монологические высказывания соответствующих стилей и типов (рассказ, сообщение о событии, описание действия) и озаглавливает текст; |
|
36 37 |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Употребление деепричастий на -ся (-сь). Использование деепричастий при построении предложений |
- образует формы деепричастий; - производит замену глагола соответствующей формой деепричастия; - правильно произносит и пишет их, осознавая особенности произношение отдельных форм деепричастий в сопоставлении с украинским языком (напр., говоря – укр. говорячи); - заменяет один из глаголов сложного предложения деепричастием с целью совершенствования речи. |
|
38 |
Правописание не с деепричастиями |
|
|
39 |
РР Диалог «Здоровье» |
- участвует в инсценировании текста с диалогами указанных типов; имитирует образец; восстанавливает реплики и переводит диалоги (СЛ-4); - составляет и разыгрывает диалоги, в том числе по заданным параметрам ситуации или репликам; продолжает прерванный диалог с применением стандартных, в том числе этикетных выражений; применяет уместные языковые средства с учётом ситуации общения и конкретного адресата; говорит логично, выразительно; правильно интонирует высказывания и уместно использует невербальные средства коммуникации (СЛ-3). |
|
40 |
Контрольная аудирование «Муравьи» |
- понимает и запоминает с первого прослушивания содержание и структуру текста, определяет его тему, основную мысль, тип и стиль (СЛ-2); - использует технику выборочного аудирования с целью выделения конкретных фрагментов, эпизодов, фактов; выделяет главные смысловые блоки текста; применяет технику критического аудирования при осмыслении текста; - устанавливает временные и причинно-следственные связи (СЛ-3); - замечает и исправляет орфоэпические ошибки в своей и чужой речи; - воспринимает и понимает текст с первого прослушивания; - выделяет его структурные части (зачин, основную часть, концовку); - вычленяет смысловую информацию прослушанного текста с целевой установкой использовать ее в собственном высказывании (СЛ-2); |
|
Наречие (10 часов) |
|||
41 |
Наречие как часть речи |
Ученик / ученица: - распознаёт наречие и осмысливает его роль в речи; - осуществляет с помощью наречий оценку результатов деятельности. |
|
42 |
Разряды наречий по значению |
- распознаёт наречие и осмысливает его роль в речи; - разграничивает разряды наречий по значению; - осуществляет с помощью наречий оценку результатов деятельности. |
|
43 |
РР Устное изложение «Своими руками» |
- пересказывает текст, оценивая его содержание и художественное своеобразие; - составляет в логической последовательности монологические высказывания соответствующих стилей и типов (рассказ, сообщение о событии, описание действия) и озаглавливает текст; |
|
44 |
Образование наречий. Ударение в наречиях |
- образует наречия от других частей речи; - правильно ставит ударение в наречиях (до'красна', до'бела', высо'ко', глубо'ко', широ'ко' и др.) и произносит их; |
|
45 |
Степени сравнения наречий |
- образует степени сравнения наречий, в том числе и такие особые формы, как выше всех – укр. вище за всіх; - правильно ставит ударение в наречиях (до'красна', до'бела', высо'ко', глубо'ко', широ'ко' и др.) и произносит их; |
|
46 |
Морфологический разбор наречия. Буква ь после шипящих на конце наречий. |
- разграничивает разряды наречий по значению; - знает правила написания наречий, применяет их и при необходимости исправляет ошибки; |
|
47 |
РР Письменное сочинение «Описание внешности человека» |
- пишет сочинение-описание с предварительным обсуждением (отбором) содержания (СЛ-1). |
|
48 |
Гласные на конце наречий |
- знает правила написания наречий, применяет их и при необходимости исправляет ошибки; |
|
49 |
Написание одной и двух букв н в наречиях |
- знает правила написания наречий, применяет их и при необходимости исправляет ошибки; |
|
50 |
Слитное и раздельное написание наречий. Дефис в наречия |
- знает правила написания наречий, применяет их и при необходимости исправляет ошибки; |
|
51 |
Правописание не и ни с наречиям |
- знает правила написания наречий, применяет их и при необходимости исправляет ошибки; |
|
52 |
Контрольная работа № 3 (Тестир.) «Деепричастие», «Наречие». |
|
|
53 |
Контрольное чтение вслух |
- применяет технику ознакомительного и просмотрового чтения, с определённой целевой установкой; - находит примеры, эпизоды, фрагменты текста, факты, цитаты, выделяет смысловые вехи текста (СЛ-2); - читает выразительно и бегло с соблюдением основных орфоэпических правил и смысловых пауз художественные, публицистические и адаптированные научно- популярные тексты (СЛ-1); - объясняет значение незнакомых слов с помощью толкового словаря, комментариев к тексту, с опорой на контекст, в том числе с помощью подбора синонимов (антонимов) (СЛ-3); - определяет лексические и морфологические средства связи предложений в тексте; |
|
Служебные части речи. Междометие ( часов) |
|
||
54 |
Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги. |
- распознаёт предлоги и осмысливает их роль в речи; - разграничивает пространственные, временные, объектные, причинные, целевые смысловые отношения, выражаемые предлогами; - использует нужные предлоги для выражения пространственных и временных отношений (к городу – укр. до міста; из школы – укр. зі школи, мимо дома – укр. повз будинок; к концу года – укр. на кінець року и др.); объектных (думать о сыне – укр. думати про сина и др.); причинных (из-за отсутствия – укр. через відсутність и др.), целевых (за водой – укр. по воду) и качественной характеристики действия (занятия по химии – укр. заняття з хімії и др.); - выражает с помощью предложно-падежных форм различные отношения; |
|
55 56 |
Написание предлогов. Употребление предлогов |
- распознаёт предлоги и осмысливает их роль в речи; - разграничивает пространственные, временные, объектные, причинные, целевые смысловые отношения, выражаемые предлогами; - использует нужные предлоги для выражения пространственных и временных отношений (к городу – укр. до міста; из школы – укр. зі школи, мимо дома – укр. повз будинок; к концу года – укр. на кінець року и др.); объектных (думать о сыне – укр. думати про сина и др.); причинных (из-за отсутствия – укр. через відсутність и др.), целевых (за водой – укр. по воду) и качественной характеристики действия (занятия по химии – укр. заняття з хімії и др.); - выражает с помощью предложно-падежных форм различные отношения; |
|
57 |
Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды по значению (с опорой на украинский язык). |
- распознаёт союзы и осмысливает их роль в речи; - определяет значение и синтаксическую роль; - уместно употребляет союзы в высказывании, правильно произносит их и пишет; |
|
58 59 |
Употребление союзов в простом и сложном предложении (в сопоставлении с украинским языком). Слитное и раздельное написание союзов. |
- распознаёт союзы и осмысливает их роль в речи; - определяет значение и синтаксическую роль; - уместно употребляет союзы в высказывании, правильно произносит их и пишет; |
|
60 |
Контрольное чтение молча «У нас нет билетов» |
- применяет технику ознакомительного и просмотрового чтения, с определённой целевой установкой; - находит примеры, эпизоды, фрагменты текста, факты, цитаты, выделяет смысловые вехи текста (СЛ-2); - просматривает материал и понимает основное содержание незнакомого текста; |
|
61 |
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Использование частиц как средства повышения выразительности речи |
- распознаёт частицы и осмысливает их роль в речи, определяет их значение; - употребляет в высказывании, правильно произносит и пишет, действует по алгоритму; |
|
62 |
Раздельное и дефисное написание частиц |
- распознаёт частицы и осмысливает их роль в речи, определяет их значение; - употребляет в высказывании, правильно произносит и пишет, действует по алгоритму; |
|
63 |
РР Контрольное устное сочинение «Война разрушает наши души» |
- составляет в логической последовательности монологические высказывания соответствующих стилей и типов (рассказ, сообщение о событии, описание действия) и озаглавливает текст; |
|
64 65 |
Междометие. Значение и роль в предложении. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях. |
- распознаёт междометия и осмысливает их роль в речи; - определяет значение междометий в тексте; - употребляет их в высказывании; - правильно произносит и пишет междометия, применяет алгоритм действий; - проявляет готовность к развитию языкового чутья и интуиции. |
|
66 |
Контрольная работа № 4 (Тестиров.) «Служебные части речи», «Междометие» |
|
|
67 |
Контрольное письменное изложение «Лесные санитары» |
- пересказывает текст, оценивая его содержание и художественное своеобразие; - составляет в логической последовательности монологические высказывания соответствующих стилей и типов (рассказ, сообщение о событии, описание действия) и озаглавливает текст; |
|
68 |
РР Контрольное письменное сочинение «Трудно или легко делать добро?» |
- составляет в логической последовательности монологические высказывания соответствующих стилей и типов (рассказ, сообщение о событии, описание действия) и озаглавливает текст; |
|
69
|
РР Контрольный диалог |
- участвует в инсценировании текста с диалогами указанных типов; имитирует образец; восстанавливает реплики и переводит диалоги (СЛ-4); - составляет и разыгрывает диалоги, в том числе по заданным параметрам ситуации или репликам; продолжает прерванный диалог с применением стандартных, в том числе этикетных выражений; применяет уместные языковые средства с учётом ситуации общения и конкретного адресата; говорит логично, выразительно; правильно интонирует высказывания и уместно использует невербальные средства коммуникации (СЛ-3). |
|
70 |
Обобщение и систематизация изученного в 7 классе. Итоговый урок |
|
|
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________