Тема. Общие сведения о языке.
Цели: формирование предметных компетентностей: расширять и углублять представления учащихся о развитии и богатстве русского языка; ознакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи; совершенствовать культуру устного и письменного речевого общения; формирование ключевых компетентностей: умения учиться: активизировать познавательную деятельность и критическое мышление школьников; коммуникативной: развивать навыки работы в группах, парах; информационных: формировать умение находить нужную информацию и представлять её, работать с текстами разных стилей и жанров, развивать навыки работы с книгой; культурологических: прививать стремление к овладению русским языком, эстетический вкус; расширять кругозор школьников.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал, плакаты с цитатами, высказываниями, подборка книг о культуре поведения и общения, толковый и орфоэпический словари.
Русский язык. 7 класс
Урок № Дата:
Тема. Общие сведения о языке.
Цели: формирование предметных компетентностей: расширять и углублять представления учащихся о развитии и богатстве русского языка; ознакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи; совершенствовать культуру устного и письменного речевого общения; формирование ключевых компетентностей: умения учиться: активизировать познавательную деятельность и критическое мышление школьников; коммуникативной: развивать навыки работы в группах, парах; информационных: формировать умение находить нужную информацию и представлять её, работать с текстами разных стилей и жанров, развивать навыки работы с книгой; культурологических: прививать стремление к овладению русским языком, эстетический вкус; расширять кругозор школьников.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал, плакаты с цитатами, высказываниями, подборка книг о культуре поведения и общения, толковый и орфоэпический словари.
Ход урока
І. Организационный момент
1. Ознакомление учащихся со спецификой курса русского языка в 7 классе, структурой учебника (форзацы, содержание, условные обозначения)
- Послушайте стихотворение. Как вы думаете, почему один из участников беседы называет учебник учителем? Согласны ли вы с этим утверждением?
Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может!
Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
(В. Д. Берестов)
Учебник — кладезь знаний. Перед вами — учебник «Русский язык. 7 класс».Рассмотрите его внимательно.
- Как вы думаете, чему научит вас этот учебник?
- Как вы думаете, что нам предстоит изучить в этом учебном году?
ІІ. Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности
— Русский язык — во всех отношениях великан. У него богатый словарь, чёткая и ясная грамматика, благозвучная фонетика. Язык — живой, гибкий, изобретательный! Интересное высказывание оставил о русском языке немецкий писатель XIX века Фарнгаген фон Энзе, переводивший произведения А. С. Пушкина: «По богатству слов русский превосходит романские языки, по богатству форм — германские и смело может померяться силами с самыми различными языками». Давайте же и мы будем изучать и оберегать великолепный русский язык!
III. Работа над темой урока
— С литературным языком тесно связано понятие культура речи. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной (от слова уста — губы) и письменной (от слова письмо) форме. Основными видами речевой деятельности являются слушание, чтение, говорение и письмо. Пониманию услышанного способствуют осмысление текста путём ответов на вопросы, деление прослушанного текста на части, определение основной мысли, составление плана прослушанного, пересказ текста. Особенность чтения состоит в том, что одновременно отрабатываются умения осмысленно читать, понимать содержание письменного текста и умение голосом, звуковыми и интонационными средствами передавать понимание прочитанного. Говорение и письмо требуют умения определять речевую ситуацию, цель, мотив, тип и стиль речи, тему и основную мысль высказывания.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений
- Как вы понимаете смысл утверждения «Язык — развивающееся явление»? Каково лексическое значение слова развиваться? Проверьте правильность вашего мнения по толковому словарю.
2. Практическая работа с языковым материалом (раздаточный материал) Работа с орфоэпическим словарём (в парах)
У ч и т е л ь. Правильное произнесение слова — один из показателей культуры речи. И хотя орфоэпические нормы свойственны только устной речи, это ни в коем случае не умаляет их важности. Ошибка на письме режет глаз, ошибка в ударении или произношении режет ухо. Орфоэпические нормы, по мнению теоретиков культуры речи, имеют эстетическое значение. Поставьте ударение в словах. Алфавит, балованный, дефис, договор, договоры, жалюзи, звонят, занятой (человек), занятый (дом), каталог, квартал, километр, кухонный, красивее, кулинария, свекла, сироты (р. п.), сироты (мн. ч.), сливовый, украинский, шофёр, щавель.
3. Работа с учебником: выполнение упражнений
V. Подведение итогов урока
1. Интерактивный приём «Микрофон»
- Для чего человеку нужен язык?
- Каковы его важнейшие функции в нашей жизни?
- Почему русский язык — один из развитых языков мира?
- Какими качествами должна обладать наша речь, чтобы быть грамотной и убедительной?
VІ. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение