Урок по русскому языку в 7 классе на тему "Вид глагола"

Про матеріал

Урок по русскому языку в 7 классе на тему «Вид глагола» разработан с целью формировать у учащихся умение распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, различать лексическое значение двувидовых глаголов, определять способы их образования, использовать в речи с учётом речевой ситуации; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать чувство красоты и выразительности слова;

Перегляд файлу

 

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему «Вид глагола»  

М. Д. Левтерова, учитель Великоновоселковской гимназии с ош I ступени, Донецкая область

Тема: «Вид глагола»

Цели:

-образовательные: формировать у учащихся умение распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, различать лексическое значение двувидовых глаголов, определять способы их образования, использовать в речи с учётом речевой ситуации; 

- развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся;

- воспитательные: воспитывать  чувство красоты и выразительности слова;

Ожидаемые результаты:

   выполняя предложенные  задания, ученики

 1) усвоят, какие два вида есть у глагола, что они обозначают;

 2) научатся различать глаголы совершенного и несовершеннного вида, образовывать видовые пары,  правильно  и уместно использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в своей речи; 

 3) поймут, что культурное общение людей происходит в строгом соответствии с нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, морфологическими).

Тип урока: закрепления знаний и умений.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 7 класса для школ с русским языком обучения (авторы: Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк, Е.Ф. Рачко, Е.С. Снитко; Киев,2015); дидактический материал, видеоролик фрагмента фильма «Доживём до понедельника».

Эпиграф к уроку: «Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» (Георг Гегель).

      Ход урока

I. Постановка целей и задач обучения.  Создание творческой мотивации.

Учитель. Вы спросите: «Зачем нам вид глагола?»

 В отличие от некоторых иностранных языков в русском языке  есть всего три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Однако прервём ликование и задумаемся: разве мы могли бы полноценно выражать свои мысли, если бы всё этим ограничивалось? Да ведь нам тогда совсем не интересно было бы разговаривать!

 И вот чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно, русский язык располагает прекрасным средством: в нем есть вид глагола! И в этом смысле вид глагола – наш лучший друг, а вовсе не кровный враг. Вопреки распространенной точке зрения, вид глагола создан не для того, чтобы безнадежно усложнить нашу жизнь, а для того, чтобы ее облегчить и украсить.

 Комментарий эпиграфа к уроку: «Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» (Георг Гегель)

 Используя приём «Мозговая атака», ученики отвечают на вопрос: «Можно ли научиться правильно и красиво говорить?»

II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Проверка определения уровня подготовки учащихся к уроку.

 1. Игра «Да – нет» с проверкой по компьютеру. (Инструкция: отделить ошибочную информацию от главной, высказать своё согласие/несогласие с данными утверждениями)

 

Утверждение

Да

Нет

1.

Вид — глагольная категория, которая выражает отношение действия к его результату.

 

 

 

2.

Категория вида присуща не всем глаголам русского языка.
 

 

 

3.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать?

 

 

4.

Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое имеет или будет иметь предел, результат.

 

 

 

5.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что сделать?

 

 

6.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не имеющее предела, ограничений во времени и результата.

 

 

7.

Вид глагола не влияет на образование его форм.

 

 

 

8.

Глаголы несовершенного времени не имеют форм настоящего времени в изъявительном наклонении

 

 

 

9.

Глаголы совершенного вида имеют только простую форму будущего времени

 

 

 

10.

У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён

 

 

 

11.

Глаголы несовершенного вида в будущем времени образуют сложную форму

 

 

 

12.

Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие разное лексическое значение.
 

 

 

2. Проверка письменных работ. Каждая группа представляет свою работу:

 1 (базовая) группа –  план к теоретическому материалу;

2 (средняя) группа –  словарь опорных понятий к теме;

3 (продвинутая) группа – презентацию игры «Третье слово лишнее» (определение вида глагола).

III. Закрепление знаний.

1. Практическая работа «Исследование явления».

  Работа с текстом скороговорки «Лигурия».

  Задания группам.

  1. По толковому словарю находят и объясняют лексическое значение слов:1 группа – инцидент, прецедент; 2 группа – дёготь, пономарь; 3-группа – ротмистр, вахмистр.
  2. По одному ученику от каждой группы дома готовят индивидуальное задание: чтение наизусть скороговорки «Лигурия», а затем втроём её озвучивают (хоровое чтение). Каждая группа предлагает свой ответ на вопрос: «Какое качество речи помогают улучшить скороговорки?»
  3. 1- я и 2-я группа исследуют 1 и 2 абзацы текста: первой группе нужно выписать  глаголы несовершенного вида,  определить их значение, роль в тексте; второй – выписать глаголы совершенного вида, определить их значение и роль в тексте, а  третьей  группе   из всего текста выписать видовые пары, указать способ их образования. ( При этом следует учитывать, что если при образовании глагола совершенного вида от глагола несовершенного вида с помощью приставки меняется лексическое значение, такие глаголы видовой пары не образуют: читать — перечитать, отчитать, зачитать, вычитать.)

 Привести примеры видовых пар, образованных другими способами. 

      Лигурия

 В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

И потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле.

Да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дёготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, но и не до дёготниковой вдовы, и не до дёготниковых детей.

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб. Затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел.

Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится. Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опять с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши.

О всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить. Но попытка — не пытка!


2. Отчёт групп.

3. Корректирование написанного.

Учитель. Ребята, вы проявили свои замечательные  исследовательские способности, научились практически распознавать глаголы разных видов, определять их значения, способы образования видовых пар, при этом анализировали, обобщали, делали выводы. Теперь мы отправляемся в редакцию, вам предстоит поработать корректорами: необходимо развивать свои умения находить речевые ошибки, составлять тексты. Ведь не зря говорил   Георг Гегель о том, что «речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

Задания грyппам.

1группа. Просмотрите видеоролик из кинофильма «Доживём до понедельника», прочитайте по ролям диалог учителя истории Мельникова и учительницы начальных классов Таисии Николаевны из сценария фильма «Доживём до понедельника». Вспомните и назовите основные правила культуры речи. Какие из них нарушает учительница начальных классов, а какие – учитель истории?  Назовите видовую пару к глаголу положить.  Приведите примеры (не менее пяти)  других глаголов, имеющих разнокоренные формы. Составьте с ними предложения. Сделайте синтаксический разбор одного из них.

 Мельников замолчал. До него донесся сетующий  голос учительницы начальных классов.

- И все время на себя любуются! Крохотули такие, а уже искокетничались все... Им говоришь: не ложите зеркальце в парту! Его вообще сюда таскать запрещается. - Ложат, будто не слышали... Вчера даже овальное, на ручке, ложили - представляете?

- Послушайте... нельзя же так!

Говорившая обернулась и уставилась на Мельникова, как и все остальные. Чем это он рассержен так?

- Я вам, вам говорю. Вы учитель, черт возьми, или…

- Вы - мне? - опешила женщина.

- «Ложить» - нет такого глагола. То есть на рынке-то есть, а для нас с вами - нету! Голубушка, Таисия Николаевна, как не знать этого? Не бережете свой авторитет, так пощадите чужие уши!.. (Г. Полонский)

2 группа. Исправьте ошибки в употреблении глаголов. Сделайте синтаксический разбор 6 предложения.

1. Я никогда его не увидел (видел).

2.Петя входит в подъезд, поднимается по лестнице, входит в комнату и сел (садится) на диван.

 3. Когда я в следующий раз очучусь в этих местах, я уже сумею хорошо ориентироваться (я окажусь в этих местах или: мне будет суждено очутиться в этих местах — глагол очутиться не имеет форм первого лица).

4.Моль угнездяется моментально (может угнездиться моментально).

5.Я заметил, что на озере женщины полоскают (надо: полощут) белье.

6. Дерево развешало густые ветки (развесило, от глагола развесить, а не развешать).

3 группа. Вставьте пропущенные буквы в глагольные формы. Обоснуйте ответ.

1.Уполном..чивать кого бы то ни было на подобные действия вы не вправе!

2. Все усилия необходимо состредот..чивать на выполнении именно этих задач.

3. Нередко именно мальчишек запод..зривали во всякого рода проделках.

4. Развитие науки обусл..вливает технический прогресс.

 5. Павел старался приур..чивать приезд в родной город традиционной встрече выпускников.

 6. Обычно мы старались  приур..чивать свой отпуск к началу лета.

 7.За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз               удост..ивался высоких наград.                                                            

Для справок. При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить, заподозрить допустимы формы обуславливать, сосредотачивать, заподазривать,однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования – обусловливать, сосредото­чивать, заподозривать, приурочивать.

 

 

Группы обмениваются заданиями, выполняют их, делают выводы о типичных речевых ошибках в употреблении глаголов разного вида.

 IV. Подведение итогов.

Ученики отвечают на вопросы:

Чем отличаются вопросы глаголов несовершенного и совершенного вида ?

Как связаны грамматические признаки глагола «время» и «вид»?

Какие глаголы образуют видовую пару?

V. Рефлексия.

Ученики заполняют оценочные листы. (Максимум за каждый этап работы -- 3 балла).

Фамилия,имя

1.Вы принимали активное участие в работе группы, поддерживали других.    (   )

2.Вы предлагали удачные мысли, которые использовала группа. (   )

3.Вы умело обобщали мысли и способствовали продвижению работы группы (   ).

4.Вы делали доклад о результатах работы своей группы. (   )

VI. Домашнее задание: повторить правила в учебнике на с.30-31 ( всем),

1 уровень: выполнить упр.52;

2 уровень: составить презентацию игры  «Золушка» на тему « Вид глагола» (из группы глаголов выбрать глаголы совершенного вида , несовершенного вида, двувидовые и одновидовые глаголы);

3 уровень:  написать лингвистическую сказку о видах глагола «Два брата».

 

 

 

 

docx
Додано
30 грудня 2018
Переглядів
3903
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку