Показать учащимся связь повести с украинскими народными преданиями и поверьями, продолжить знакомство с главными героями. повести «Ночь перед Рождеством». Развивать навыки выразительного чтения, логическое мышление и наблюдательность учащихся в процессе работы над текстом. Воспитывать любовь к украинской культуре.
Тема урока. Украинские народные предания и поверья в повести
Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Оксана и Вакула.
Цель. Показать учащимся связь повести с украинскими народными преданиями и поверьями, продолжить знакомство с главными героями. повести «Ночь перед Рождеством». Развивать навыки выразительного чтения, логическое мышление и наблюдательность учащихся в процессе работы над текстом. Воспитывать любовь к украинской культуре.
Оборудование. Репродукции картин В.А. Тропинина «Девушка с Подола», «Украинец», «Пряля»; картины И.Е.Репина «Украинка».
Музыкальное оформление - колядки, щедривки в современном исполнении.
Материал урока в форме презентации (использование персональных компьютеров).
Иллюстрации украинского народного костюма Полтавской области (Интернет-подборка).
Рисунки учащихся - иллюстрации к повести.
I. Проверка домашнего задания.
1. Понравилась ли вам повесть «Ночь перед Рождеством»? Чем именно?
2. Какие украинские народные обычаи и предания легли в основу повести «Ночь перед Рождеством»? (индивидуальные задания)
3.Прослушайте музыкальный, фрагмент, (современное исполнение колядок).
Задание
4. Выразительное чтение отрывков повести с описанием колядования.
Прочтите их.
IІ. Работа над темой урока.
1. Актуализация опорных знаний.
* Каких героев и какие события можно охарактеризовать с помощью пословиц и поговорок :
- легок на помине
- как с луны свалился
- комар носа не подточит
- в ус не дует
- хоть глаз выколи
- поминай, как звали
- как снег на голову
- ему когда мед, так и ложка нужна
- поднять на смех
- лезет в голову
2. Беседа с учащимися, отработка навыков выразительного чтения в процессе работы над текстом.
* Что мы знаем об Оксане?
- выразительное чтение наизусть авторских слов - характеристики Оксаны.
- выразительное чтение наизусть монолога Оксаны.
- как монолог характеризует героиню?
* Перечислите основные черты характера Вакулы. Какая из них, по вашему мнению, основная? Почему? .
* Выразительное чтение наизусть диалога Оксаны и Вакулы.
* Какое условие поставила Оксана перед Вакулой? Верила ли она, что кузнец его выполнит? (Подтвердите текстом)
* Как Вакуле все-таки удалось заполучить царские черевички?
* Прочитайте эпизод «Встреча Вакулы с царицей». Как ведет себя кузнец? .
* Почему царица не отказала Вакуле в его просьбе?
* Как вы думаете, будут ли в дальнейшем Оксана и Вакула счастливы? Что говорит об их дальнейшей судьбе сам автор? (Прочитайте)
3. Работа над выставкой рисунков учащихся к повести «Ночь перед Рождеством», над репродукциями картин, иллюстрациями национального украинского костюма Полтавской области.
І. Знакомство с украинским национальным костюмом Полтавской области.
ІІ. Защита учащимися рисунков к повести.
ІІІ. Беседа по картинам.
- кого из героев повести напоминает вам девушка, изображенная на картине?
- в чем вы видите сходство и различие между обликами этой девушки и гоголевской Оксаны?
1) Подготовьте рассказ об Оксане (девочки) или Вакуле (мальчики) по плану.
План
1. Описание внешности.
2. Черты характера и поступки героя.
3. Ваше отношение к нему.
2) Прослушивание рассказов учащихся. .
6. Домашнее задание. По данному плану подготовьте рассказ о Солохе или Черте.