Тема: Бессоюзные сложные предложения: отношения между частями, интонация, знаки препинания, употребление в речи
Цель: закрепить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; усовершенствовать навыки расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, рассказать об употреблении данных конструкций в речи; усовершенствовать навыки синтаксического разбора и составления структурных схем; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
9 класс Урок № 39
Тема: Бессоюзные сложные предложения: отношения между частями, интонация, знаки препинания, употребление в речи
Цель: закрепить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении;
усовершенствовать навыки расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, рассказать об употреблении данных конструкций в речи; усовершенствовать навыки синтаксического разбора и составления структурных схем; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, сборник упражнений, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
1. Беседа с учащимися.
1) На какие группы делятся сложные предложения?
2) Какие сложные предложения называются бессоюзными?
3) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
4) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
5) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях со значениями одновременности, последовательности?
6) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях со значениями сопоставления и противопоставления?
7) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях со значениями объяснения, определительные, причинною?
2. Проверка домашнего задания: упр. 329, 330, с. 154-155
III. Изучение нового материала
1. Слово учителя (повторение изученного)
IV. Закрепление изученно го
1. Выполнение упражнений из учебника: 334, 335, 336
2. Конструирование бессоюзных предложений по заданным схемам.
Здесь нельзя проехать... (причина)
Настроение было ужасное… (пояснение)
Я понимаю... (дополнение, изъяснение)
Я давно написал другу письмо... (противопоставление)
Будешь читать... (условие, время)
Мы хорошо отдохнули... (вывод)
Я взглянул на небо... (следствие)
3. Синтаксический разбор предложений (из сборника упражнений)
Алые облака, округлые, туго надутые, плыли по небу с торжественностью и медленностью лебедей; белый свежие цветы водяных лилий были, как розы в свете горящего утра; красные капли росы падали с наклонившейся ивы в воду, распространяя красные круги (В. Солоухин). Мы очень зябли: ночи были уже холодные, ветреные (Н. Чуковский). Красавица зорька в небе загорелась, из большого леса солнышко выходит (А. Кольцов). Полем идешь – все цветы да цветы (Н. Некрасов)…
4. Самостоятельная работа
Объяснить выбор знака препинания между частями бессоюзных сложных предложений, определяя смысловые отношения между ними.
1.Здесь росли две ветлы, место было перекопано канавами, дождём наплюхало целое озеро. (А.Н. Толстой) 2.Меня тянул этот обрыв своей головокружительной глубиной: было и страшно смотреть в снежную пропасть, и хотелось полететь над белым простором. (Ф.Гладков) 3.Кот Архип недовольно задергал ушами, обиделся, ушёл из прихожей: весёлый звон колокольчика казался ему, очевидно, нахальным. (К.Паустовский) 4.На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло. На дворе палил летний зной - в доме было прохладно. (И.Бунин) 5.По улице снова бежал народ, с воем скакали всадники в белых венчиках на фуражках, за спиною Самгина скрипели и потрескивали ворота. (М.Горький) 6.С порывом ветра послышались частые удары топоров: где-то работали плотники. (С.Залыгин) 7.Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (К.Паустовский) 8.Я оглянулся: вдоль перегородки, отделявшей мою комнату от конторы, стоял огромный кожаный диван. (И.Тургенев) 9.Погода была ужасная: ветер выл; мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты. (В.Шукшин) 10.Не заботься он с утра до вечера о своём пропитании – умер бы мой Стёпушка с голода. (И.Тургенев) Проверка по образцу (1.Перечисление 2.Причина 3.Причина 4.Противопоставление 5.Перечисление 6.Причина 7.Следствие 8.Дополнение 9.Раскрывает содержание 10.Условие)
V. Подведение итогов урока
Заключительная беседа
Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
VI. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упр. 340, с. 159