Відкритий урок. Російська мова. Розвиток зв'язного мовлення. Опис вражень від Софіївського храму. Камінний літопис історії. 7 клас

Про матеріал

Методична розробка уроку

Тема. Развитие связной речи. Описание впечатлений от здания храма по теме «Каменная летопись истории»

Цели: Совершенствовать нормативные и коммуникативные речевые умения; обсудить роль устаревшей лексики в тексте; развивать творческие компетентности; воспитывать эстетические вкусы учащихся.

Перегляд файлу

 

 

 

 

Російська мова

 

 

 

«Російська мова», програма для учнів 5 – 9 класів з українською мовою навчання (за редакцією Н.Ф. Баландіної та інших)  2015 – 2017 н.рр.

 

 

Автор: Ніколаєнко Ніна Миколаївна,

вчитель-методист зарубіжної

літератури та російської мови

Броварської ЗОШ І-ІІІ ступенів №1

Київської області

 

 

2018

Методична розробка уроку

Тема. Развитие связной речи. Описание впечатлений от здания храма по теме  «Каменная летопись истории»

Цели: Совершенствовать нормативные и коммуникативные речевые умения; обсудить роль устаревшей лексики в тексте; развивать творческие компетентности; воспитывать эстетические вкусы учащихся.

Оборудование: учебник, интерактивная доска с изображением Софийского собора в Киеве, Новгороде, Стамбуле…

На доске слова – Ромейский - византийский (др.устар)

  • Софийский собор (был заложен князем Ярославом Мудрым в ХІ веке. В 1990 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО).
  • Тарпан – дикий конь (чем больше укрощаешь, тем хуже, медленнее бегает)
  • Фрески – рисунок по мокрой глине на основе яичного содержания.

 

Художник часто замечает то,

чего другие не видят

К. Паустовский

 

Ход урока

І.  Мотивация обучения

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Чтение эпиграфа, работа с ним.

ІІ.  Основное содержание урока:

Работа на материале текста по П. Загребельному (перевод

И. Карабутенко), отрывок из романа «Диво», где рассказывается об истории сооружения Софийского собора и последующей его судьбе

( с изображением храма Святой Софии)

  1. Ознакомьтесь с текстом упражнения 340.
  2. Инсценируйте текст. Постарайтесь мимикой, жестами, интонацией передать настроение разговора, могущество князя и достоинства зодчего.
  3. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Как можно озаглавить этот отрывок?

 

(«Замысел сооружения Софийского храма»)

  1. Включаем интерактивную доску с изображение Софии Киевской
  • С какой целью задумал князь построить храм Святой Софии?
  • Кому поручают это важное сооружение?
  • Как отвечает князю Сивоок? Как держится перед князем?
  • Подумайте, почему герой романа проводит аналогию между художником и тарпаном? На что он намекает великому князю?

 

ІІІ.  Словарно-семантическая работа:

  1. Значение написанных на доске слов и сведения о Софийском соборе.
  2. Найдите в тексте обращение, укажите особенности его формы

 (Княже – старослав). Используем ли мы ее в современном языке?

  1. Какие еще устаревшие слова вы заметили в тексте? (Перечисляют).

С какой целью они используются?

  1. Подберите тематические группы слов к словам «храм» и «мастер», запишите их.
  • Храм – собор, церковь, архитектурное сооружение, мечеть, историческое строение…
  • Мастер – зодчий, умелец, художник, строитель, архитектор…

ІV.  Работа с предложением:

Составьте и запишите сложноподчиненное предложение так, чтобы выделенная реплика князя Ярослава стала придаточной изъяснительной частью, поясняющей в главной части глагол.

  • Ярослав Мудрый несколько неожиданно заявил, что сделает Киев соперником Константинополя.

V.  Включаем интерактивную доску с изображение храмов Святой Софии в Новгороде и Стамбуле.

  • В каком из строений тоже отображены традиции византийской культуры (в Новгороде)?
  • Согласны ли вы с высказыванием К. Паустовского? (эпиграф)

 

 

 

VI. Домашнее задание:

Творческое задание:

Используя материал упр. 340, 341, опишите в эмоциональной форме свое впечатление от увиденного (используйте устаревшие слова, эпитеты, метафоры и слова из «Справки»).

VII. Вывод:

Какова роль этих архитектурных сооружений  в культурном наследии нашего народа? (ответ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Література

1.Баландіна Н.Ф. Російська мова, підручник для 7 класу – Харків: «Ранок» 2016 р. – 256 с: іл.
2. Нев'ярович Н.Ю. Школа мав навчати кожного учня розуміти мову // 2004-№7-с 7-14.

docx
Додано
8 січня 2019
Переглядів
593
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку