Конспект урока "Мінерали та гірські породи", 6 клас

Про матеріал
Конспект уроку (географія) для учнів 6 класу, за підручником Бойко, Міхелі, 2014 рік.
Перегляд файлу

ТЕМА: Породы, слагающие земную кору

ЦЕЛЬ: - обучающая: познакомить с разнообразием горных пород и минералов, их происхождением и разнообразием;

              - развивающая: развивать умения учащихся определять горные породы. Способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к географии;

              - воспитательная: воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, воспитывать бережное отношение к природе и к красоте минерального мира.

 

Познавательные задачи учащихся (что должны усвоить):

1. Магматические породы – это породы, которые образовались из расплавленной магмы.

2. Осадочные породы – это породы, которые образовались вследствие разрушения других пород и накопления их обломков на суше или оседания веществ на дне водоёмов. (обломочные, органические, химические).

3. Метаморфические породы – это породы, которые изменились под действием высоких температур и давления в недрах Земли.

4. Материковая земная кора  – это земная кора, которая состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев.

5. Океаническая земная кора – это земная кора, которая состоит из осадочного и базальтового слоев.

6. Минералы – это однородные кристаллические вещества, форма которых различна: кубики, пластины, пирамиды и их сочетания.

7. Горные породы – это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.

 

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник, тетрадь, карта полушарий.

 

Структура урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний и умений

3. Мотивация учебной и познавательной деятельности

4. Изучение нового материала

5. Закрепление знаний

6. Домашнее задание

 

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений

Географический диктант

1. К внешним процессам, которые формируют земную поверхность относятся: выветривание, работа ветра, работа поверхностных и подземных вод, деятельность человека.

2. Какое различают выветривание? (физ., хим., орг.)

3. Как называется разрушение горных пород под воздействием колебаний температуры и замерзания воды в их трещинах? ( физ.)

4. Как называется разрушения горных пород растениями и животными? (орг.)

5. Как называется разрушение горных пород под воздействием воздуха и воды с растворенными в ней веществами? (хим.)

6. Какую работу выполняет ветер? ( разрушительную, транспортную, созидательную)

7. Что образовывается вследствие работы поверхностных вод? (промоины, овраги, балки)

8. Что образовывается вследствие работы подземных вод? (пещеры)

9. Как деятельность человека влияет на изменение земной поверхности? Как человек изменяет земную поверхность? (строит дома, дороги, распахивает землю и т.д.)

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 Мы живем в окружении воздуха и воды, растений и животных, а также различных камней. Камни обычно относят к «неживой природе», но часто можно услышать, что даже молчаливые камни «живут» своей особой жизнью. Казалось бы, что необычного в камне? Однако это один из самых удивительных творений природы. Если внимательно вглядеться в камни (демонстрирует образцы), что повсюду вокруг нас, то можно легко убедиться в том, что все они разные: одни — серые, желтые, другие — зеленые, красные; одни твердые, другие рыхлые. Все камни — это горные породы и минералы, из которых состоит земная кора. Изучение строения, состава и свойств горных пород и минералов позволяет ученым воссоздавать геологическую историю формирования нашей планеты. Считается, что камни молчат. Но это не совсем так. Сегодня на уроке мы с вами научимся «слушать» и «понимать» то, о чем могут рассказать камни.

 

ІV. Изучение нового материала

Открываем тетради и записываем тему нашего сегодняшнего урока «Породы, слагающие земную кору». Посмотрите, какое огромное количество горных пород и минералов.

Какой вопрос у вас возникает? ( Почему горных пород так много). Какую проблему мы сегодня будем решать? (Почему горных пород так много?) Мы с вами побываем в царстве долгожителей, исследуем различные минералы и горные породы. Ведь камни значительно старше растений, животных и человека. Но они рождаются, живут и умирают, как живые существа. Ребята 250 горных пород и 4 тыс. минералов на Земле! И чтобы совершить путешествие в царство каменных долгожителей нам необходимо ответить на вопрос: как вы думаете в чем разница между минералами и горными породами? Ведь то и другое просто камни?


 (Минералы – это однородные кристаллические вещества, форма которых различна: кубики, пластины, пирамиды и их сочетания).

Минералы различаются не только формой, но и по цвету, твердости, блеску, растворимости в воде, вкусу и другим свойствам. Изучением минералов занимается наука минералогия (от латинского «минера» – руда). Всего на Земле известно 4 тыс. минералов. Почти все они находятся в земной коре в твердом состоянии, но есть среди них и жидкие, например, ртуть. Самым распространенным минералом на Земле является вода. Такие минералы, как золото, серебро, платина, образуют самородки – куски или зерна металлов. А что такое горные породы? (Горные породы – это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору).

Запомните, что любые камни, пески, глины - это все горные породы. Горных пород на Земле более 250.

Почему они породы называются горными? Разве они есть только в горах? Название «ГОРНЫЕ» закрепилось в русском языке исторически. Оно указывает на то, что познание земных недр началось именно в горах. По той же причине выкапывание котлованов и карьеров, шахт и выемок на равнинах называют ГОРНЫМИ РАБОТАМИ!

Типы горных пород.

Заполнение таблицы в процессе объяснения и изучения коллекции горных пород

Каждая горная порода состоит из определённых минералов, а расположение горных пород в земной коре имеет закономерности. Как вы думаете, почему горные породы имеют разные свойства? (учащиеся выдвигают гипотезы, свойства горных пород зависит от того, где, в каких условиях они образовались.)

Ребята, все горные породы делят по происхождению на три группы: магматические, осадочные и метаморфические. По ходу урока, мы с вами заполним таблицу по магматическим, осадочным и метаморфическим горным породам.

ТАБЛИЦА

Название

Способ образования

Особенности

Примеры

Магматические

Образуются при застывании магмы, поднимающейся из глубин Земли. Глубинные, излившиеся.

Твердые, тяжелые, плотные.

Г. –долго остывают.

И. – быстро остывают.

Г. – Гранит, габбро, диорит, пемза, руды;

И. – вулк. туф и стекло, базальт.

Осадочные

Образуются на поверхности Земли в результате осаждения горных пород в воде и на суше.

Об. – образуются из обломков различных пород вследствие их разрушения (размывание).

Х. – образуются вследствие выпадения веществ в осадок из водных растворов.

Орг. – остатки отмерших растений и животных, накопившихся за миллионы лет на дне водоемов.

¾ покрыто материков.

Обломочного, химического, органического происхождения.

Об. – валуны, щебень, галька, песок, глина;

Х. –  каменная, поваренная, калийная соли, гипс;

Орг. – мел, известняк, торф, уголь, нефть.

Метаморфические

Осадочные      Магматические

              + to       сжатие

 

Метаморфические

При подъеме земной коры метаморфические как и магматические породы выходят на поверхность, разрушаются и становятся осадочными.

Гнейс, мрамор, глинистый сланец, кварцит.

 

Магматические горные породы образуются при застывании магмы, поднимающейся из глубин Земли. Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии. Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся.

Глубинные:

Образуются из магмы в глубине земной коры. Застывание магмы на глубине происходит медленно. Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы, они хорошо видны в породе. Породы кристаллические, плотные, тяжелые. (гранит, габбро, диорит)

Излившиеся:

Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры. Застывание магмы на поверхности происходит быстро. Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом. Горные породы плотные, твердые, тяжёлые. (пемза, базальт, обсидиан)

Другим видом горных пород являются осадочные горные породы.

Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения горных пород в воде и на суше и делятся на 3 вида:

  • Обломочные;
  • Химические;
  • Органические.

Осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:

  1.                Ветра
  2.                Текучих вод

3.Колебаний температуры и других воздействий

При помощи текста учебника скажите, как образуются осадочные горные породы химического происхождения? (Осадочные породы образуются из растворов на дне высохших водоемов.)

Значит, осадочные химические породы образуются при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде.

А как образуются осадочные породы органического происхождения? Пользуясь текстом, выясните, как образуются этот вид горных пород? На суше и на дне водоёмов накапливаются не только обломки горных пород и выпавшие в осадок соли. Там же откладываются останки существ, населявших в прошлом сушу или водоёмы. Это могут быть останки животных и частей растений. Таких горных пород очень много: уголь, нефть, известняк, мел.

Образуются из останков животных и частей растений, накопившихся на суше и дне морей, океанов. Для них характерна слоистость. В течение тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы. Какие же породы образовались, занесите их в таблицу (известняк, мел, кам. уголь, торф, нефть).

При каких условиях образуются осадочные обломочные горные породы? (воздействие внешних факторов).

Как образуются осадочные горные породы химического происхождения? (из водных растворов минеральных веществ).

Как образуются осадочные органические горные породы? (осадочные органические горные породы образуются в результате накопления останков инных организмов на дне водоемов или на поверхности суши).

Третий вид горных пород – метаморфические.Слово «метаморфизм» от греческого превращение. Пользуясь учебником выясните, при каких условиях образуются метаморфические горные породы? Метаморфические горные породы – это горные породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.

  1. Известняк – мрамор
  2. Песчаник – кварцит
  3. Гранит – гнейс

Материковая земная кора  – это земная кора, которая состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев.

осадочный

гранитный

базальтовый

Океаническая земная кора – это земная кора, которая состоит из осадочного и базальтового слоев.

осадочный

базальтовый

 

V. Закрепление знаний

А теперь мы немного поиграем.

Игра "Догадайся, о какой горной породе идёт речь"

№ 1. Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей. (Графит.)

№ 2. Болотное богатство. Его используют как горючий материал и для удобрения почвы. (Торф.)

№ 3. Какую породу «грызет» ученик, получая новые знания? (Гранит.)

№ 4. Из нее изготавливают рубли. (Медь.)

№ 5. Незаменимая "рубашка" для консервов.  (Олово.)

№ 6. Из него делают колечки и сережки, о которых мечтают все девчонки. (Золото, серебро.)

№ 7. Она делает наши пяточки гладкими. (Пемза.)

№ 8. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу – то она понадобится сразу. (Глина)

№ 9. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета. (Нефть.)

№ 10. Кто сперва в воде родится. Белый, как сахар, но не сладкий, пока руки им не испачкаешь.

Ума-разума, не наберешься. (Мел.)

№ 11.Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь.)

Найди лишнее слово:

Нужно из перечня горных пород вычеркнуть одну лишнюю и объяснить свой выбор.

1. Базальт, гранит, известняк, пемза (перечислены магматические горные породы, кроме
известняка)

2. Гравий, песок, гранит, галька (перечислены осадочные горные породы, кроме

гранита)

З.Известняк. кварцит,   мрамор, гнейс (перечислены метаморфические горные породы, кроме каменного угля)

По описанию определить, о каких горных породах идет речь?

  1. Распространённая глубинная магматическая горная порода. Состоит из кристаллов, хорошо видимых невооруженным глазом. Бывает серого, розового, красного и иного цвета? (гранит)
  2. Лёгкая, пористая магматическая горная порода, образующая во время извержения вулкана при быстром остывании лавы? (пемза)
  3. Бесцветная, прозрачная или слегка окрашенная порода. Растворима, в воде, солёная на вкус? (каменная соль)

На этом наш урок закончился. Надеюсь, что вы много узнали нового и интересного.

 

VІ. Домашнее задание

§23. Выучить определения.

 

 

docx
Додано
17 лютого 2020
Переглядів
908
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку