Урок " « РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ » ( УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ )

Про матеріал
ТЕМА УРОКА: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ ЦЕЛЬ : познакомить учащихся с разрядом притяжательных местоимений, изучая речевой этикет, совершенствовать умения учащихся находить местоимения в тексте и определять разряд, воспитывать вежливость общения и внутреннюю культуру. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, таблица « Разряды местоимений», карточки, проектор. ХОД УРОКА І. Мотивация обучения школьников 1. Организационный момент. 2.Сообщение темы и цели урока. Только ли для множественного числа употребляется местоимение «вы»? С какой буквы пишется местоимение «вы», если оно употребляется для обозначения единственного числа и является вежливой формой обращения к человеку? Почему на одном уроке встретились местоимения ( личные ІІ лица и притяжательные «Ваш») и этикет? ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Проверка выполнения домашнего задания. 2. Беседа с учащимися: Какие местоимения называются личными? Каковы особенности склонения личных местоимений? Назовите местоимения второго лица. Когда употребляем ВЫ в единственном числе? От чего зависит употребление ТЫ и ВЫ? Приведите примеры. 3. Групповая работа. Задание 1. І группа (ряд) записывает с проектированного на доску стихотворения первую строфу, ІІ группа – 2 строфу, ІІІ – выписывает слова с пропущенными буквами и находит местоимения.
Перегляд файлу

                Одесский учебно-воспитательный комплекс №49 «Специализированная школа - общеобразовательная школа

                                            І-ІІІ ступеней»

 

 

 

 

 

 

             ОТКРЫТЫЙ УРОК:

          « РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ »

         ( УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ )                                    

ТЕМА УРОКА: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

ЦЕЛЬ : познакомить учащихся с разрядом притяжательных местоимений, изучая речевой этикет, совершенствовать умения учащихся находить местоимения в тексте и определять разряд, воспитывать вежливость общения и внутреннюю культуру.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, таблица « Разряды местоимений», карточки, проектор.

                                        ХОД УРОКА

 

І. Мотивация обучения школьников

   1. Организационный момент.

   2.Сообщение темы и цели урока.

      Только ли для множественного числа употребляется 

      местоимение «вы»? С какой буквы пишется местоимение «вы»,

      если оно употребляется для обозначения единственного числа и 

      является вежливой формой обращения к человеку?

      Почему на одном уроке встретились местоимения ( личные

      ІІ лица и притяжательные «Ваш») и этикет?

 

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Проверка выполнения домашнего задания.
  2. Беседа с учащимися:

Какие местоимения называются личными?

Каковы особенности склонения личных местоимений?

Назовите местоимения второго лица.

Когда употребляем ВЫ в единственном числе?

От чего зависит употребление ТЫ и ВЫ? Приведите примеры.

  1. Групповая работа.

Задание 1.

І группа (ряд) записывает с проектированного на доску стихотворения первую строфу, ІІ группа – 2 строфу, ІІІ – выписывает слова с пропущенными буквами и находит местоимения.

 

Т…атр открывается!

 

К началу всё готово!

 

Б…леты предл…гаются

За вежл…вое слово.

- Ка(с,сс)а, выдай мне б…лет!

- (В,в)аше вежл…вое слово!

- У меня такого нет.

- Ах, у (в,В)ас такого нет? (Не) получите б…лет.

Задание 2.

Ответить на вопросы:

Какое из местоимений указывает на принадлежность?

На какой вопрос оно отвечает?

Какие местоимения называются притяжательными?

 

ІІІ. Восприятие учениками нового материала

  1. Рассмотрение таблицы « Употребление местоимений

Вы, Ваш, ты, твой».

 

Употребление местоимений

           Вы, Ваш уместно:

 

 

 Употребление местоимений

       ты, твой  уместно:

 

По отношению к незнакомому адресату

 

 

По отношению к хорошо знакомому адресату

 

В официальной обстановке общения

 

 

 

В неофициальной обстановке общения

 

 

По отношению к старшему

( по возрасту, положению) адресату

По отношению к равному и младшему адресату

 

 

 

 

 

 

 

                                                    3

 

 

 

 

 

  1. Беседа о записанном стихотворении:

Вежливым ли было обращение к кассиру?

Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения « У кассы»

( в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале, в аэропорту).

Какую форму обращения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся? Какие формы выражения просьбы и благодарности вы используете?

  1. Коллективная работа.

Списать с доски текст, вставляя пропущенные буквы.

Найти притяжательные местоимения, выделить окончания.

Как изменяются притяжательные местоимения?

Вежл…вость предпол…гает искусство человеч…ского общения. В разных языках встр…чается множество вариантов вежл…вого обр…щения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл…вым обр…щением было Ваша светлость, Ваша честь.

  1. Работа с карточками.

На партах лежат карточки с написанными поздравлениями.

По очереди ученики зачитывают поздравления, учитель обращает внимание на правильное оформление поздравления.

  1. Дорогой Боря! Поздравляем тебя с Новым годом! Желаем здоровья, счастья, успехов в учебе. Твои друзья Петя и Ваня.
  2. Уважаемая Анна Ивановна! С Днем 8 Марта Вас поздравляет пятый класс! Ваши ученики.
  3. Дорогая бабушка! Поздравляем тебя с днем рождения! Желаем многих лет жизни, крепкого здоровья! Крепко целуем. Твои внуки Миша и Вася.

 

ІV. Закрепление изученного материала

  1. Выборочный диктант

Выписать из текста местоимения и определить их разряд.

Встречаются люди, которые считают своим долгом всем и каждому «резать правду-матку в глаза». Не выбирая выражений, не считаясь ни с возрастом, ни с психическим состоянием собеседника, они говорят обидные, подчас просто оскорбительные слова и тем самым не помогают человеку избавиться от недостатков, а лишь вызывают озлобление. Между тем любое замечание, сделанное в мягкой,

            тактичной форме, добросердечное пожелание скорее дойдет до

            сознания человека, допустившего ошибку, промах или даже    

            безнравственный поступок, поможет ему исправиться.

       2.  Беседа с учащимися:

            - Что вы узнали о притяжательных местоимениях?

            - Что вы узнали об особенности употребления местоимений ты ( твой)  

               – Вы (Ваш)?

     Оценивание.

V. Домашнее задание:

     Написать поздравительные открытки официальному лицу и маме  или 

     просклонять 4 притяжательных местоимения.

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
17 серпня
Переглядів
60
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку