Конспект урока по литературе для 6 класса на тему : "Украинские народные предания и поверья в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Оксана и Вакула.

Про матеріал

Показать учащимся связь повести с украинскими народными преданиями и поверьями, продолжить знакомство с главными героями. повести «Ночь перед Рождеством». Развивать навыки выразительного чтения, логическое мышление и наблюдательность учащихся в процессе работы над текстом. Воспитывать любовь к украинской культуре.

Перегляд файлу

Тема урока. Украинские народные предания и поверья в повести

Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Оксана и Вакула.

 

Цель. Показать учащимся связь повести с украинскими народными преданиями и поверьями, продолжить знакомство с главными героями. повести «Ночь перед Рождеством». Развивать навыки выразительного чтения, логическое мышление и  наблюдательность учащихся в процессе работы  над текстом. Воспитывать любовь к украинской культуре.                           

Оборудование. Репродукции картин В.А. Тропинина «Девушка с Подола», «Украинец», «Пряля»; картины И.Е.Репина «Украинка».

Музыкальное оформление - колядки, щедривки в современном исполнении.

Материал урока в форме презентации (использование персональных компьютеров).

Иллюстрации украинского народного костюма Полтавской области (Интернет-подборка).                                         

Рисунки учащихся - иллюстрации к повести.

I. Проверка домашнего задания.

         1. Понравилась ли  вам повесть «Ночь перед Рождеством»? Чем именно?

        2. Какие украинские народные обычаи и предания легли в основу повести «Ночь перед   Рождеством»? (индивидуальные задания)

        3.Прослушайте музыкальный, фрагмент, (современное исполнение колядок).

 Задание  

  •  Какой эпизод повести мог бы сопровождать данный музыкальный фрагмент?
  •  Прочитайте, докажите текстом.

        4. Выразительное чтение отрывков повести с описанием колядования.

  1. Сохранилось ли сегодня поверие о том, что перед Рождеством принято задобрить нечистую силу колядками и щедривками, чтобы весь год все были здоровыми, счастливыми и жили в достатке?
  2.  Исполнение колядок учащимися класса.
  3.  Какие украинские пословицы и поговорки вы встретили в повести?

 Прочтите их.

IІ. Работа над темой урока.

1. Актуализация опорных знаний.

* Каких героев и какие события можно охарактеризовать с помощью пословиц и поговорок :

- легок на помине

- как с луны свалился

- комар носа не подточит

- в ус не дует

- хоть глаз выколи

- поминай, как звали

- как снег на голову

- ему когда мед, так и ложка нужна

- поднять на смех

- лезет в голову

2. Беседа с учащимися, отработка навыков выразительного чтения в процессе работы над текстом.

* Что мы знаем об Оксане?

                        -  выразительное чтение наизусть авторских слов - характеристики  Оксаны.

              -  выразительное чтение наизусть монолога Оксаны.

-  как монолог характеризует героиню?

*  Перечислите основные черты характера Вакулы. Какая из них, по вашему    мнению, основная? Почему?              .

          *  Выразительное чтение наизусть диалога Оксаны и Вакулы.  

*  Какое условие поставила Оксана перед Вакулой? Верила ли она, что кузнец  его  выполнит? (Подтвердите текстом)

*  Как Вакуле все-таки удалось заполучить царские черевички?

*  Прочитайте эпизод «Встреча Вакулы с царицей». Как ведет себя кузнец?              .

* Почему царица не отказала Вакуле в его просьбе?

*               Как вы думаете, будут ли в дальнейшем Оксана и Вакула счастливы?    Что говорит об их дальнейшей судьбе сам автор? (Прочитайте)

3. Работа над выставкой рисунков учащихся к повести «Ночь перед  Рождеством», над репродукциями картин, иллюстрациями национального украинского костюма Полтавской области.

    І. Знакомство с украинским  национальным костюмом  Полтавской области.

    ІІ. Защита учащимися рисунков к повести.

    ІІІ. Беседа по картинам.

  -  кого из героев повести напоминает вам  девушка, изображенная на картине?

-  в чем вы видите сходство и различие между обликами этой девушки и гоголевской Оксаны?

  1.  Рассказ учащихся о героях повести.

1) Подготовьте рассказ об Оксане (девочки) или Вакуле (мальчики) по плану.              

План

1.  Описание внешности.

2. Черты характера и поступки героя.

3. Ваше отношение к нему.

 2) Прослушивание рассказов учащихся.  .

  1.  Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

6. Домашнее задание. По данному плану подготовьте рассказ о Солохе или Черте.

docx
Додано
31 січня 2018
Переглядів
2470
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку