Конспект урока по русскому языку (для школ с украинским языком обучения)
9 класс
Тема: Бессоюзные сложные предложения с частями со значениями сравнения, времени, условия, последствия: интонация, знаки препинания
Цель: углубить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении;
научить расставлять знаки препинания в предложениях с частями со значением сравнения, времени, условия, последствия, рассказать о роли интонации в данных конструкциях; развивать навыки синтаксического разбора и составления структурных схем; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
9 класс Урок № 37
Тема: Бессоюзные сложные предложения с частями со значениями сравнения, времени, условия, последствия: интонация, знаки препинания
Цель: углубить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении;
научить расставлять знаки препинания в предложениях с частями со значением сравнения, времени, условия, последствия, рассказать о роли интонации в данных конструкциях; развивать навыки синтаксического разбора и составления структурных схем; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, сборник упражнений, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
1. Беседа с учащимися.
1) На какие группы делятся сложные предложения?
2) Какие сложные предложения называются бессоюзными?
3) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
4) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
5) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях со значениями одновременности, последовательности?
6) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях со значениями сопоставления и противопоставления?
2. Проверка домашнего задания: упр. 315, с. 149
III. Изучение нового материала
1. Объяснения учителя
Между частями бессоюзных сложных предложений со значениями сравнения, времени, условия, следствия ставится тире.
2. Работа с теоретическим материалом учебника - с. 150
IV. Закрепление изученно го
1. Выполнение упражнений из учебника
Упр. 317 Ученики списывают предложения, обозначают паузы и расставляют стрелочки указывающие повышение и понижение тона.
Упр. 319 Ученики перестраивают СПП в бессоюзные сложные предложения, расставляют знаки препинания.
2. Исправьте ошибки (предложения записаны на доске)
1) Вечер настанет – мы елку зажжем, будем играть и смеяться.
2) Позволит на утро погода – за нами придет катер.
3) Желаешь себе добра – не делай зла другому.
4) Стояла она долго – устали ноги и глаза.
5) Солнце дымное встает – будет день горячий.
6) Посмотрит – рублем подарит.
7) Прошла неделя – умытая степь преобразилась, помолодела и засияла свежими красками.
3. Синтаксический разбор предложений (из сборника упражнений)
Лес темнел, ветер сильнее и сильнее разыгрывался в вершинах старых поломанных деревьев (Л. Толстой). Тихо кругом; лишь шумит, не смолкая, вода у плотин (И. Никитин). Вдруг вижу: бежит она вприпрыжку и напевает что-то другое (М. Лермонтов). Уверенные движения его покорили пленного; тот опустил руку, чутко вслушиваясь в диковинные интонации чужого голоса (М. Шолохов). Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами, настоящая русалка (М. Лермонтов). Захочется отдохнуть душой – иди ранней весной в лес, к подснежникам (Г. Троепольский) Алые облака, округлые, туго надутые, плыли по небу с торжественностью и медленностью лебедей; белый свежие цветы водяных лилий были, как розы в свете горящего утра; красные капли росы падали с наклонившейся ивы в воду, распространяя красные круги (В. Солоухин). Мы очень зябли: ночи были уже холодные, ветреные (Н. Чуковский). Красавица зорька в небе загорелась, из большого леса солнышко выходит (А. Кольцов). Полем идешь – все цветы да цветы (Н. Некрасов).
4. Цифровой диктант.
У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.
Условие / время |
1,3,4,9 |
Следствие, результат |
2,7 |
Противопоставление |
8 |
Быстрая смена событий |
5 |
Сравнение |
6,10 |
Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений. 1. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо. 2. Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно. 3. Хочешь добиться уважения – начинай с себя. 4. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди. 5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 6. Идёт – лебёдушка плывёт. 7. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду. 8. Лето припасает – зима поедает. 9. Совесть потеряешь – другой не купишь. 10. Посмотрит – рублём подарит.
- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.
V. Подведение итогов урока
Заключительная беседа
Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях с частями со значениями сравнения, времени, условия, последствия?
VI. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал занятия.
2. Выполнить упр. 321, 324, с. 152