Конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"В стране «Морфология»: частица и междометие"

Про матеріал
Урок рассчитан на учащихся 6 класса ( 2 - й год обучения), обучающихся по учебнику "Русский язык 6 класс Т. М. Полякова, Е. И. Самонова, А. Н. Приймак", 2014. Использованы игровые технологии, личностно-ориентированный подход.На уроке предполагается получить и закрепить знания о служебных частях речи: частице и междометию.
Перегляд файлу

Тема: В стране «Морфология»: частица и междометие.

Цель: дать определение частице и междометию , их роли в предложении и тексте; сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи; продолжить формирование навыков работы с текстом, нахождение в тексте частиц , междометий и правильное их употребление; развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление; развивать связную устную и письменную речь, обогащать словарный запас; воспитывать трудолюбие, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,  мультимедийная презентация, таблицы

( у каждого на парте)

Ход урока

І. Организационный момент

Психологический настрой

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

В этот февральское утро, которое ещё не может быть таким тёплым и солнечным, как нам хотелось бы , я предлагаю сыграть в увлекательную игра «Лучик счастья». Посмотрите друг на друга и скажите  своему однокласснику пожелания на сегодняшний  урок (дети обмениваются пожеланиями)

И я желаю вам успехов и удачи! После таких добрых дружеских слов мы с уверенностью можем продолжить путешествие по стране «Морфология». Сегодня мы  отправимся   в гости к  частице и междометию.

ІІ.Объявление темы урока ( записать в тетрадь со слайда) – слайд 1

ІІІ. Мотивация

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (ответы детей)

- Обратиться к цели урока

- Учитель читает стихотворение – слайд 2

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

 

Не и ни у нас  - частицы,

Нам их надо повторять,

И при этом не ложиться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях,

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

 А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

ІV. Актуализация опорных знаний

- В какие две группы объединяются все части речи? (самостоятельные и служебные)

- Найдите самостоятельные части речи в данном стихотворении. А по какому признаку вы их определили? ( подсказка -  они выделены одним цветом)

- А теперь укажите на служебные части речи в этом же  тексте.(Дети называют их и говорят, что они соединяют)

- Чем отличаются самостоятельные ч. р. от служебных? (ответы детей)

- На прошлом уроке мы познакомились с предлогами и союзами. А сегодня узнаем ещё одну служебную часть речи – частицу.

V. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником

- Прочитайте правило на стр. 133

- А теперь послушайте , как живут частицы в стране «Морфология». Но есть одно условие: когда будете слушать, заполните таблицу, которая есть у каждого из вас на парте. (Учитель читает сказку) –слайд 3 - 12

ЧАСТИЦА

Что выражает

НЕ

Утверждает или отрицает

БЫ

Указывает на условие, при котором осуществляются мечты, желания

ЛИ

Служит для постановки вопроса

ЖЕ

Усиливает любую просьбу

 

- Отвечают на вопросы ( слайд 10).

- Закрепляют записанное  и проговаривают  задания 13 и 14 слайдов

- Итак , ребята, подведём итоги нашей работы

Вывод: частицы вносят различные оттенки в значения отдельных слов, словосочетаний и предложений

- Давайте проверим это на практике: выполним упражнение 344 (прочитать задание, вспомнить о подлежащем и сказуемом). Работать будем в командах (по рядам- 5 человек в команде). Зачитать составленные предложения и указать , какому   члену предложения частицы придают особое значение.

І вариант

Замолчал ли брат?

Брат ли замолчал?

Разве брат замолчал?

Брат разве замолчал?

Брат не замолчал.

Не брат замолчал, а ….

ІІ вариант

Погода не улучшится.

Улучшится не погода, а …

Пусть улучшится погода.

Пусть погода улучшится.

Неужели погода улучшится?

Неужели улучшится погода?

- Какой вывод мы можем сделать, выполнив это упражнение? ( ответы детей)

ВЫВОД: частица придаёт особое значение подлежащему, сказуемому, а может и всему предложению.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Ребята, я хочу открыть вам один секрет:  не все слова  присоединились к самостоятельным или служебным частям речи. Это особая группа слов, которая объединилась под названием «Междометие». Прочитайте правило на стр. 135. Но только первый абзац ( ученик читает вслух).

- Учитель: междометие – живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувств и волевых побуждений. Одни и  те же междометия могут обозначать разные чувства , все зависит от интонации.

- Послушайте стихотворение, которое приготовила  для нас (Альбина) и выполните задание: найдите в стихотворении  строки, в которых говорится, какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия  ( слайд 15)

- Выполним упр.346 (читать в ролях, найти в тексте предложения с повторяющимися междометиями и выписать их в тетрадь, сделать вывод об их написании ( слайд 16)

- Ребята, эти слова хотя и маленькие, но очень удаленькие. В учебнике под рубрикой «Обратите внимание» помещено ещё одно правило о постановке знаков препинания при междометиях ( продолжить работу с текстом упр. 346 по данному правилу). Обратите внимание на знаки препинания в предложениях с междометиями: где стоит М. – в начале, в конце, в середине. Сказать про знаки препинания. А потом обратить внимание на м. + ты, вы.

- Работа у доски: записать под диктовку 2 предложения с М., правильно расставляя знаки препинания.

- Ох,  я так устал  сегодня!

- Эй ты, дружок, становись к нам в кружок!

Вывод: если есть местоимение ты, вы, а дальше обращение, то запятую ставим после местоимения

- Обратимся ко  второму абзацу правила на стр.135. Используя слова, которые вы видите  на экране, составьте с ними  устно предложения ( по очереди) – слайд 17

Вывод: междометия помогают быть вежливыми и воспитанными.

- Работаем с презентацией ( слайд 18 до примечания)

- Работа у доски в командах ( по рядам)

Инструкция: участники команды друг за другом выходят к доске и, используя слова со справки, вписывают их в предложения на месте точек. Какая команда справилась быстрее, будет первой читать  свои предложения («капитан»), соблюдая интонацию.

…, какая красота! …, кто там шепчется? …, не опоздать бы! …, как жарко! …, больно же! …, ну и река! …, устал же я сегодня! …, как здорово! …, беда уже близка! …, захватывает дух!

- Слайд18 примечание  читаем вслух

- Слайд 19выполнить задание  ( по 2 предложения каждая команда)

Вывод: одно и то же междометие может выражать разные чувства и настроения.

Слайд 20  - игра «найди лишнее»

VІ. Подведение итогов, оценивание

1.Вопросы :

- с какими частями речи мы сегодня познакомились?

- что на уроке понравилось вам больше всего?

VІІ. Д/з: повторить стр.116 – 133; подготовиться к к\р по теме «Глагол. Служебные части речи. Междометие» - слайд 21

УЧИТЕЛЬ: Говорят, что счастье в общении с людьми, а для того, чтобы общение было полноценным, необходимо уметь пользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

 

 

 

 

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
4.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
4.7
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Зуєва Олена Миколаївна
    Загальна:
    4.7
    Структурованість
    4.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
28 січня 2019
Переглядів
2028
Оцінка розробки
4.7 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку