Конспект урока " Лексика. Слово - основная единица речи. Лексическое значение слова"

Про матеріал
В разработке представленн материал по теме " Лексика" с использовнием сведений о нашем великом земляке Владимире Дале, позволяющий формировать коммуникативные навыки общения.
Перегляд файлу

Урок русского языка, 5 класс

 Тема: Лексика. Слово - основная единица речи. Лексическое значение слова

Цель: ознакомить учащихся с разделом « Лексика», учить определять лексическое значение слова, развивать навыки работы с толковыми словарями, расширять словарный запас учащихся, прививать интерес к изучению русского языка

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальная беседа:

- Что изучает фонетика?

  •    Каким словом называют буквы, расположенные в алфавитном порядке?
  •    Подберите синоним к слову алфавит.
  •    Какие буквы русского алфавита не обозначают звуков?
  •    Определить строку, в которой записаны слова, состоящие только из звонких (глухих) согласных.

А. Природа, месяц, небо.

     Иней, мороз, небо. Б.Светлячок, воздух, радуга. Каток, птицы, кактус.

- Назовите слова, в которых есть мягкие (твёрдые) согласные.

П. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

1. Изучение нового материала. Словарная работа (устно).
Лексика, лексический, лексикон, лексикограф.
Учитель: Знакомы ли вам эти слова? Что у них общего?

(Ответы учащихся) Лексис - гр.- слово. Именно слово является единицей раздела языкознания , который называется лексика.

(Запись в тетрадях указанных слов).

2. Проблемная беседа:

  •       Как появились слова?
  •       Что такое слово, для чего нужны слова?

(Рассуждения учащихся).

Учитель: Всё правильно. Слово называет предмет, явление, действие... Без слова нет общения. А знаете ли вы, что чудаки из «Приключения Гулливера» Д.Свифта считали, что говорить очень вредно, так как каждое сказанное слово способствует изнашиванию гортани, поэтому они таскали за собой мешки с

разными предметами, которые необходимы для выражения мыслей. Вместо того, чтобы называть какую-то вещь словом, академик вытаскивал из мешка этот предмет и показывал на него. Наверное , и нам с вами пришлось бы общаться таким фантастическим способом, если бы люди, кроме самих предметов, не использовали для их названия слова. Представить сегодня это невозможно. Почему?

/ Ответы учащихся /

 

Учитель: Названия для предметов, явлений обязательны для всех, Они закрепляются обществом. Но один и тот же предмет в разных языках называется по-разному. (Сравнивание слова упражнение в русском, украинском и английском языках (вправа, exercise) ЛЕКСИКА - все слова языка, его словарный запас ЛЕКСИКОН - словарный запас одного человека.

(Запись в тетрадях толкования слова лексика) Знаете ли вы, что основной запас языка представлен в толковых словарях.

- Как вы думаете, есть ли словарь, в котором записаны все слова?

( Ответы учащихся)

 

Учитель: Нет, и не может быть. Почему? Сравнительный анализ:

Словарь живого великорусского языка В.И.Даля - 200 ООО слов.

Академический словарь -120 480 слов.

Словарь СИ.Ожегова - 70 ООО слов. Учитель: Знакомы вам имена этих лексикографов?

 (Сообщение учащихся о В.И.Дале, Казаке Луганском, земляке.)

В.И.Даль - наш великий земляк. Родился он в семье врача. Много профессий перепробовал: был морским офицером, армейским хирургом, крупным чиновником, но всю жизнь остался верен своему призванию писателя. Его воодушевляла любовь к России, к русскому народу, русскому слову... Собирать слова он начал в 1819 году, по дороге из Петербурга в Москву. По серому насту бежали сани, гудел ветер, шёл снег. В санях двое: ямщик, закутанный в тулуп, и юный мичман Даль. Он жмётся от холода и дует на руки. Вдруг ямщик тычет кнутовищем в небо и, утешая, басит: «Замолаживает».

Мичман вынул из кармана записную книжку и записал: «Замолаживать - иначе, пасмурнеть, клониться к ненастью». С этого слова, как известно, и начался его великий «Толковый словарь...»

 Учитель:

Лексикон взрослого человека, имеющего высшее образование, составляет 12 ООО слов. Лексикон ребенка 10-11 лет - 3600 слов. Учитель: Какую задачу мы должны поставить перед собой, сопоставляя эти цифры?

- Языку надо учиться, постоянно обогащать свой словарный запас. З. Объяснение учителя.

Каждое слово имеет лексическое и грамматическое значение, которое мы находим в словарных статьях толковых словарей

- Работа со словарём С. И. Ожегова. Анализ словарной статьи. (На партах у учащихся образцы словарных статей: слово для

анализа; абзац).

Словарная статья состоит из:

  1.    Заголовочного слова
  2.    Грамматических помет
  3.    Толкований лексического значения
  4.    Примеры употребления

4. Творческая работа. Класс делится на 2 группы: «Поиск» и
«Мысль». Учащиеся группы «Поиск» работают со словарями,
ищут значение слова «портфель», а группа «Мысль»
формулирует значение этого слова самостоятельно.

(Ответы учащихся и запись лексического и грамматического значений этого слова).

Учитель: Часто люди, не зная лексического значения слов, неправильно их употребляют, от этого в их речи появляются лексические ошибки, которые вызывают смех.

5. Редактирование. Работа по культуре речи.

Задание: найдите лексические ошибки и запишите исправленный

вариант предложения.

1 .Я люблю плавать в ластах /латах.

2.На окнах у соседей висит красивый толь/ тюль.

  1.    Даша отличается особым обонянием /обаянием/.
  2.    На уроке труда Маша выкроила пойму/ пройму.

Учитель: Как видите, неправильное употребление слов может исказить смысл предложения. Также непонятными будут высказывания людей с бедным лексиконом

(Разыгрывается сценка «Впечатление о походе».

Пятиклассник Глеб вернулся из похода. Он был возбужден.

  •       Понравилось в походе? - спросила мама
  •       Просто супер! - ответил сын.
  •       Что же было классного?
  • Да было так классно! Сначала, значит, мы добрались до леса, а потом, стали пробираться по тропинке, понимаешь.. .ну, словом, класс.. .вообще, так сказать, мы сначала шли группами, так здорово, что понимаешь, вообще, супер. А потом, понимаешь, мы добирались уже, а они.. .ну, вообще здорово мы попутешествовали! Поняла?

Но мама лишь покачала головой. Вряд ли она поняла, чем запомнился поход сыну.

Учитель: Какой совет вы могли бы дать мальчику и какую помощь может ему оказать мама?

(Ответы учащихся)

 III. Подведение итога урока

1 Лингвистическая игра - кроссворд. (Записать ответы на вопросы)

 

1. Сумка с учебниками, школьными принадлежностями.

(Портфель)

  1.    Длинная коробочка для ручек, карандашей, перьев. (Пенал)
  2.    Кусочек резины для стирания написанного. (Ластик)
  3. Письменная принадлежность, графитная палочка, оправленная в дерево.              (Карандаш)
  4.    Тетрадь для выставления оценок. (Дневник)
  5. Стальная пластинка с расщепленным концом для писания чернилами, тушью.              (Перо)
  6.    Школьная книга. (Учебник)

 8. Сшитые листы бумаги в обложке. (Тетрадь)
1У. Домашнее задание. (Разноуровневые задания)

  •    Выполнить упр. 89.
  •    Составить словарную статью к слову «Класс».
  •    Написать сочинение - миниатюру «Зачем надо изучать лексику».
  •    Выучить теоретический материал урока (всему классу)

 

 

 

 

 

docx
Додано
24 жовтня
Переглядів
104
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку