Урок з російської мови з теми:Іменник

Про матеріал

Урок для 5 класу на тему:"Іменник. Морфологічні ознаки. Синтаксична роль" привчить дітей до самостійного підходу до вивчення уроку та допоможе дітям на чинному рівні овололодіти інформацію

Перегляд файлу

Мова – це наша національна

Ознака, в мові – наша культура,

Сутність нашої свідомості.

Іван Огієнко

Урок русского языка

в 6 классе

Урок № 43.

Тема урока: Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки. Синтаксическая роль

Цель урока: повторить изученный материал, полученный при изучении имени существительного; знать морфологические признаки имен существительных; показать значение существительных для языка и речи; продолжить работу над совершенствованием орфографических умений и навыков; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен существительных в предложениях; уметь правильно выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение; развивать ассоциативное мышление, память, речь, коммуникативные навыки; воспитывать чувство патриотизма, уважения к богатству и красоте языка.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний; применение знаний, умений и навыков.

Оборудование: учебник (Рудяков О. М., Фролова Т. Я., Маркина-Гуружи М. Г., 2014), конспект, карточки с заданиями, проектор, презентация.

План урока:

  1.                      Организационный этап (1-2 минуты)
    1.            Приветствие
    2.            Проверка готовности рабочих мест учеников к уроку
  2.                      Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2-3 минуты)

2.1. Рубрика «Это интересно». Опережающее индивидуальное задание

2.2. Ассоциативный куст «Имя существительное»

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся (5-7 минут)

 3.1. Проверка домашнего задания

 3.2. прием «Сигнальные карточки»: «Правильно ли говорит учитель»

 3.3. Минутка орфографии

ІV. Обобщение знаний, умений и навыков об имени существительном (сопровождение презентацией) (20-25 минут)

 4.1. игра «Отгадаем мы загадки»

 4.2. Арифметическая грамматика

 4.3. Интерактивное упражнение «Кто?» или «Что?»

Физкультминутка

 4.4. Работа по карточкам

 4.5. Комментированное списывание

 4.6. Распределительный диктант

 4.7. Работа по группам

 4.8. Диктант-перевод

V. Итог урока. Рефлексия (2-3 минуты)

 5.1. Итоговая беседа «Микрофон»

 5.2. Оценивание работы учеников на уроке

 5.3. Заключительное слово учителя

 5.4. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

Ход урока

  1. Организационный этап
    1. Приветствие

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок

  Громко прозвенел звонок –

  Начинается урок.

  Вы за парты тихо сели,

  На меня все посмотрели.

  Глазки широко раскрыты,

  Слушайте и не шумите!

  Улыбнулись все друг другу

  Начинается урок!

 Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение?

 Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

 Поднимите руки те,  кто знает, что мы сегодня будем изучать?

  1. Проверка готовности рабочих мест учеников к уроку

Учитель: Сейчас у нас урок русского языка. И нам для работы понадобится учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Посмотрите, все ли необходимое есть у вас? Все готовы к уроку?

  1. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Сегодня на уроке мы повтори и обобщим все, что изучали об имени существительном в 6 классе, и убедимся в том, что эти знания необходимы нам в жизни. Итак, подключайте фантазию, воспоминания. Зима, холод, снег, ветер, санки, коньки. Какие чувства вы испытываете? (радость, счастье, удовольствие) какие части речи я вам назвала? (имена существительные) А вы мне? (существительные) Мы много знает об этой части речи, поэтому сегодня наша задача – повторить изученное раннее по этой теме.

  1. Рубрика «Это интересно». Опережающее индивидуальное задание

Учащийся 1: Очень интересно то, что и русский, и украинский языки были сформированы одним праславянским языком и мы можем считать эти языки братьями.

Учащийся 2: Знаете ли вы, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, а это значит, что всего в языке 40% существительных и это самая многочисленная часть речи по количеству слов.

Учащийся3: В речи взрослого человека имена существительные занимают третью часть по сравнению с другими частями речи.

Учащийся 4: Интересный факт! Самое длинное существительное, означающее живое существо – слово «одиннадцатиклассница».

  1. Ассоциативный куст «Имя существительное»
  1. Актуализация опорных знаний учащихся
    1.  

Учитель: А как вы определили, что я называла именно имена существительные? (отвечает на вопрос кто? что? Давайте сформулируем определение этой части речи. (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) Как любая самостоятельная часть речи существительное имеет свои признаки и выполняет определенную синтаксическую роль. Это мы и будем повторять. Давайте запишем в тетради нашу тему урока. А теперь мы с вами проверим домашнее задание.

3.2 Прием «Сигнальные карточки»: «Правильно ли говорит учитель»

Учитель читает утверждение, а ученики при помощи сигнальных карточек проверяют их правильность: зеленая карточка означает правильность, красная – ошибку.

  • Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какие? (-)
  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. (+)
  • Имена собственные пишутся с маленькой буквы. (-)
  • Собственные имена существительные – это географические названия, клички животных, имена, фамилии людей. (+)
  • Имена существительные не изменяются по числам. (- )
  • Существительное женского рода: темнота. ( +)
  • Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – что? (+)
    1. Минутка орфографии (в тетрадях)

Б.е.реза, р.а.бота, гор.о.д, д.е.журный, п.а.льто, р.е.бята, м.о.роз, т.е.традь, к.о.рова, л.и.сица.

IV. Обобщение знаний, умений и навыков об имени существительном (сопровождение презентацией)

4.1. Игра «Отгадаем мы загадки». Написать в тетрадях отгадки к загадкам и определить род имени существительного.

А). Берега зеленые,

Вода красная,

Рыбки черные.

(арбуз)

Б). Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук, да стук.

(гвоздь)

В). Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек.

Шляпка есть – нет головы.

(гриб)

Г). За тобою он плетется,

Хоть на месте остается.

(след)

Д). В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(поезд)

Е). Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но тогда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(ложка)

  4.2. Арифметическая грамматика (работа у доски)

1). Куртка – тка + ица = курица

2). Кабана – ан + лук = каблук

3). Часть – ь + ушко = частушка

4). До + зарытые в землю ценности = доклад

5). Кар + знак препинания = карточка

Учитель: Ребята, мы с вами уже знаем, что к одушевленным именам существительным относятся слова, обозначающие людей и животных.

Также слова, обозначающие профессии, например, маляр, плотник, доктор, так как по сути тоже обозначают человека.

А к неодушевленным именам существительным относят предметы и растения, явления и понятия.

  4.3. Интерактивное упражнение «Кто?» или «Что?»

Перечислить одушевленные и неодушевленные имена существительные, которые изображены на картинках.

 Физкультминутка

«Правильно переходим улицу» (Выполняют стоя. Дети выполняют движения «ходьба на месте» с поворотами головы налево и направо, как это делаться при переходе улицы.)

 Очень, очень осторожно

 Через улицу иди.

 И налево, и направо

 Обязательно гляди.

Имена существительные» (ж. р. – руки вверх, м. р. – наклон вперед, ср. р. – поворот головой)

Мыло, сирень, поле, сосед, яма, дуб, ель, верхушка, слон.

  4.4. Работа по карточкам. Самооценивание

Карточка №1. Записать слова, распределяя их по четырем колонкам в зависимости от способа образования, вставить пропущенные буквы.

Вел..с..педист, сварщик, под..конник, мотоц..клист, пригород, кирпич..к, лун..ход, соавтор, медвеж..нок, подстаканник, мореплаватель.

Префиксальный

Суффиксальный

Префиксально-суффиксальный

Сложение основ

Пригород

Велосипедист

Подоконник

Луноход

соавтор

Сварщик

Подстаканник

мореплаватель

 

Мотоциклист

 

 

 

Кирпичик

 

 

 

медвежонок

 

 

 

Карточка №2. Определите число имен существительных. Просклоняйте по падежам слова камыши, озеро, земляника.

Ребенок (ед. ч.), сосны (мн. Ч.), озеро (ед. ч.), река (ед. ч.), ключи (мн. Ч.), книги (мн. Ч.), камыши (мн. Ч.), лестница (ед. ч.), земляника (ед. ч.), снег (ед. ч.), яблоки (мн. Ч.)

Им.п.

камыши

озеро

Земляника

Р.п.

Камышей

Озера

Земляники

Д.п

Камышам

Озеру

Землянике

В.п.

Камыши

Озеро

Землянику

Т.п.

Камышами

Озером

Земляникой

П.п.

камышах

Озере

землянике

  4.5. Распределительный диктант (выполняют остальные учащиеся). Взаимооценивание

Определить склонение имени существительного, распределить слова в три колонки:

Спортсмен (2скл.), терраса (1скл.), тень (3скл.), ночь (3скл.), вежливость (3скл.), кружево (2скл.), рейс (2скл.), деталь (3скл.), состязание (2скл.), салфетка (1скл.), бахрома (1скл.), карниз (2скл), генерал (2скл.), поражение (2скл.), перила (1скл.).

  4.6. Комментированное списывание

Записать слова с комментированием под диктовку, определить род по цепочке:

Событие (ср.р.), карта (ж.р.), царь (м.р.), дата (ж.р.), государство (ср.р.), флаг (м.р.), народ (м.р.), столетие (ср.р.), гимн (м.р.), Украина (ж.р.), город (м.р.), племя (ср.р.), война (ж.р.), страна (ж.р), область (ж.р), язык (м.р.), учебник (м.р.), знамя 9ср.р.), крестьянин (м.р.).

4.7. Работа по группам (прием дифференциации)

Деление на группы (1 группа – «Эрудиты», 2 группа – «Умники»)

Задание 1.

1 группа. Выберите нарицательное существительное. Составьте с одним из них предложение.

Корова, озеро, дом.

2 группа. Выберите собственные существительные. Составьте с одним из них предложение.

Самуил Маршак, Украина, «ВАЗ»

Задание 2.

1 группа: Определите, в каждой пословице падеж и синтаксическую роль существительного ЯЗЫК

  • Не спеши языком (т.п.. дополнение) – торопись делом.
  • Не давай воли языку (Д.п., дополнение) во пиру в беседе, а сердцу – во гневе.
  • Ешь пирог с грибами, держи язык (В.п., дополнение) за зубами.
  • Язык (Им.п., подлежащее) до Киева доведет.
  • Видно, у него язык (Им.п., подлежащее) чешется.

2 группа. Запишите предложение с комментированием, объясняя все орфограммы.

На вершине (имя существительное – ж.р.. ед.ч.) сосны (имя существительное – мн. Ч.) громко (наречие) застучал (глагол) лесной (имя прилагательное) доктор (имя существительное – м.р., ед.ч.)

  4.8. Диктант-перевод

Давня легенда розповідає. На світанку нашої землі Бог оглядав творіння рук Своїх. Натомившись, наказав зробити відпочинок і разом з ангелами Він пустився на землю. Ця земля була багатою на сонце, звіра та пташок. А найбільше сподобались Богові люди того краю. Всюди зустрічали Його хлібом і сіллю. Він став часто навідуватись сюди зі словами:

-Рушаймо у край!

Кажуть, з того і пішла назва нашої держави: Україна.

(За М. Крищуком)

  1. Итог урока
    1.  Итоговая беседа «Микрофон»
  • Какая информация, полученная на уроке, требует дополнительного объяснения?
  • Что понравилось больше всего на уроке?
    1. Оценивание работы учеников на уроке

За работу на сегодняшнем уроке такие ученики получают оценки...

Тот, кто получил оценку, прошу на перемене подойти ко мне с дневниками.

  1. Заключительное слово учителя

Вот закончился урок,

Подведем сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили

Задачи, находя решенье,

Развивают нам мышленье,

Память и внимание,

Закрепляли знания.

А теперь, внимание,

  1. Домашнее задание:

По учебнику: §33-42, упражнение 327. Повторить основные понятия и поднотовиться к контролю знаний.

Не вызовет оно проблем,

Решенья ход известен всем.

Урок закончен, друзья,

До скоро свиданья.

docx
Додано
6 вересня 2018
Переглядів
1047
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку