Урок. 7 класс. "Употребление деепричастий в речи"

Про матеріал

Розробка уроку в повному обсязі відповідає цілям ефективного вивчення програмного матеріалу з російської мови у 7 класі. Дає можливість розглянути багатозначні можливості дієприкметників, правильно використовувати у мові дієприкметники та дієприкметникові звороти, конструювати з ними речення, правильно розставляти розділові знаки. Матеріали уроку легко сприймаються та можуть допомогти у створенні власної моделі уроку.

Перегляд файлу

Употребление деепричастий в речи. 7 класс.

 

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок- фантазия

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения

 

Цель: рассмотреть выразительные возможности деепричастий

 

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричасном обороте; о выразительных возможностях деепричастий.

Уметь: находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно писать орфограмму «НЕ с деепричастиями», правильно использовать в речи деепричастия, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Оборудование: карточки, иллюстрации, тетради по развитию речи.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя

Цель урока: объяснить учащимся цель урока.

 

Учитель. Ребята, сегодня мы рассмотрим выразительные возможности деепричастий. Мы попробуем определить роль деепричастий в поэтическом тексте, попытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине, продолжим работу по обнаружению и исправлению грамматических ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий, и пронаблюдаем, как меняется пунктуационная ситуация в предложениях с деепричастными оборотами.

 

2. Создание мотивации обучения. Работа с текстом.

Цель урока: показать возможности деепричастия как средства выразительности

 

Учитель. Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор.

  •  Прочитаем текст (один ученик читает).
  • Сколько предложений в этом тексте?
  • Почему же мы называем это предложение текстом?
  • С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

 

Задание: расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий.

 

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

(Р. Саути «Лодорский водопад»

в переводе А. Шмульяна)

 

3. Работа с текстом по картине И. К. Айвазовского

Цель: научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста искусствоведческого характера.

 

Учитель. Мы проанализировали, как удалось поэту могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвел на известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.

 

Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Р. Саути.


Перед нами картина И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад».

 

Мощные потоки воды, _____________________________, устремляются вниз с огромной высоты ______________________________. Они, ______________________, неостановимо бегут наперегонки, _______________________________. Вот они, ______________________, переливаются под лучами солнца, а вот, ________________________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, __________________________, веками удивляет человека?

 

4. Работа по развитию речи (работа ведется в тетрадях по развитию речи).

Цель: научиться видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.

Учитель. Конечно, интересно самому попытаться описать картину с помощью деепричастий и деепричастных оборотов, но, к сожалению, иногда это сопровождается грамматическими ошибками. Давайте обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем исправить ошибки.

 

Исправьте грамматические ошибки.

 

  1. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

(Подсказка: деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого)

КЛЮЧ

Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям.

  1. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

(Подсказка: действие, выраженное деепричастием , должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым )

КЛЮЧ

Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство художника.

  1. Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

(Подсказка: ошибка в употреблении видов деепричастий)

КЛЮЧ

Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

 

  1. Работа с разноуровневыми заданиями

Цель: учить определять пунктуационную ситуацию в предложении.

Уровень 1

Расставьте знаки препинания

  1. Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.
  2. Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.
  3. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.
  4. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и устремляется вдаль.

 

Уровень 2

Расставьте знаки препинания, подчеркните деепречастные обороты

  1. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах.
  2. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах.
  3. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и очаровывает заставляя забыть о проблемах.
  4. Величие природы покоряет и увлекая непредсказуемостью заставляя забыть о проблемах.

 

Уровень 3

Перестройте предложение в соответствии со схемой

 

  1. [ , _._._ и _._._, ===== ]

 

  1. [===== и , _._._, =====]

 

  1. [ =====, _._._, и =====]

 

Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с ветром.

 

КЛЮЧ

  1. Волны, играя друг с другом и клокоча,спорят с ветром.
  2. Волны играют друг с другом и , клокоча, спорят с ветром.
  3. Волны играют друг с другом, клокоча, и спорят с ветром.

 

Перестройте предложение в соответствии со схемой

 

[======,_._._, и, _._._,=====]

 

Человек любуется природой, восхищается ее великолепием, пытается постичь тайны гармонии, ощущает себя частичкой мира.

 

КЛЮЧ

Человек любуется природой, восхищаясь ее великолепием, и, пытаясь постичь тайны гармонии, ощущает себя частичкой мира.

 

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

 

Учитель. Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Восхищаясь природой, человек создает удивительные стихотворения. Вспомним Сергея Есенина: «А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром» или «Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река». Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образных картин мира. Мы увидели, насколько велики выразительные возможности деепричастий.

Мы попытались описать картину  И. К. Айвазовского при помощи деепричастных оборотов.

Дома вам предстоит составить текст-описание известной вам картины В. М. Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:

  1. всматриваясь в картину;
  2. символизируя смелость и отвагу;
  3. напряженно вглядываясь;
  4. высоко поднимая сорокопудовую палицу;
  5. готовясь вступить в смертельную схватку;
  6. внушая страх противнику;
  7. спокойно наклонив голову;
  8. почуя врага;
  9. лукаво улыбаясь;
  10.                поражая находчивостью;
  11.                держа в правой руке гусли;
  12.                не боясь вражеских полчищ;
  13.                как будто возвышаясь над землей;
  14.                мужественно защищая свое Отечество.

 

Фрагменты анализа урока

 

Организационные аспекты

  1. Обстановка в классе и готовность учащихся к уроку.
  2. Оборудование урока.

В целях экономии времени

учитель заранее распечатал текст стихотворения, поэтому ученики не должны были его переписывать;

задания по развитию речи учитель вписал каждому ученику в тетрадь по развитию речи; на каждого ученика заранее заготовлены разноуровневые задания.

В целях эстетического развития учащихся на каждую парту были заготовлены репродукции картины И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад»

Содержательно-логические аспекты

1. Определенность и четкость целей

 

 

 

В начале урока учитель четко и конкретно объяснил учащимся целеполагание урока.

2. Работа над умениями и навыками

В течении урока формировать следующие умения и навыки:

Языковая компетенция (ЯК)

ЗНАТЬ

признаки деепричастий и определение деепричастного оборота

УМЕТЬ

Правильно использовать деепричастия для точного выражения мыслей в конкретной речевой ситуации; опознавать деепричастные обороты, употреблять их в речи, правильно выделять знаками препинания.

Речевая компетенция (РК)

ЗНАТЬ

основные признаки текста

УМЕТЬ

отбирать материал, касающийся содержания высказывания; совершенствовать высказывание (редактировать текст)

Правописная компетенция (ПК)

ЗНАТЬ

понятие о пунктуационном правиле

УМЕТЬ

правильно определять пунктуационную ситуацию в предложении

3. Логистическое единство урока

Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (водопад), которая объединяет все этапы урока.

Методические аспекты

1. Оптимальное соотношение различных видов деятельности

 

 

На уроке используются различные виды деятельности учащихся (чтение, слушание, письмо); имела место как коллективная, так и индивидуальная работа

2. Использование наглядности, дидактических материалов

Использование наглядности и дидактических материалов было методически и логически оправдано и целесообразно

3. Дифференциация

На уроке использовались разноуровневые задания

4. Методы контроля

Контроль на уроке проводился по следующим параметрам:

  • устная коллективная работа по поэтическому тексту;
  • письменная индивидуальная работа с текстом по картине;
  • коллективная работа по исправлению грамматических ошибок;
  • индивидуальная работа с разноуровневыми  заданиями по пунктуации

5. Комментирование итогов урока

Комментирование итогов урока прошло эмоционально и образно. Речь учителя выразительна и логически грамотна

6. Способы организации домашнего задания

Домашнее задание явилось логическим продолжением работы на уроке. В течении урока дети наблюдали за тем, как используются выразительные возможности деепричастных оборотов, поэтому они должны были хорошо справиться с домашней работой (составить текст, используя предложенные деепричастные обороты)

Развивающие и воспитывающие аспекты

  1. создание атмосферы сотрудничества;
  2. организация активной мыслительной деятельности учащихся;
  3. организация ситуаций творчества

Позиция учителя на уроке

  1. гуманно-оптимистическое отношение к учащимся;
  2. стимулирование деятельности учащихся;
  3. культура речи

Позиция учащихся на уроке

  1. работоспособность учащихся на уроке;
  2. достаточно высокая степень усвоения материала.

 

doc
Додано
7 січня 2019
Переглядів
1565
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку