Компенентісно-зорієнтований урок з літератури на тему: "Оскар Уайльд. "Хлопчик-зірка. Справжня краса людини"

Про матеріал

Конспект уроку + презентація PowerPoint дозволить вчителеві швидко підготуватися до уроку літератури за темою: "Оскар Уайльд. "Хлопчик-зірка. Справжня краса людини". Урок покликаний розвити в учнів уважне ставлення до матері, поважливе ставлення до чужої думки, розвити творчі здібності учнів, підвести до розуміння того, що справжня краса людини неможлива без доброти, глибини внутрішнього світу людини, почуття відповідальності за свої вчинки.



Перегляд файлу

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе                                                        

Тема: Оскар Уайльд «Мальчик - звезда». Истинная красота человека 
Цели: 

- продолжить изучение культурного и нравственного наследия английского писателя Оскара Уайльда, обучать навыкам анализа художественного произведения, способствовать осознанию и осмыслению идейного содержания сказки;

- развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) через выборочное чтение, пересказ, инсценировку, ролевое чтение, участие в дискуссии, развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;

- формировать жизненные компетентности: готовность использовать информационно-коммуникативные технологии в учебе, способность  к социальной коммуникации, формировать общекультурную грамотность;

- воспитывать культуру речи, доброту, внимательное отношение к матери, уважительное отношение к чужому мнению, поощрять творчество; подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки. 
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний и умений учащихся
Оборудование: видеофрагменты фильма «Сказка о звёздном мальчике», презентация урока, литературные термины для словаря: пейзаж, портрет, характеристика героя, портреты, нарисованные детьми, звёздочки для диагностики, конфеты в золотой обёртке, сердечки из картона, клип «Дорогою добра».
                                                            Ход урока

І.  Введение в тему. Актуализация знаний и умений учащихся.

  • Видеофрагмент №1.

- Ребята, внимательно посмотрите на экран. Из какого произведения этот видеофрагмент? Какое настроение он у вас вызвал? («Мальчик-звезда» О.Уайльда).

ІІ . Подготовительный этап.

- Ребята, как вы думаете, почему Оскар Уайльд дал мальчику такое странное имя?

Лексическая работа со словом «звезда» (Знаменитость, небесное светило, украшение, ориентир)

ІІІ. Объявление темы и целей урока.

- Цель нашего урока - определить значение имени мальчика по ходу сказки.

- Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Я предлагаю вам поработать в группах и расставить части сказки в правильной последовательности  (работа в группах).

  • Проверка знаний содержания произведения.
  1. Появление Дитя-звезды.
  2. Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.
  3. Встреча с нищенкой-матерью.
  4. Наказание за жестокость и эгоизм.
  5. В поисках матери.
  6. Уроки милосердия и доброты.
  7. В плену у волшебника.
  8. Вознаграждение.

     (Самопроверка задания)

 

ІV. Смысловой и идейный анализ произведения. Презентация работы в группах.

- Каждая группа выбрала себе тему для анализа и использовала всевозможные приёмы и способы для объяснения, режиссёры – постановщики составили план выступления и подготовили группу, как у них это получилось, сейчас посмотрим.

1 группа. Тема «Холод – мир зла»

- Вот такой мы увидели природу во время появления на земле Мальчика – звезды - рисунок. Автор использует пейзаж для описания природы. Пейзаж  чтение отрывка. Природа предупреждала о появлении зла – человека с ледяным сердцем – лесоруб не хотел взять мальчика, жена не хотела приютить младенца, сам мальчик - это зло. 
Инсценировка.

Жена: 

- Наконец –то. Я так волновалась. На дворе лютый холод.

Лесоруб: 

- Я нашёл кое – что в лесу и принёс тебе, чтобы ты позаботилась о нём.

Жена: 

- Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто и мы во многом нуждаемся.

- Господи, разве у нас нет своих детей? Что это тебе понадобилось брать к нашему очагу подкидыша? А вдруг он принесёт нам несчастье? И как за ним ухаживать?

Лесоруб:

- Да, ты, послушай. Это Дитя – звезда.

Жена:

- Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребёнка? А кто позаботится о нас? Кто даст нам пищу?

Лесоруб:

- Но ведь господь заботится даже о воробьях и даёт им пищу.

Жена:

- Да, но мало ли их погибает зимой от голода? Затвори двери! Смотри, какой студёный ветер, я замёрзла.

Лесоруб:

- В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.

(Взяла ребёнка из рук мужа, поцеловала его и наклонила голову к мужу, Лесоруб обнял жену).
Вывод. Мы считаем, что основная мысль всей сказки находится именно в начале сказки: «В доме, в классе, в посёлке или в стране, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа - зло».

2 группа. Тема «Красивый человек»

- Предлагаем вам портрет Мальчика – звезды. Чтение отрывка произведения. Автор использует сравнения, эпитеты, метафоры – глаза, отражённые в воде. Мальчик-звезда  сравнивается с цветами: роза – красивая, но с острыми шипами, нарцисс – гордый себялюбивый, фиалка капризная. 

Характеристика героя – он рос вместе с детьми Лесоруба, ел с ними за одним столом, играл. Его ничем не отличали от других, принимали как родного. Уважительно к нему относились. Но он рос себялюбивым, гордым, жестоким. Он был околдован своей красотой, ничего не замечал вокруг. Посмотрите фрагмент фильма.

- Вот такой мы увидели мать мальчика – портрет. Чтение отрывка.

Давайте посмотрим, какая она. Видеофрагмент.

Она уставшая, измученная, 10 лет ищет сына. Она по-настоящему красивый человек, сильная, смелая, она очень любит своего сына, даже такого жестокого.

Вывод: Зло и жестокость разрушают красоту, и она перестаёт быть красотой. И нам Мальчик-звезда совсем не кажется красивым, а наоборот. 

 

3 группа. Тема «Ледяное сердце» 
Чтение выборочное по ролям 

- Мы выбрали тему «Ледяное сердце», потому что хотели выяснить, что означает это выражение. Предлагаем вам посмотреть фрагмент из фильма.

Вывод: только человек с ледяным сердцем мог отказаться от своей мамы. Он считал себя сыном звезды и не хотел быть сыном нищенки.

Тест «Подарки от героев»

- Ребята, вы замечательно поработали сегодня, и герои сказки вам приготовили подарки. Возьмите, какие вам понравятся. (Конфетки в золотой яркой обёртке у Мальчика – звезды, сердечки из картона у Матери).

- Ребята, ведь вы так жалели мать Звезды, сочувствовали ей, прониклись к ней симпатией, а почему же решили взять конфеты у жестокого Мальчика – звезды?

- Для вас золотая обёртка конфетки ценнее, чем простое сердечко, сделанное с любовью своими руками?

- Да, дети, искушение велико. Говорить красиво о любви легко, а поступать так всегда, т.е. любить – трудно. Этому надо учиться всю жизнь.

- Кто хочет, может вернуть конфетку. 
 

4 группа. Тема « Главное – понять другого» 
Чтение отрывка

- Мы назвали свой проект « Главное – понять другого», потому что хотели выяснить, почему Мальчик-звезда так изменился и почему.

Краткий пересказ испытаний. 
Вывод: именно когда Мальчик-звезда попал в беду, он понял несчастье других. Он понял, что должен сам исправить свои ошибки. Ему пришлось выдержать много испытаний, но он не струсил. Мальчик-звезда был жесток, он ошибался, но всё, что произошло с ним научило его любить. Только любовь может превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце.

 

V. Диагностика сформированности нравственных ценностей учащихся.

Творческая работа «Желание»

- Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки свои звёздочки и послушайте стихотворение Александра Дольского:

Мне звезда упала на ладошку.

Я спросил её: «Откуда ты?»

«Дайте, я передохну немножко,

Я с такой летела высоты»

А потом добавила, сверкая,

Словно колокольчик прозвенел:

«Не смотрите, что невелика я,

Может быть великим мой удел.

Вам необходимо только вспомнить,

Что для вас всего важней на свете.

Я могу желание исполнить,

Путь неблизкий завершая этим».

Знаю я, что мне необходимо,

Мне не надо долго вспоминать.

Я хочу любить и быть любимым,

Я хочу чтоб …

- Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке.

- Кто хочет озвучить своё пожелание?

- Кому из героев вы хотели бы подарить свои звёздочки – пожелания? Давайте для мамы из звёздочек сделаем звёздный путь, путь любви и надежды. (Приклеиваем звездочки вокруг портрета матери в форме сердца). 
«От сердца к сердцу»

- А сейчас для предлагаю посмотреть видеоролик, который посвящается всем, всем мамам, которых мы очень любим, которых мы нечаянно обидели, тем, кто сейчас так нуждается в нашей любви и внимании, и тем, кому мы так и не успели сказать самые главные слова.

 

VІ. Итог урока. Модель «человека – звезды»

- Мы проследили, как на протяжении всей сказки меняется значение имени мальчика. В конце сказки он становится звездой в лучшем смысле этого слова. Красота лица стала красотой его души. И наше сердце помогло нам понять эту истину. Давайте уберём лишние слова у этой модели «человека – звезды».

- Какого человека мы считаем по-настоящему красивым? (добрый, милосердный, который умеет сострадать и любить) 
- Дорогие мои ребята, вы такие замечательные умные и красивые, я очень хочу, чтобы ваша красота приносила миру только свет и тепло.

 

docx
Додано
14 березня 2018
Переглядів
2417
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку