Интегрированный урок русского языка и искусства
(2 часа)
Тема: Описание внешности человека. Сочинение-описание по картине
В. А. Серова "Девочка с персиками"
Цель: познакомить учащихся с шедеврами русского портретного искусства; формировать умения и навыки передавать словами состояния человека; совершенствовать коммуникативно – познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление; обмен знаниями в условиях речевого общения; развивать устную и письменную речь учащихся
Тип интегрированного урока: урок – экскурсия, развитие речи
Форма работы: индивидуальная. Фронтальная, групповая
Оборудование: презентация, музыка, картинки
Ход урока
Вступительное слово учителя. -
Урок я хочу начать следующими словами:
Не то беда, что мы всегда чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда незнание скрываем.
А если знаешь сам, чего не знаешь, не умеешь,
Тогда добьешься своего, узнаешь, поумнеешь.
-Ребята, что я хотела сказать этими словами?
-Запишите в тетрадь дату, вид работы и тему урока.
(на доске записаны интегрированный урок, дата, вид работы (классная), тема урока «Описание внешности человека по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками»»).
Словарная работа
(Запишите слова в тетрадь, запомните, как они пишутся, раскройте лексическое значение этих слов)
Интеграция – сближение, соединение и связи наук
Экскурсия - \экскурсовод – Тот, кто руководит экскурсией , показывает экскурсантам выставленные для обозрения экспонаты или ведет их по достопримечательным местам, сопровождая показ необходимыми пояснениями.
(на доске слова с лексическим значением этих слов)
Мечтали ли вы когда-нибудь оказаться в большом городе? А в столице? Конечно. Любовь к путешествиям присуща, наверное, каждому образованному человеку. Путешествуя, мы, прежде всего, знакомимся с достопримечательностями того или иного города: театрами, выставками, музеями…
Сегодня мы проведем экскурсию в одной известнейших во всем мире - Государственной Третьяковской галереи. Поводом этому послужила тема, над которой мы работали на предыдущих уроках развития речи - описание внешности.
1 экскурсовод.
- Нашу экскурсию начнем с экспозиции художника И.Н.Крамского.
И. Крамской родился в маленьком городе Острогожске в семье мелкого чиновника, окончил четырехклассное училище, был переписчиком, подмастерьем иконописца, ретушером у фотографа. Наконец, приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал множество портретов. Известным его сделала работа «Христос в пустыне».
В центре безграничной каменистой пустыни под широким светлым небом сидит Иисус Христос, пребывающий в напряженном, скорбном раздумье. Образ Христа – символ нравственного подвига, готовности к жертве во имя людей.
А вот другая, не менее известная картина «Неизвестная». Молодую женщину в мехах и бархате с высокомерным выражением лица критики назвали «исчадием больших городов». В картине усматривали обличительный смысл. Однако в лице героини можно увидеть не только надменность, но и грусть, затаенную драму.
В 70-80-х г.г. Крамской создавал портреты крестьян. Характер Мины Моисеева - крепкого старика с морщинистым лицом и натруженными руками - не поддается однозначному определению. В усмешке крестьянина - и ум, и простодушие. Весь его облик оставляет ощущение величия: палка в руках кажется посохом, а ветхая одежда ниспадает с плеч, как мантия.
2 экскурсовод.
- Переходим в другой зал. Экспозиция произведений И.Е.Репина. Илья Репин родился в 1844 году в Украине, в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. С детства любил рисовать, обучался иконописи. Обучаясь в Академии художеств Петербурга, знакомится с В.В. Стасовым и И.Н. Крамским, творчество которого оказало на Репина большое влияние.
Первая картина, принесшая молодому живописцу шумную популярность –
«Бурлаки на Волге» находится в Государственном Русском музее Санкт- Петербурга. Художника привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния. Об этом можно говорить, обратившись к картине «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698г.»
История царевны трактуется художником как драма личности. Главная интересующая его задача – раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, гнев и лютую, бессильную ненависть. С большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. Судорожно скрещены на груди руки, и вся ее, словно застывшая, фигура выражает скованную силу и энергию.
Облик Софьи внушает страх, что подчеркнуто художником в изображении забившейся в глубину испуганной девочки – послушницы.
А это портрет дочери художника Веры Ильиничны Репиной. Картина носит название «Осенний букет». О портрете Репин сообщал: «Теперь начал писать с Веры: посреди сада, с большим букетом грубых осенних цветов, бутоньеркой тонких изящных в берете, с выражением чувства жизни, юности и неги.» В основе этого портрета лежало стремление художника к передаче человека в связи с природой.
3 экскурсовод.
Следующая экспозиция посвящена творчеству Валентина Александровича Серова.
Еще в юности художник довольно просто и ясно сформулировал одну из главных творческих задач: «Я хочу отрадное, и буду писать только отрадное». Серов родился в семье музыкантов. Дарование будущего живописца обнаружилось рано. На рисунки 9-летнего мальчика обратил внимание Репин, ставший его учителем и другом. Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 г. В Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет дочери Мамонтова – известного русского промышленника и мецената – Веры. Еще в годы учебы у Репина Серов попадает в семейство Мамонтовых и воспитывается вместе с их детьми. Вернувшись из Италии, опять встречается с дочерьми Мамонтова. А Верушка стала совсем большая, 12 лет. Замысел картины возник неожиданно. Увидев девочку в розовом, в розовой кофточке с наивным темно-синим бантом, сидевшую в столовая спина к свету, и саму, словно излучающую свет, он вдруг почувствовал, что, наконец, нашел то, что раньше лишь ощущалось, нашел мотив, созвучный его новому пониманию красоты. Писал эту картину Серов больше месяца. Перед обитателями «мамонтовского гнезда» сидела девочка, та или не та, какой они видели ее каждый день. Конечно, это она, Веруша. Ее темные, чуть раскосые глаза, густая, не поддающаяся прическе шапка волос, смугловатое лицо с характерным овалом, «буквой О», как говорил художник.
Веруша кажется старше своих 12 лет. Прервав обычную беготню, она задумалась о чем-то значительном, сосредоточилась, стала взрослее. Пушистые персики, розовая блуза, игрушечный гренадер – все это осталось в прошлом. Открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно раздвигает пределы комнаты, напоминает о большом «настоящем» мире, в который – еще минута, и уйдет эта милая повзрослевшая девочка.
Слово учителя - А теперь, вооружившись полученными знаниями, обратимся еще раз к репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками»
Теоретическая разминка.
Итак, чтобы создать образ, нужно описать внешность человека. Каков план описания? Что мы должны описать? (На доске прикрепляются таблички: «Черты лица», «Фигура», «Поза», «Одежда», «Общее впечатление», «Индивидуальные особенности», «Черты характера».)
– На предыдущих уроках развития речи мы отметили, что самая выразительная деталь на лице человека – глаза. Вот о них мы и поговорим.
Каждая группа получила задание – найти меткие выражения, пословицы, поговорки, высказывания о глазах. Прочитайте их.
1. Коль очи светятся – душа чиста.
Душа в глазах светится.
Хорошего человека по глазам видно.
2. Глазами кос, да душою прям.
Глаза – зеркало души.
Глаза без души слепы,
Уши без сердца глухи.
3. Глаз мал, да далеко видит.
По когтям да по зубам зверей знавать,
А человека по глазам видать.
– О чем говорится во всех этих высказываниях? (в глазах отражается сущность человека, его душа.)
– Какое из этих высказываний стержневое? (Глаза – зеркало души.) При описании глаз важно показать их цвет, форму. Но это ли самое главное?
Рассмотрим внимательно портрет В.А. Серова «Девочка с персиками».
Перед вами картина, в центре которой изображена девочка.
·Какой момент из жизни девочки запечатлён?
- Что можно сказать о ней? Как вы думаете, она старше вас?
-Что она делает?
-Где сидит?
-Как сидит?
-Во что одета?
-Что её окружает?
-Как она смотрит? Каково выражение её лица?
-С чем можно сравнить её глаза? Каковы они?
-С чем можно сравнить её щёки? Какого они цвета?
- Что мы можем сказать о лице Веруши; глазах?
-Нравятся ли вам её волосы?
-Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой.?
-А какой у неё характер?
-В какой позе изображена девочка?
-Какие предметы её окружают?
- Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картины?
-Что вы чувствуете и о чём вы думаете, когда смотрите на этот портрет?
-Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?
- Какие краски использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение?
-Нравится ли вам образ девочки, созданный В.А. Серовым? Чем?
Физкультминутка.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Новую работу.
В (…) комнату только что вбежала и присела за стол (…) девочка в (…) кофточке, с (…) бантом, украшенным (…) гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (…) руках она держит (…) персик. (…) лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. (Как?) глядят (…) глаза. (…) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру (…) теней на ее (…) кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (…) жизни юного существа.
(…) краски использует художник. (…) цвет кофточки удачно (что делает?) черным цветом бантика и красной гвоздикой. (…) тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают (что?).
- Какое впечатление произвела на вас Третьяковская галерея.
-Чем целесообразнее закончить сочинение?
4 Домашнее задание:
Написание миниатюры.
Отметьте, как художник передает обаяние девочки, опишите ее лицо, позу, обратите внимание на освещение комнаты, девочки. (Это должна быть миниатюра)