Конспект урока "Бессоюзные сложные предложения с частями со значениями сравнения, времени, условия, последствия: интонация, знаки препинания" (9 класс)

Про матеріал

Конспект урока по русскому языку (для школ с украинским языком обучения)

9 класс

Тема: Бессоюзные сложные предложения с частями со значениями сравнения, времени, условия, последствия: интонация, знаки препинания

Цель: углубить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении;

научить расставлять знаки препинания в предложениях с частями со значением сравнения, времени, условия, последствия, рассказать о роли интонации в данных конструкциях; развивать навыки синтаксического разбора и составления структурных схем; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.

Перегляд файлу

9 класс                             Урок № 37                                              

Тема: Бессоюзные сложные предложения с частями со значениями сравнения, времени, условия, последствия: интонация, знаки препинания

Цель: углубить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении;

научить расставлять знаки препинания в предложениях с частями  со значением сравнения, времени, условия, последствия, рассказать о роли интонации в данных конструкциях; развивать навыки синтаксического разбора и составления структурных схем; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, сборник упражнений, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

1. Беседа с учащимися.

1) На какие группы делятся сложные предложения?

2) Какие сложные предложения называются бессоюзными?

3) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?

4) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?

5) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях со значениями одновременности, последовательности?

6) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях со значениями сопоставления и противопоставления?

2. Проверка домашнего задания: упр. 315, с. 149

III. Изучение нового материала

1. Объяснения учителя

Между частями бессоюзных сложных предложений со значениями сравнения, времени, условия, следствия ставится тире.

2. Работа с теоретическим материалом учебника - с. 150

IV. Закрепление изученно го

1. Выполнение упражнений из учебника

Упр. 317 Ученики списывают предложения, обозначают паузы и расставляют стрелочки указывающие повышение и понижение тона.

Упр. 319 Ученики перестраивают СПП в бессоюзные сложные предложения, расставляют знаки препинания.

2. Исправьте ошибки (предложения записаны на доске)

1) Вечер настанет – мы елку зажжем, будем играть и смеяться.

2) Позволит на утро погода – за нами придет катер.

3) Желаешь себе добра – не делай зла другому.

4) Стояла она долго – устали ноги и глаза.

5) Солнце дымное встает – будет день горячий.

6) Посмотрит – рублем подарит.

7) Прошла неделя – умытая степь преобразилась, помолодела и засияла свежими красками.

3. Синтаксический разбор предложений (из сборника упражнений)

Лес темнел, ветер сильнее и сильнее разыгрывался в вершинах старых поломанных деревьев (Л. Толстой). Тихо кругом; лишь шумит, не смолкая, вода у плотин (И. Никитин). Вдруг вижу: бежит она вприпрыжку и напевает что-то другое (М. Лермонтов). Уверенные движения его покорили пленного; тот опустил руку, чутко вслушиваясь в диковинные интонации чужого голоса (М. Шолохов). Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами, настоящая русалка (М. Лермонтов). Захочется отдохнуть душой – иди ранней весной в лес, к подснежникам (Г. Троепольский) Алые облака, округлые, туго надутые, плыли по небу с торжественностью и медленностью лебедей; белый свежие цветы водяных лилий были, как розы в свете горящего утра; красные капли росы падали с наклонившейся ивы в воду, распространяя красные круги (В. Солоухин). Мы очень зябли: ночи были уже холодные, ветреные (Н. Чуковский). Красавица зорька в небе загорелась, из большого леса солнышко выходит (А. Кольцов). Полем идешь – все цветы да цветы (Н. Некрасов).

4. Цифровой диктант.

У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.

Условие / время

 1,3,4,9

Следствие, результат

 2,7

Противопоставление

 8

Быстрая смена событий

 5

Сравнение

 6,10

Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.  1. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо. 2. Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно. 3. Хочешь добиться уважения – начинай с себя. 4. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди. 5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 6. Идёт – лебёдушка плывёт. 7. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду. 8. Лето припасает – зима поедает. 9. Совесть потеряешь – другой не купишь. 10. Посмотрит – рублём подарит.

- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.

V. Подведение итогов урока

Заключительная беседа

Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях с частями со значениями сравнения, времени, условия, последствия?

VI. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал занятия.

2. Выполнить упр. 321, 324, с. 152

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Столбова Олена Василівна
    Спасибо, интересные задания.
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
4 лютого 2018
Переглядів
2739
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку