Тема. Условное наклонение глагола. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами. Употребления наклонений
Цель: углубить знания об условном наклонении глаголов; совершенствовать умения и навыки образования и употребления в речи глаголов условного наклонения; познакомить с правилами правописания частиц бы (б) и употреблением их в речи; развивать память, внимание, логическое мышление, навыки самостоятельной и коллективной работы; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
Дурно говорить должно бы считаться
Таким же неприличным, как не уметь
Читать и писать.
А. П. Чехов
Русский зык. 7 класс
Урок № 16 Дата:25.10.18
Тема. Условное наклонение глагола. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами. Употребления наклонений
Цель: углубить знания об условном наклонении глаголов; совершенствовать умения и навыки образования и употребления в речи глаголов условного наклонения; познакомить с правилами правописания частиц бы (б) и употреблением их в речи; развивать память, внимание, логическое мышление, навыки самостоятельной и коллективной работы; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
Дурно говорить должно бы считаться
Таким же неприличным, как не уметь
Читать и писать.
А. П. Чехов
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• В форме каких наклонений могут употребляться глаголы?
• В каком наклонении глаголы имеют все три формы времени, а в каких времени не выражают?
• Что обозначают глаголы изъявительного наклонения? Как они образуются?
III. Мотивация учебной деятельности
1. Слово учителя
— Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка? — спросил учитель.
— я отправился бы путешествовать,— ответил Серёжа.
— я бы вылечил всех больных детей,— сказал Витя.
— а я построила бы много-много домов,— произнесла Аня.
А что сделали бы вы, если бы всё могли?
IV. Изучение нового материала
1. объяснение учителя
— Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях: С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.
Условное наклонение может выражать пожелание, чтобы действие совершилось: Решили бы вы сами эту задачу.
Чтобы образовать форму условного наклонения, нужно к глаголу в форме прошедшего времени прибавить частицу бы: пришёл бы, пришла бы.
Частица бы может стоять в любом месте простого предложения. При этом она выделяет то слово, после которого стоит: Пришёл бы ты ко мне сегодня. Ты бы пришёл ко мне сегодня. Сегодня бы ты ко мне пришёл.
Частица бы с глаголами пишется раздельно
2. Работа с таблицей
Условное наклонение глагола
Неопределённая форма Единственное число множественное число
Читать Читал бы (м. р.) Читала бы (ж. р.) Читало бы (ср. р.) Читали бы
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника
$ 24,25.
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений
1. Наблюдение над языковым материалом
1) Послушайте отрывок из рассказа В. Драгунского «…Бы».
Найдите слова, с которыми мальчик обращается к матери и к отцу.
Затем такое предложение, в котором говорится, что на самом деле такие обращения не возможны, что это только воображение мальчика. С помощью какой частицы передаётся нереальность действий? (Докажите, опуская в предложениях эту частицу).
2) Выпишите из текста глаголы с частицей бы. Назовите наклонение.
В котором они употреблены. Затем выпишите глаголы, которые содержат приказания мальчика, обращённые к матери и отцу. Назовите наклонение, в котором они употреблены.
Один раз я сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. я надумал, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые.
Например, мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал: «Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот ещё новость! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»
И тут вошёл бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал: «ага, явился! Вечно тебя надо ждать! мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! Щёткой три и не жалей мыла. Ну-ка покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это прости когти! Где ножницы? Не дёргайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу».
3) Переведите предложения на русский язык. Сравните формы условного наклонения в украинском и русских языках. Есть ли различия?
А) Без людської праці вся земля від краю і до краю заросла б бур’яна
Ми. (О. Донченко)
Б) Та де б не був, де б не шукав дороги, я не забуду вчителя старого.
(А. Малышко)
3. Работа с упражнениями учебника.
Упражнение 120 (устно), упражнения121,122 письменно; 124 (с/р).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? Условного наклонения?
• Как образуются глаголы условного наклонения?
2. Заключительное слово учителя
Сослагательное Наклонение
Я решил бы…
Я сказал бы…
Поспешил бы…
Написал бы…
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
Никогда не чертыхается,
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил…
Я бы радио включил…
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле…
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных, Если только их имел бы!.. (Дж. Родари)
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника $ 24,25.
2. Выполнить упражнение 125,с. 108.