Компетентнісний урок природознавства в 1 класі "Птахи. Будова птаха" спрямований на розвиток уміння ставити мету, висловлювати свою думку з теми. Урок активізує словниковий запас учнів, розвиває увагу, мислення, виховує любов до природи.
Тема: Птицы. Строение тела птиц.
Цель урока: расширять знания учащихся о птицах, их многообразии, учить выделять существенные и отличительные признаки; активизировать словарный запас, внимание, мышление; воспитывать любовь к природе.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
знать, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями;
уметь приводить примеры птиц, делать выводы
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. |
|
1.Эмоциональный настрой Встали тихо, замолчали, Всё, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Слушайте внимательно, Поймёте всё обязательно. |
|
II.Актуализация знаний. |
|
1. Беседа. - С какими группами животных мы уже знакомы?(слайд 2) - Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног) - Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй) - Молодцы! 2. Работа в парах - У вас на партах лежат карточки и конверты. Откройте. - Сейчас вы будете работать в парах, выполняя задание. - Кружочками закройте рыб. Квадратами – насекомых. Проверьте друг у друга. Если все верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки. (учитель проверяет работу во время выполнения)
- Замечательно. Скажите, а всех вы животных закрыли фишками? (Нет) - Кто остался? (Птичка) |
Ответы детей
Дети работают в парах
|
III. Постановка учебной задачи |
|
- Что вам известно уже о птицах? - А чего ещё не знаем? - Вы хотели бы об этом узнать? - Так какой будет тема нашего урока? - Кто сможет сформулировать цели урока? Чему будем учиться? - Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
|
- Мы ещё не знаем строения тела птиц. |
IV. Открытие новых знаний. |
|
- Ребята, а давайте заглянем в гости к муравьишке Вопросику. А он оказывается не один. У него в гостях Мудрая Черепаха. Давайте присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чем говорил муравьишка Черепахе. Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“. А вы как думаете, ребята?» (слайд 3) Проблемно-поисковый диалог - Кто из этих животных умеет летать? - Можно ли всех этих животных назвать птицами? (Нет) (слайд 4) - Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают. Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? (слайд 5) |
Дети слушают рассказ.
Ответы детей. |
Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие. - Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья) (слайд 6) - У всех птиц тело покрыто перьями и они являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде. На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (слайд 7,8) - У птиц есть клюв- это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. (слайд 9) У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток– сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара.У большинства птиц клюв такого вида. (слайд 10) - У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад (слайд 11). - У водоплавающих птиц – ноги перепончатые. Крылья птиц разные по форме. У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые. - Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. (слайд 12)
|
|
V. Практическая работа |
|
- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет) - Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит) (слайд 13) - Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим). - Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (Птица и в воде остаётся сухой) - Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду). Физкультминутка. Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд) Гуси, грачи, журавли - (приседают по очереди 1, 2, 3 ряд) Вот уж последняя стая – (все встали) Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).
|
Работа в парах |
- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех. Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 14,15) Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб. (слайд 16) Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар. |
|
VII. Закрепление и осмысление знаний. |
|
1. Работа в тетрадях С.34, задания 1,2 |
Работа в парах. Взаимопроверка |
2.Работа в группах На дереве сижу, «Кар-кар» кричу. Окраской сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Так кто же я? (ворона) - Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело - серое. - Зимой ворона перекочевывает ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами. (Демонстрация иллюстрации) -Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Красный берет, Чёрный жилет. Все время стучу, Деревья долблю, Но их не калечу, А только лечу. ( дятел) - Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из - под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар. С вами я давно знакома, Я живу на крыше дома – Длиннонога, длинноноса, Длинношея, безголоса. Я летаю на охоту За лягушками к болоту. (аист) - Аисты не имеют голоса. Все звуки, которые издают аисты - это щёлканье клювом. В нашей стране обитают 2 вида: белый и чёрный. Гнёзда устраивает на деревьях, скалах, на крышах домов. Питается лягушками, ящерицами, мышами, насекомыми. Это перелётная птица. Я непоседа пёстрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока) - Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека. - Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов. Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. По дворам шныряю, Крохи подбираю, По полям ночую, Зёрнышки ворую. (воробей) - Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. - Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах. Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми. Спиной зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (синица) - Синичка - красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. - Синицы - многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и летают.
|
Каждая группа заранее готовит по две загадки и краткие сведения о словах-отгадках |
3. Упражнение «Открытый микрофон» - Почему некоторые птицы осенью улетают в тёплые края? - Как называем таких птиц? - Как называем птиц, которые остаются на зиму? - Как мы им можем помочь? (слайд 17) Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
|
Ответы детей |
VIII. Итог урока. |
|
- С какой новой группой животных мы познакомились? (слайд 18) - Что мы узнали о птицах? - Кто же такие птицы? - Что вам понравилось на уроке? - Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? - Спасибо за хорошую работу на уроке. |
|
IХ. Рефлексия |
|
- Выполнение какого задания вызвало затруднение? - Ребята, какое задание выполнили без труда? - Какое задание было самым интересным на уроке? - Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы? Ролик о пингвинах. |
|