Даний матеріал призначений для проведення інтегрованого уроку з природознавства та літератури.Тема уроку природознавства -- "Явища природи",а тема уроку літератури -- "Русские народные сказки".Матеріал до уроку подається окремими блоками з кожного предмету, а в другій частині уроку пропонується квест, який містить інтегровані завдання.
До конспекту року додана презетація.
Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе
Тема урока. Явления природы. Физические явления, их разнообразие.
Урок внеклассного чтения. Русские народные сказки.
Бякова Ирина Владимировна, учитель химии
Ильченко Лина Петровна, учитель русского языка и литературы
Цель урока:
• сформировать представление о разнообразии физических явлений, об их взаимосвязи;
• показать значение физических явлений в жизни человека;
• формировать умение находить явления природы в русских народных сказках;
• закрепить умение классифицировать сказки, обобщить и углубить знания о сказках;
• развивать творческие способности, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать прочитанное;
• формировать понятие добра и зла на примере поступков героев;
• формировать положительную мотивацию через интеграцию предметов.
Тип урока: интегрированный урок с элементами квеста.
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технология проблемного обучения.
Компетенции: коммуникативная, информационная, здоровьесберегающая.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель химии. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Учитель литературы. Мы рады вас видеть на нашем уроке литературы и природоведения.
Психологический настрой.
Учитель химии. Символом нашего урока будет Солнце.
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Передайте тепло соседу, соединив свои ладошки с ладошками товарища.
Улыбайтесь – это просто!
Лучик солнца – это вам!
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель литературы. Сегодня у нас урок внеклассного чтения. И мы посвятим его одному из интереснейших жанров усного народного творчества. А какому - догадайтесь:
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Полный смеха, света, краски,
А зовется чудо – ……. (сказки).
Но речь сегодня пойдёт не только о сказках.
Учитель химии.
Небо светло - голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Человек и время года-
Это всё вокруг ….. (природа).
III. Объявление темы и целей урока
Учитель химии. Давайте определим тему нашего урока. Для этого вам надо собрать пазл, используя QR-код.
Что изображено на картинке? (лиса и волк, снег).
Лиса и волк – они главные герои чего? (сказки).
Снег относят к чему? (к природе)
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема урока – «Явления природы в русских народных сказках».
Сегодня я хочу предложить вам погрузиться в мир природы с помощью сказки.
Учитель литературы. А также познакомиться со сказками, где явления природы будут главными героями. Мы будем разбираться, кто чаще всего обладает волшебной силой в сказках и почему. А также разгадаем тайны природных явлений. Задачи урока нам подскажет цветик-семицветик.
Учитель химии. Сегодня на уроке мы узнаем о многообразии физических явлений, научимся их классифицировать и увидим, где эти явления встречаются в природе.
Учитель литературы. А также обменяемся впечатлениями о прочитанных сказках, оценим поступки героев, определим, что помогает сделать сказку увлекательной и извлечём из них народную мудрость.
Учитель химии. Эпиграфом к нашему уроку будут слова знаменитого датского сказочника Г.Х. Андерсена: Нет сказки причудливей, чем сама жизнь! Мы вернёмся к эпиграфу в конце урока, чтобы объяснить значение этого высказывания. Подумайте над ним.
IV. Актуализация опорных знаний
Учитель литературы. Давайте вспомним то, что поможет нам в изучении нового материала. За каждый правильный ответ вы получите символ нашего урока - солнышко.
Прием «Интеллектуальная разминка»
-- Что такое сказка? (Сказка - это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях).
-- Какие виды народных сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, сказки о животных).
- Сказки, в которых действуют необычные герои, у героев есть предметы, которые совершают разные чудеса. Эти сказки - …. (волшебные).
-- Сказки, в которых описывают отношения людей, называют -…. (бытовыми).
-- Сказки, в которых действующими лицами являются животные, - это …. (сказки о животных).
Работа с классом
Задание. Распределить сказки по видам: бытовые», «волшебные», «сказки о животных».
Названия сказок: "Гуси-лебеди", Зайкина избушка", Каша из топора", "Журавль и Цапля", "Царевна-лягушка", "Барин и мужик", "Василиса Премудрая", "Теремок", "Жена-спорщица", "Снегурочка", "Как мужик гусей делил", "Волк и козлята".
Учитель химии. Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невиданное. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Миру природы свойственны многие явления.
Прием «Интеллектуальная разминка»
-- Что называют явлениями? (Любые изменения, происходящие в природе).
-- Какие виды явлений вы знаете? (Различают физические, химические, биологические явления).
-Явления природы очень многообразны, поэтому их изучением занимаются разные науки.
Задание. Назовите явления природы.
Биологические явления.
Явления, которые происходят в живой природе.
Химические явления.
Явления, при которых происходит превращение веществ.
Демонстрация опыта.
К фенолфталеину приливаю калий гидроксид. Происходит изменение цвета на малиновый.
Как вы думаете — это волшебство?
Конечно же нет. Настоящие волшебства бывают только в сказках! Но этому явлению можно найти научное объяснение. На уроках химии мы этому научимся.
Физические явления.
Явления, при которых не образуются новые вещества.
V. Изучение нового материала
Учитель литературы. У каждого народа есть свои сказки. Сегодня мы будем говорить о русских народных.
У сказки чистая душа,
Как ручеёк лесной,
Она приходит не спеша,
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В неё мечту свою вложил,
Как золото- в ларец.
- Русские народные сказки — это ваши первые детские книги. Именно из этих сказок вы узнали о злых и добрых героях, о их поступках.
- Назовите сказочных героев, которые изображены на картинках.
(Братец Иванушка и гуси-лебеди, Емеля и щука, Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Баба Яга).
- Вы уже знаете, что все сказочные герои делятся на положительных и отрицательных. Как вы думаете, зачем в сказках нужны отрицательные герои? (Чтобы читатель понимал, как не нужно поступать в жизни).
А почему отрицательные герои внешне некрасивые? (Через внешность народ хотел показать, что у них некрасивая душа и злое сердце).
Сказки развивают фантазию и воображение, учат, как нужно поступать в реальной жизни. Сюжеты сказок нашли отражение и в других видах искусства, в частности, в живописи. Очень любил рисовать иллюстрации к сказкам известный русский художник Васнецов Виктор Михайлович. Вот его лучшие работы на сказочные сюжеты: «Иван Царевич и серый волк», «Ковёр-самолёт», «Спящая красавица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Премудрая».
Русских народных сказок очень много, но мы сегодня будем говорить только о двух сказках: «Как Весна Зиму поборола» и «Мороз Иванович», которые вам нужно было прочитать дома.
Некоторые ученики сейчас получат индивидуальные задания, а со всеми остальными мы обсудим прочитанные сказки.
Понравились ли вам эти сказки? Чем?
Работа над характеристикой персонажей
-Когда мы только начинали изучать сказки, то говорили о том, что в них всегда добро побеждает зло.
-Как вы считаете, кто является носителем добра в сказке «Как весна зиму поборола»? А в сказке «Мороз Иванович»? Почему вы так думаете?
-Как вы считаете, чему учит сказка «Как Весна Зиму поборола»? (Проявлять инициативу и решительность в сложных обстоятельствах).
-А «Мороз Иванович»? (Многого в жизни можно добиться благодаря терпению, трудолюбию и отзывчивости).
- В сказках часто встречается число 3. А в наших сказках использовалось это число? (Рукодельница и Ленивица служили у Мороза Ивановича по три дня; он задал им сделать по 3 дела).
Про тайну числа 3 вам расскажет ……….. .
Сообщение «Тайна числа 3»
В сказках
В жизни с числом 3 встречаемся часто:
Самая важная мысль, заключённая в цифре три: не стоит опускать руки, если что-то не получается с первого раза. Надо попробовать еще раз. Не зря говорят - Бог Троицу любит.
Учитель литературы. В обеих сказках речь идёт о природных явлениях.
Учитель химии.
В природе с момента ее зарождения
Все время с телами идут превращения.
Про эти природные изменения
Мы с вами сказали бы: “Это явления!”
Явления бывают различные,
Рассмотрим сегодня физические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А самое главное - уметь различать.
- Итак, отправляемся в удивительный мир физических явлений.
Выделяют 6 видов физических явлений.
Все вокруг находится в непрерывном движении: бежит ручей, течет вода в реке, Земля вращается вокруг Солнца, цветок подсолнуха поворачивается за Солнцем.
Свет - самое замечательное природное явление. Закройте глаза. Мир для нас стал черным. Исчезли все краски. Солнце дарит нам свет, дарит красоту окружающего мира!
Мы видим предметы, потому что они отражают свет. Закат, свет звёзд, полярное сияние, вспышка молнии – это все световые явления.
Прием «Знаете ли вы, что…»
Солнце имеет ослепительно белый цвет. Оказывается, белый свет появляется в результате смешивания 7 цветов.
Какое природное явление мы видим, если светит солнце и идет дождь? Мы видим, как солнце переливается в каплях дождя!
Конечно, это радуга. Солнечный луч, проходя через каплю дождя, распадается на 7 цветов.
Все атмосферные осадки: дождь, снег, роса, град, иней - результат тепловых природных явлений. Происходит переход воды из одного агрегатного состояния в другое: таяние льда, испарение воды, снегопад.
Солнце дарит Земле не только свет, его лучи несут нам тепло.
Человек живет в океане звука, обменивается информацией с помощью звука.
Все звуки – это колебание частиц воздуха, колебание тел: пение птиц, шелест листьев, шум морского прибоя, завывание ветра, раскаты грома.
Прием «Знаете ли вы, что…»
В безвоздушном пространстве звук не распространяется. В Космосе вас никто не услышит.
Логическое упражнение «Докажи свое мнение»
Падают капли дождя. Как вы думаете, какие это явления?
- механическое явление (Падая, капли дождя совершают движение).
- звуковое явление (Слышим шум дождя от удара капель о землю).
- тепловое явление (Капли дождя образовались из-за охлаждения водяного пара).
Электрический ток- направленное движение заряженных частиц- электронов.
Явления природы настолько удивительны, что очень похожи на сказку. Например, полярное сияние. Летом мы наблюдаем опасное электрическое явление: молнию во время грозы. Молния - это огромный электрический разряд.
Прием «Знаете ли вы, что…»
Во время грозы сначала видим вспышку молнии, а лишь потом слышим удары грома (потому что скорость света гораздо больше скорости звука).
Свет от Луны до Земли идет 1,3 с.
Задание. Опишите, какие явления происходят во время грозы?
(звуковые, световые, электрические). Как много явлений мы нашли!!
Магниты притягивают только предметы из железа.
Прием «Знаете ли вы, что…»
Земля является гигантским магнитом. Магнитные бури ожидают 29 и 30 октября.
Мне кажется, что явления природы можно изучать по сказкам. Народ был настоящим знатоком природы.
Учитель литературы.
Задание «Узнай явление из сказки». Вам надо назвать сказку, определить ее вид. Указать, о каком физическом явлении идет речь.
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за ……. («Репка», бытовая сказка, механическое явление).
Учитель химии.
«Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, у зайца – лубяная. Пришла весна - красна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому». («Лиса и заяц», сказка о животных, тепловое явление).
Учитель литературы.
«Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки». («Иван-царевич и серый волк», волшебная сказка, световое явление).
VI. Закрепление нового материала
Учитель химии. Природоведение и литература связаны между собой. Читая сказки, мы погружаемся в волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Давайте посмотрим, что приготовила природа-волшебница в сказках.
Звонит телефон. Учитель литературы поднимает трубку:
«Учитель слушает! Какая Баба-Яга? Из какой ещё сказки! Знания 5-А украла? И они теперь будут получать оценки только низкого уровня? В тридевятом царстве? До конца урока? Исчезнут навсегда? До связи…»
Поворачивается к детям и говорит:
- Дети, вы, конечно, не поверите, но звонила Баба Яга! Из настоящей сказки! Она забрала все ваши знания, которые вы получили в школе. Спрятала в сундучок и отправила в тридевятое царство. Она решила, что знания вам не нужны и обо всем на свете можно узнать из Волшебной книги. Получается, вы зря ходили 4 года в школу…
Учитель химии: Дети, а вам нужны эти знания?
Квест «В поисках потерянных знаний»
Учитель химии: Давайте отправимся в тридевятое царство, в тридесятое государство. Вам придется преодолеть много препятствий. Мы с вами будем идти по такому маршруту.
Точка отправления - 69 школа.
1.Пещера Ветров
2.Вершина Грома
3.Царство Молний
4.Долина Дождей
5.Речка с Радугой
6.Дворец Солнца
Точка прибытия - Тридевятое царство.
Учитель литературы. Вы сможете вернуть свои знания, если справитесь с заданиями. Из правильных слов-ответов надо составить слово-ключ, чтобы открыть сундучок, в котором спрятаны ваши знания. В путешествие отправляются команды: Весна, Лето, Осень. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов. Пусть вам сопутствует удача!
Первая остановка - Пещера Ветров.
Для ключа берём 3 букву.
Учитель химии. Молодцы! Идём дальше. Я вижу Вершину Грома.
Из слова-ответа возьмите 1 букву.
Учитель литературы. Мы попали в Царство Молний.
Для ключа возьмите 4 букву.
Учитель химии. Мы прошли половину пути. Теперь можно отдохнуть. Давайте посмотрим, как увлекательно в сказках показана смена времён года.
Залетает Зима, взмахивая крыльями и приговаривая:
--Всё засыплю снегом и заморожу. Буду вечно царствовать на Земле.
Увидев входящую Весну, отступает. Заходит Весна. Машет сначала одним рукавом, потом - другим и говорит:
--Здесь будут бежать ручьи звонкие, а вот в этом месте я насею прекрасных цветов.
Увидев Зиму, говорит:
--Уходи, Зима злая! Надоела ты всем людям! Хотят они тепла!
--Я буду одна царствовать на Земле. А все твои цветы заморожу!
--Нет, Зима, не будешь ты вечно царствовать! Не нужны людям твои морозы! Придёшь через 9 месяцев!
--Не будешь и ты долго хозяйничать!
--Я пришла вовремя, чтобы не нарушать законы природы! Уходи прочь!
Зима уходит. Весна машет детям и говорит:
--Я травой и цветами землю устилаю. Спешу, у меня много работы!
Уходит.
Учитель химии.
Древние славяне отмечали проводы зимы и встречу весны. Приход весны отождествляли с Солнцем, которое несло тепло и пробуждало природу, поэтому пекли блины.
--Какой праздник символизировал приход весны и пробуждение природы? (Масленица).
Учитель литературы. Дети, пора в путь. Мы попали в Долину Дождей.
Для ключа берём 1 букву.
Учитель химии. Молодцы. Продолжаем путь вдоль Речки с Радугой.
Возьмите из названия подарка последнюю букву.
Учитель литературы. Ну вот и осталась последняя остановка - Дворец Солнца. Очень жарко будет нам, но мы должны здесь остановиться, чтобы получить знания! Посмотрим, какое испытание приготовило нам Солнце.
Из слова-ответа возьмите последнюю букву.
Учитель химии. (С З А К К А) Теперь сложим все буквы и получим слово-ключ («СКАЗКА»).
Надо открыть сундучок и забрать ваши знания! Только где он спрятан!
Учитель литературы. Пришло СМС от Бабы Яги: «Дети, я проиграла. Сундучок со знаниями стоит под столом. Не забывайте читать сказки! До встречи!»
Пора дать вашим знаниям свободу! Для этого подсчитаем баллы команд и определим победителя. Это команда «…….». Пусть один представитель команды откроет сундучок.
Представитель команды-победителя проговаривает слово «Сказка» и открывает сундучок. В нем- Волшебная книга.
Учитель химии.
Вы преодолели недолгий, но трудный путь и получили в награду знания. Знание — это настоящее сокровище, а умение учиться – это золотой ключ к нему. Вы чувствуете, как знания опять наполняют ваши головы? Храните клад знаний и пополняйте его на каждом уроке.
VIІ. Подведение итогов урока
Учитель литературы. Подсчитайте общее количество баллов-солнышек, набранных вами за урок. А теперь давайте вернёмся к эпиграфу урока: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!». Я думаю, что вы сможете объяснить смысл этой цитаты.
Окружающий нас мир полон увлекательных и интересных событий, и каждое из них может стать достойным сюжетом для народной сказки. Потому что в сказках в виде волшебства и чудес отражена наша жизнь.
VIІI. Рефлексия
Учитель химии. Ребята, оцените свою работу на уроке. Вам надо выбрать и поднять цветную полоску.
Красную полоску поднимает тот, кто красноречиво молчал, оранжевую – очень хорошо работал, желтую- ждал ответов товарищей, зеленую-задумался о том, что надо отвечать интересно, голубую – глубоко проник в тему, синюю- серьезно работал, фиолетовую – фундаментально усвоил тему.
Давайте создадим радугу у нас в классе.
Учитель химии. Самый главный закон сказки: «Добро всегда побеждает зло». Пусть так будет не только в сказке, но и в жизни каждого из нас.
Учитель литературы. Мы желаем вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и природу любить!».
IХ. Домашнее задание.
Творческая работа.
Учитель литературы. За окном зима, поэтому и домашнее задание будет об этом времени года. Напишите сочинение-миниатюру об одном из зимних явлений природы в художественном стиле.
Учитель химии. А также подготовьте сообщение о необычном явлении природы в научном стиле.
Наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Г.Х. Андерсена: “Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Будьте терпеливы в достижении цели!”