План - конспект урока по русскому языку "Два щенка. Буква щ, звук [ щ' ].

Про матеріал

Цель. Познакомить учащихся с особенностями и различием произношения звука, обозначаемого на письме буквой щ, в украинском и русском языках, пополнять словарный запас. Развивать связную речь. Воспитывать культуру устной речи, прививать любовь к животным, стремление помогать им в трудную минуту и умение прощать их шалости.

Оборудование: картинный план урока, картинки с изображением щавля, щуки, щётки, сигнальные карточки с изображением звуков: гласных, согласных: твёрдых и мягких, иллюстрации к сказкам, компьютер, мультимедийный пульт, микрофон.

Картинный план урока

1.Игра «Угадай – ка». Интерактивный метод «Микрофон».

2.Работа в парах.

3.Сравнение звуков в украинском и русском языках.

4.Физкультминутка.

5.Работа с предметными рисунками.

6.Работа с учебником.

7.Работа со стихотворением.

8.Творческое задание.

9.Запомни.

10.Итог урока.

Перегляд файлу

Министерство просвещения и образования Украины

Отдел образования Бердянской государственной администрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект

урока по русскому языку,

проведенного в 1 классе

Андровской ОШ

І – ІІІ ступеней

 

 

 

 

                                                  Подготовила:

                                                   В. Г. Рунчева,

учитель Андровской ОШ

 

 

                                                                  Домашний адрес:

                                                                   ул. Советская, 68

                                                        с. Андровка

                                                                        Бердянского района

                                                                          Запорожской области

                                             71150

 

2014 – 2015 уч. г.

Тема. «Два щенка» Буква щ, звук [щ’]

 

Цель. Познакомить учащихся с особенностями и различием произношения звука, обозначаемого на письме буквой щ, в украинском и русском языках, пополнять словарный запас. Развивать связную речь. Воспитывать культуру устной речи, прививать любовь к животным, стремление помогать им в трудную минуту и умение прощать их шалости.

 

Оборудование: картинный план урока, картинки с изображением щавля, щуки, щётки,   сигнальные   карточки с изображением звуков: гласных, согласных:  твёрдых  и  мягких,   иллюстрации к   сказкам,   компьютер, мультимедийный пульт, микрофон.

 

Литература:

Русский язык: Учебник для 2 кл. И. Ф. Гудзик, В. В. Гурская – К.: «Освіта» - 2004 - 96 с.

Словарная копилка – Автор - составитель ИсаенкоО. В. – Х: Країна мрій, 2002 – 208 ст.

Русский язык: Планы – конспекты уроков 2 кл. Е. А.Бабенко – Х: Веста: Издательство «ранок», 2006 – 144 с.

Русский язык: Планы – конспекты 1кл.  – Х: Изд. «Основа», 2011 – 151с.

 

 

 

 

 

  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проэктирование.

( Пользуясь заранее подготовленным картинным планом, учащиеся  вместе с учителем определяют этапы работы, учитель информирует детей, для чего они проведут данную работу на уроке,)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинный план урока

  1. Игра «Угадай – ка». Интерактивный метод «Микрофон».
  2. Работа в парах.
  3. Сравнение звуков в украинском и русском языках.
  4. Физкультминутка.
  5. Работа с предметными рисунками.
  6. Работа с учебником.
  7. Работа со стихотворением.
  8. Творческое задание.
  9. Запомни.
  10. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

І Стимуляция и мотивація учебной деятельности.

1.Проговаривание стихотворения. Игра «Эхо».

Перерыв – работа снова.

Все к работе мы готовы.

   Дружно сядем, улыбнёмся,

За работу все возьмёмся.

Девиз урока:

Русский тоже знать хочу,

Всё старательно учу!

2. Игра «Угадай - ка». Интерактивный метод «Микрофон».

 

Карандаш, портфель, тетрадь, ручка, альбом, пенал, учебник – это…

( учебные вещи).

 

Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять – это…

( числа).

 

« Пустое место», «Доганялки», «Скок – скок», «Прятки» - это …

(игры).

 

«Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Приключения Буратино» - это…( сказки).

3. Работа по картинкам

( Учащиеся по выбору составляют рассказ по картинке – иллюстрации к сказке).

2. Физкультминутка

ІІ. Определение темы и задач урока

1.Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы поговорим о букве, которая в украинском и русском языках пишется одинаково. Но обозначают разные звуки. Какая это буква вы мне поможете определить.

ІІІ. Организация выполнения плана учебной деятельности.

1.Проблематизация

(Работа в парах)

Речевая разминка

( Учитель читает выражения. Дети повторяют их, угадывают слова. По окончании фронтальной работы учитель даёт полминуты для работы в парах. Дети определяют, какой звук новый. Пара, нашедшая ответ на вопрос, взявшись за руки, встаёт. Учитель конкретизирует, уточняет тему урока.)

- Чётко произнесите звуки в словах.

-Какой звук новый?

  • Ча – ча – ча- горит в комнате….(свеча).
  • Чу – чу – чу – молоточком я…( стучу).
  • Оч – оч – оч – наступила…(ночь).
  • Ша – ша – ша – мама моет…(малыша).
  • Шу – шу – шу – я письмо…(пишу).
  • Аш – аш – аш – у Марины…(карандаш).
  • Ащ –ащ – ащ – мы наденем …(плащ).
  • Ща – ща – ща – я поймал в реке …( леща).
  • Щу – щу – щу – птицу в небо…(отпущу).

ІV.  Ознакомление с особенностями звука  [ щ’] в украинском и русском языках.

1. Сравненительная характеристика звуков.

- Произнесите данные слова на украинском языке:

(Щавель, щітка, щука, щічки, дощ.)

 

- Что общего в этих словах?

- Сколько звуков обозначает буква щ в украинском языке?

- Назовите эти зувки   [ш],  [ч].

- А теперь произнесите слова на русском языке.

( Щавель, щётка, щёчки, щука).

 

- Какой первый звук вы слышите?

- Он гласный или согласный?

- Мягкий или твёрдый?

2. Физкультминутка               

 

                                               Щука в озере жила,

Щука в сети забралась,

Всю подкормку съела,

                                               А потом исчезла.

3. Работа с предметными рисунками

 

( Учитель показывает предметные рисунки с изображением предмета, в названии которого произносится звук  [щ’]. Учащиеся называют эти предметы, а учитель следит за правильным произношением слов и исправляет ошибки.)

 

Щука, щётка, щека, расчёска, борщ, щенок, щавель.

   

3. Работа по рисункам ( с. 32) учебника

- Внимательно рассмотрите рисунки на с. 32 учебника.

- Кто на них изображён? (Два щенка.)

- Что делают щенки? ( Играют со щёткой.)

- Какие щенки? (Весёлые, игривые.)

- Расскажи, что произошло. ( Щётка рассердидась и прогнала щенков.)

4. Работа над стихотворением С. Михалкова «Два щенка»

 

А) чтение стихотворения учителем:

Два щенка щека к щеке

   Щиплют щётку в уголке.

                                              Да у щётки половой

Палка есть над головой,

       Палка щёлк щенков с плеча,

Два щенка ушли, ворча.

Б) заучивание стихотворения наизусть;

В) беседа:

- Найдите в стихотворении слова со звуком  [щ’].

- Кого называют щенком? ( Детёныша собаки.)

Г)чтение стихотворения учителем

- Внимательно послушайте стихотворение и дополните нужными словами.

Жил – был маленький…(щенок),

                                      Он подрос, однако,

                                       И теперь он не щенок –

                                       Врослая …(собака).

А. Шибаев

5. Усвоение знаний, формирование умений и навыков. Дидактическая игра

 « Закончи предложение»

- Закончите предложение словами со звуком  [щ’].

( Учитель зачитывает предложения, а учащиеся дополняют словами с указанным звуком.)

  • Лес, в котором растут берёзы, называется берёзовой…(рощей).
  • Кофейный осадок иначе называют кофейной…( гущей).
  • Иногда между полом и дверью остаётся небольшая …(щель).
  • В скалах есть много углублений, которые называются … (пещерами).
  • Иногда в дверь вместо замка или рядом с ним ставят задвижку, которая называется…( щеколдой).
  • Злого бессмертного волшебника из русских сказок зовут…(кощеем).

6. Работа по рисункам ( с. 33) учебника

    - Внимательно рассмотрите верхние рисунки на с. 33 учебника.

- Кто изображён на них?

-Что на них изображено?

( Щука, щенок, шишка, ящерица, чайник. )

- В названиях каких предметов нет звука  [щ’]  ?

( Шишка, чайник .)

7. Гимнастика для глаз

8. Творческое задание

  - Послушайте разговор двух рыб – подлещика и подкаменщика – помогите им понять, почему их так назвали.

- Слушай, подлещик. Почему это тебя так зовут?

- Как почему? Да потому, что я ещё маленький, я ещё подлещик. Вот вырасту – лещом стану! Это понятно.

- Не очень - то понятно… Меня вот подкаменщиком называют. По – твоему, выходит, что я к старости камнем стану?

- Кто из двух рыбёшек прав, а кто не прав?

( Подлещик не прав. Так же , как не быть карасю щукой, не быть и подлещику лещом, потому что это разные виды рыб. Хоть подлещик внешне и похож на леща, но намного меньше него. Отсюда и название – подлещик..

Подкаменщик получил такое название потому, что местом своего жительства выбирает камень на дне, под которым и прячется, выскакивая лишь для того, чтобы схватить добычу.)

9. Работа над стихотворением А. Барто

       Щенка кормили молоком,

                                          Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком –

                                          Ему пощупать нос.

                                          Его ласкали малыши,

                                          И лаял он от всей души.

- О ком это стихотворение?

-  Расскажите, как ребята заботились о щенке.

ІV Итог урока

Контроль, коррекция и оценка знаний учащихся

- Посмотрите на таблицу «Знать – уметь».

- Что нового сегодня узнали?

- Чему научились?

Игра «Определи, где живёт звук».

(Роща, щётка, чаща, плащ, ночь, щука.)

- Какое слово лишнее?

- Почему?

- Посмотрите на картинный план. Всё ли мы сделали из запланированного?

- Почему?

- На каком этапе вам было наиболее интересно?

- На каком этапе испытывали трудности?

- На каком этапе потратили много времени?

- Какой из этапов вам наиболее понравился?

- Что нам помешало работать быстрее?

Рефлексия. Интерактивный метод «Продолжи предложение».

- Продолжите предложение:

- Я могу похвалить тебя за то, что … .

 

 

doc
Додано
9 вересня 2018
Переглядів
1852
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку