1 липня о 18:00Вебінар: Шкільна дошка – ігрове поле вчителя

Компетентнісний урок природознавства в 1 класі "Птахи. Будова птаха"

Про матеріал

Компетентнісний урок природознавства в 1 класі "Птахи. Будова птаха" спрямований на розвиток уміння ставити мету, висловлювати свою думку з теми. Урок активізує словниковий запас учнів, розвиває увагу, мислення, виховує любов до природи.

Перегляд файлу

Тема: Птицы. Строение тела птиц.

Цель урока: расширять знания учащихся о птицах, их многообразии, учить  выделять существенные и отличительные признаки; активизировать словарный запас, внимание, мышление; воспитывать любовь к природе.

Задачи:

  • развивать у учащихся умение ставить цель;
  • создать условия для формирования понятия «птицы»;
  • создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;
  • выражать свою точку зрения по данной теме;
  • развивать наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

 

Ожидаемые результаты:

знать, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями;

уметь приводить примеры птиц, делать выводы

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушайте внимательно,

Поймёте всё обязательно.

 

II.Актуализация знаний.

1. Беседа.

- С какими группами животных мы уже знакомы?(слайд 2)

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

- Молодцы!

2. Работа в парах

- У вас на партах лежат карточки и конверты. Откройте.

- Сейчас вы будете работать в парах, выполняя задание.

- Кружочками закройте рыб. Квадратами – насекомых. Проверьте друг у друга. Если все верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки.

(учитель проверяет работу во время выполнения)

images.jpg  Nasekomoe-141_389x506.jpgжук.jpg

Ptica-131_389x506.jpgRyba-31_389x506.jpg

- Замечательно. Скажите, а всех вы животных закрыли фишками? (Нет)

- Кто остался? (Птичка)

 

 

 

Ответы детей

 

 

Дети работают в парах

 

 

III. Постановка учебной задачи

- Что вам известно уже о птицах?

- А чего ещё не знаем?

- Вы хотели бы об этом узнать?

- Так какой будет тема нашего урока?

- Кто сможет сформулировать цели урока? Чему будем учиться?

- Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А цели: познакомиться  с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке,
Повернулся влево, вправо
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.

 

- Мы ещё не знаем строения тела птиц.

IV. Открытие новых знаний.

- Ребята, а давайте заглянем в гости к муравьишке Вопросику. А он оказывается не один. У него в гостях Мудрая Черепаха. Давайте присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чем говорил муравьишка Черепахе.

Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“. А вы как думаете, ребята?»  (слайд 3)

Проблемно-поисковый диалог

- Кто из этих животных умеет летать?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (Нет) (слайд 4)

- Вот страус и пингвин  – тоже птицы, но они не летают.

Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы?  (слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья)  (слайд 6)

- У всех птиц тело покрыто перьями и они являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (слайд 7,8)

- У птиц есть клюв- это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у  птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. (слайд 9)

У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток– сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара.У большинства птиц клюв такого вида. (слайд 10)

- У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад (слайд 11).

- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые.

Крылья птиц  разные по форме. У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые.

- Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного  цвета и отличаться по форме и размеру.   Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. (слайд 12)

 

 

V.  Практическая работа

 

- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)

- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит) (слайд 13)

- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (Птица и в воде остаётся сухой)

- Какой же можно сделать вывод?  (Перья прочные, легкие, не впитывают воду).

Физкультминутка.

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)

Гуси, грачи, журавли - (приседают по очереди 1, 2, 3 ряд)

Вот уж последняя стая – (все встали)

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

 

Работа в парах

- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех.

Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 14,15)

Пингвин -  на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.  (слайд 16)

Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.

 

VII. Закрепление и осмысление знаний.

 

1. Работа в тетрадях

С.34, задания 1,2

Работа в парах. Взаимопроверка

2.Работа в группах

На дереве сижу,

«Кар-кар» кричу.

Окраской сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Так кто же я?     (ворона)

- Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело - серое.

- Зимой ворона  перекочевывает  ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами. (Демонстрация иллюстрации)

-Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку.

Красный берет,

Чёрный жилет.  

Все время стучу,

Деревья долблю,

Но их не калечу,

А только лечу.   ( дятел)

- Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из - под коры насекомых.

У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар.

С вами я давно знакома,

Я живу на крыше дома –

Длиннонога, длинноноса,

Длинношея, безголоса.

Я летаю на охоту

За лягушками к болоту.  (аист)

- Аисты не имеют голоса. Все звуки, которые издают аисты - это щёлканье клювом.  В нашей стране обитают 2 вида: белый и чёрный. Гнёзда  устраивает на деревьях, скалах, на крышах домов. Питается лягушками, ящерицами, мышами, насекомыми. Это перелётная птица.

Я непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.  (сорока)

- Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.

- Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

По дворам шныряю,

Крохи подбираю,

По полям ночую,

Зёрнышки ворую.   (воробей)

- Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят.

- Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные  и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах.

Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми.

Спиной зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.   (синица)

- Синичка - красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне.

- Синицы - многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и летают.

 

Каждая группа заранее готовит по две загадки и краткие сведения о словах-отгадках

3. Упражнение «Открытый микрофон»

- Почему некоторые птицы осенью улетают в тёплые края?

- Как называем таких птиц?

- Как называем птиц, которые остаются на зиму?

- Как мы им можем помочь? (слайд 17)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех  концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

 

 

 

Ответы детей

VIII. Итог урока.

- С какой новой группой животных  мы познакомились? (слайд 18)

- Что  мы узнали о птицах?

- Кто же такие птицы?

- Что вам понравилось на уроке?

- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

- Спасибо за хорошую работу на уроке.

 

IХ. Рефлексия

- Выполнение какого задания вызвало затруднение?

- Ребята, какое задание выполнили без труда?

 - Какое задание было самым интересным на уроке?

- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?

Ролик о пингвинах.

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
23 вересня 2018
Переглядів
216
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку