Цели:
Образовательные:
• углубить знания о СП;
• изучить признаки БСП, его интонацию, познакомить со смысловыми отношениями между БСП частями
• научить употреблять в речи БСП
Развивающие:
• развивать навыки синтаксического разбора и составления схем;
• развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
• развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
• воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
• воспитание сознательного отношения к здоровью
Бессоюзное сложное предложение
Цели:
Образовательные:
• углубить знания о СП;
• изучить признаки БСП, его интонацию, познакомить со смысловыми отношениями между БСП частями
• научить употреблять в речи БСП
Развивающие:
• развивать навыки синтаксического разбора и составления схем;
• развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
• развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
• воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
• воспитание сознательного отношения к здоровью
Тип урока : комбинированный
Формы и методы :
Оборудование : интерактивная доска , опорные конспекты , зрительный тренажер (плакат-схема зрительно – двигательных траекторий) , сенсорный круг с заданиями , цветные карточки , ароматерапия ( пихтовое масло)
Х О Д У Р О К А
І.Организационный момент : звучит музыка
- приветствие , опрос самочувствия ; эмоциональная , психологическая подготовка обучающихся к усвоению материала (библиотерапия)
- у каждого человека есть свой дракон : кто-то переживает из-за отсутствия друзей , кого-то смущает маленький рост , кто-то не может найти общего языка с родными . Подойдите к доске и подпишите голову вашего дракона ( учащиеся подходят к рисунку и делают записи) . Многие люди , как вы и ребята, в жизни сталкиваются с жизненными проблемами, стрессовыми ситуациями, которые могут понизить самооценку, развивать комплексы и сделать людей нерешительными. Теперь возьмите сборник пословиц и поговорок и посмотрите , что советует нам народная мудрость, как она помогает человеку решать проблемы, пересматривать свое отношение к ним
Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. (о самообладании)
Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернит. (о злости)
Добрые умирают, да дела их живут. (о доброте)
Плох тот, кто есть ретив, а работать ленив. (о лени)
Хорошо там, где нас нет. (о зависти)
Не рой яму другому, сам в нее попадешь. (о зле)
Смелость берет города. (о смелости)
Ум хорошо, а два лучше. (об уме)
Умные речи приятно и слушать. (об уме)
Хвастливое слово гнило. (о хвастовстве)
ІІ. Объявление темы и цели урока
ІІІ. Проверка домашнего задания : коммуникативно-ситуативные упражнения
( элементы ортобиоза – формирования мотивации на здоровье)
- Компетентное отношение к собственному здоровью
1 вариант
Ваши друзья собираются провести спортивный турнир. Обсудите на собрании , какие виды спорта будут представлены на этом турнире . Почему вы отдали предпочтение именно этим, а не другим? В своем ответе используйте СПП.(выступления учащихся )
2 вариант
Представьте , что в Вашем классе состоялся разговор о ценности здоровья. Поделитесь своимы мыслями по этому поводу. В своем ответе используйте СПП изъяснительные.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1.Беседа
-На какие группы делятся СП?
-Какие предложения называют сложносочиненными?
-Какие предложения называют сложноподчиненными?
-Какие группы СПП вы знаете?
-Какие существуют типы связи в предложениях с несколькими придаточными?
2. Графический диктант
1)Спорт играет очень важную роль в жизни человека.2) Спорт приносит большую пользу каждому человеку, который находит для него время.3) Спорт делает нашу жизнь здоровой, потому что закаляет наше тело и нервную систему. 4)Спорт развивает важные и полезные черты характера, которые делают жизнь человека легче.5) К таким чертам характера относятся выдержка, терпение, мужество, уравновешенность, настойчивость, целеустремленность, ответственность и так далее.
1) [ ].
2) [ ] , (который).
3) [ ] , (потому что).
4) [ ] , (которые).
5) [ ].
Физминутка
Встаньте между партами парами. Сегодня физминутку нам помогут провести жители разных стран, которые, как и вы любят ее делать. Упражнения повторяйте за мной.
1. В Тунисе, здороваясь на улице, принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу. «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» — таков смысл этого приветствия.
2. Жители страны Тонга, расположенной на островах Тихого океана, при встрече со знакомыми останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощёлкивают пальцами.
3. Японцы при встрече кланяются.
4. Эскимосы, приветствуя знакомого, слегка ударяют его и кулаком по плечам.
5. Считается, что рукопожатия появились ещё в первобытные времена. Тогда, протягивая друг другу руки, люди показывали, что у них нет оружия, что они пришли с миром.
6. А как вы здороваетесь друг с другом? Пожмите руки друг другу.
Спасибо, садитесь, пожалуйста. Продолжим урок.
ІУ. Восприятие и усвоение материала
1.Лингвистическое наблюдение
Сравните СП. Определите тип СП.Составьте схемы.
Дождь шуршал по крыше , а ветка стучала в окно. [ ], а [ ].
Когда дождь шуршал по крыше . ветка стучала в окно.(Когда),[ ].
2.Чтение материала учебника А.Н.Рудяков «РЯ», 9 кл, стр.160
3. Опорный конспект (интерактивная доска)
Упражнения для глаз (плакат-схема зрительно-двигательных траекторий)
4.Выполнение заданий, которые учащиеся снимают из сенсорного круга
- цветотерапия (предложения написаны на карточках зеленого цвета)
У. Закрепление знаний, умений , навыков
1.Творческий диктант по картине Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»
Задание :
Художник вложил в объекты, находящиеся в комнате, множество скрытых смычлов,создавая теологический и моральный комментарий на имевшее место событие. Найдите на картине символы, которые можно соотнести со здоровьем человека. Выразите свои мысли посредством БСП
2.Обобщающая беседа
УІ.Итоги урока.Рефлексия.
Д\З Выписать из учебника литературы 7 БСП с разными значениями.