Форма уроку - урок подорож. Мета -удосконалити навички роботи із складнопідрядним реченням, навчити учнів складати схеми та закріпити навички синтаксичного розбору речення. На уроці застосовано інноваційні технології: робота в парах, групі та ін.
Русский язык 9 класс
Тема: сложноподчинённые предложения с придаточными места и
времени
Цель: ознакомить учащихся из сложноподчинёнными предложениями с
придаточными места и времени; отрабатывать навыки работы разбора сложноподчинённого предложения и составления их схем ; совершенствовать пунктуационные навыки;
развивать логическое мышление, связную речь;
прививать интерес к искусству, живописи, поэзии и музыке,русскому слову
Тип урока: комбинированный
Оборудование: слайды, проектор, карточки
Ход урока
І. Организационный момент
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз- над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,- означено словами.
Александр Шибаев
Дорогие ребята, русский язык неисчерпаемо богат, он создан для поэзии. В нем для каждого предмета, явления, чувства есть слово. Я хочу донести Вам великую силу слова, музыки и живописи.
Э п и г р а ф
Живопись – это поэзия, которую видят,
поэзия – это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
Учитель: Исходя из эпиграфа , сообщаю воспитательную цель урока.
Прививать вам интерес к искусству, ибо Живопись, Музыка и
Поэзия – это три сестры, которые не могут жить друг без
друга. Предложения, с которыми мы будем работать, будут
связаны с искусством Слова, так как во все времена богатство языка
и ораторское искусство шли рядом.
Поэтому я приглашаю Вас в путешествие, в город Грамотеев
1.2. Учитель: запишите число, классная работа.
Итак, станция « Повторяй-ка»
1.3 Работа в парах
Задание № 1 Заполните «слепую схему»
Задание № 2 Заполните «слепую схему»
Определительное |
|
Обстоятельственное |
? |
? Падежа |
? |
Задание № 3 Выберите в каждом блоке вопросов правильный ответ
1.2. Графический диктант (записали предложение - выбрали схему)
1. Язык первое орудие труда, первая машина, которая помогает человеку преобразовать мир.
2. В ясный день вы увидите, как осенняя паутина блестит на солнце
3. Левитан стремился писать так, чтобы были ощутимы воздух, каждый лист и стог сена.
4. Кто не любит родную природу, тот не знает народной души.
5. Поэт, который умеет пользоваться энергией слова, способен потрясать души.
( Учащиеся выбирают схему к предложениям и прикрепляют её на доске)
Станция « Теоретическая»
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Тема урока
Сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени
Учитель: Сформулируйте задачи урока ( рассмотреть ……….; отрабатывать навыки разбора……; совершенствовать пунктуационные навыки; развивать ………. )
АЛГОРИТМ
- вид предложения по ГО
Главное
? определительное
Придаточное изъяснительное Когда? времени
Обстоятельственное Где? Куда? места
2.1. Работа у доски
З Уезжай туда, где есть ответы Куда?
На вопросы жизни непростой.
С. Кривонос
Э Там, где юно полыхнет трава, Где?
Раннею, бурлящею весною
Оживут подснежники-слова.
С. Кривонос
Э Когда наступили холода, реки покрылись льдом. Когда?
Э Обиды так легко простить, Когда?
Когда мгновенье до рассвета.
О.Фоменко (39)
З И повседневная усталость
Покажется нелепой и смешной, Когда?
Когда мы остаемся за чертой.
О.Фоменко (60)
З И хочется сейчас уйти
Туда, где затаилось лето.
( С. Кривонос)
МЕСТА |
ВРЕМЕНИ |
Где? |
Когда? |
Куда? |
Скаких пор? До каких пор? |
Откуда? |
Как долго? |
Вывод по вопросам
(Аналогично рассказывают о придаточном времени)
Станция « Информационная»
(Сведения о местных поэтах)
2.2. Чтение правила по учебнику
Стр. 120
Станция « Практическа»
2.3 Установить соответствие и определите вид придаточного
|
А. Комната наполнилась запахом сирени |
|
Б. Мы выбежали босиком на улицу |
|
В. Где прошло моё детство
|
|
Г. Где проходит граница между Европой и Азией |
Ответ: 1-В 2- А 3 – Г 4 – Б
Какого вида придаточное?
- 1. Придаточное места
Упражнение 184 (1 часть)
2.4 Звучит мелодия. Картина И.Левитана
Творческое задание: по картине И.Левитана «Золотая осень» составить предложения
Известный живописец использует краски, ( которые ……) передают теплые тона, настроение художника.
Картина называется так потому , (что….). деревья одеты в золотое убранство.
Вдоль рощи, ( где …), уже пожелтела трава.- Вдоль рощи, где протекала река, уже пожелтела трава.
(Когда ….), видишь плывущие облака. - Когда смотришь на небо, видишь плывущие облака.
Учитель: Глядя на картину Левитана, как не вспомнить слова И. Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
Город Грамотеев
Учитель: Ребята! Научитесь видеть в живописи, поэзии, музыке
прекрасное. Произведения искусства должны волновать
вас, потрясать ваш внутренний мир.
Итог
Возьмите смайлики и скажите о своём настроении на уроке.
Метод «Микрофона»
Д/з § 15, упражнение 184 (2)
Приложение к уроку
Задание № 1 Заполните «слепую схему»
Задание № 2 Заполните «слепую схему»
Определительное |
|
Обстоятельственное |
? |
? падежа |
? |
Задание № 3 Выберите в каждом блоке вопросов правильный ответ
1. Сложные предложения бывают