Развивая ассоциативное мышление, дать учащимся понятие о группах слов по лексическому значению; формировать практические учения и навыки находить и подбирать синонимы, определять общее лексическое значение синонимов; учить систематизировать полученные сведения; избегать неоправданных повторов в речи; развивать языковую и речевую компетентность.
Группы слов по значению. Синонимы (5 класс)
Цели: развивая ассоциативное мышление, дать учащимся понятие о группах слов по лексическому значению; формировать практические учения и навыки находить и подбирать синонимы, определять общее лексическое значение синонимов; учить систематизировать полученные сведения; избегать неоправданных повторов в речи; развивать языковую и речевую компетентность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки с упражнениями, мультимедийный проектор.
Девиз урока:
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а мыслить.
Дружно и плодотворно работать.
ХОД УРОКА
Учитель (читает девиз урока). Ребята, определите своё эмоциональное настроение, используя «смайлики».
Фронтальный опрос
Учитель. Внимательно рассмотрите картинки.
Презентация.
(На экране проецируются картинки). (Слайд № 1).
Учитель. Бывают слова-близнецы, они также одинаковы внешне, но имеют разное лексическое значение, как и близнецы – разный характер, привычки. (Например: коса из волос, коса для косьбы) (Слайд №2)
Бывают слова-братья. Так же, как у братьев сходятся вкусы, к этих слов есть общие компоненты лексического значения. (Например: алый - красный). (Слайд №3)
А бывают слова-враги. Эти слова имеют противоположное лексическое значение. (Слайд №4)
Учитель. А сейчас я прочитаю вам сказку, в которой говорится о теме нашего сегодняшнего урока. (Слайд№5)
«За морями, за лесами, за высокими горами в стране принцессы Лексики, в городе слов, жили добрые жители: Существительное, глаголы и много других слов. Жили они, не тужили. В будни работали на фабрике: составляли предложения, тексты, издавали книги, газеты. А в выходные всегда ходили в гости к своим друзьям.
Однако были и слова, у которых не было друзей, жили они одиноко и весь выходной проводили дома, сидя у окна и глядя на чужое веселье.
С виду они были разные. Но у них были общие интересы, и им нравилось одно и то же. Они часто видели друг друга, но познакомиться боялись.
Узнала принцесса Лексика, что много несчастных, одиноких слов в её стране, и приказала им всем явиться во дворец.
В назначенные день и час собралось много слов на площади перед дворцом. Вышла к ним принцесса и сказала: «Отныне повелеваю всем словам с близким значением жить в дружбе и согласии. Пусть они помогают друг другу и называются …».
Учитель. Как называются слова с общим лексическим значением? (Ответы учащихся: синонимами)
(Продолжение чтения сказки).Обрадовались слова, стали искать себе пару. И вот уже идут, держась за руки, Актёр и Артист, Ученик и Школьник». (Слайд №6)
Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока – синонимы. (Слайд№7)
Учитель. Откройте свои тетрадки и запишите тему урока.
Учитель. Давайте выполним упражнение 175. (Прочитать текст и выписать из него слова-синонимы).
(Подобрать синонимы к словам)
Смелый – отважный
Говорить – рассказывать
Смеяться – хохотать
Воин – солдат
Труд – работа
Спешит – торопится
Весёлый – радостный
Битва – сражение.
Учитель. Но не всегда один синоним можно свободно заменить другим. (Слайд №9) .
Например, для названия планеты употребляется только слово Луна. Кроме того, со словом месяц связывается представление о серповидной форме, а со словом луна – о круглой. (Слайд № 10).
Сравните: полная, круглая луна, но молодой, тонкий месяц.
Учитель. Группы синонимов, обычно образуются из слов одной части речи, например: существительных (врач – доктор – медик);
прилагательных (влажный – мокрый – сырой);
глаголов (говорить- сообщать- высказывать).
Группа синонимов, состоящая из двух и более слов, называется синонимическим рядом. (Слайд№ 11)
Учитель. А сейчас мы с вами поиграем и поищем слова-синонимы.
Физкультурная минутка.
(Учащимся предлагается встать)
Учитель. Давайте поищем слова из темы урока.
Задание: по цепочке составить синонимичные ряды. (Слайд № 12)
Бояться – опасаться, пугаться, ужасаться, тревожиться, беспокоиться и т.п.
Драться – биться, сражаться, воевать, бороться, состязаться и т.п.
Смеяться – улыбаться, хохотать, хихикать и т. п.
Учитель. А теперь давайте заменим все слова в предложении синонимами. (Слайды №13, №14, №15, №16)
Учитель. Употребление синонимов делают нашу речь более точной, яркой и разнообразной, позволяют избегать неоправданных повторов одного и того же слова.
Задание: прочитать текст и найти в нём ошибки. (Слайд № 17).
(учащиеся читают текст, отвечают на вопрос)
Учитель. Давайте исправим ошибки, используя слова для справок. (Слайд № 18). Запишите текст в тетрадь в исправленном виде и подчеркните слова-синонимы).
Работа по карточкам. (Один –два ученика работают индивидуально у доски, а остальные ребята работают в парах).
Карточка 1.
Задание. Спиши и подчеркни синонимы к слову дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
Карточка 2.
Задание. Прочитай слова. Докажи, пользуясь словами для справок, что данные слова – синонимы.
Метель, пурга, буран - . . .
Зной, жара - . . .
Бой, сражение - . . .
Алфавит, азбука - . . .
Слова для справок: высокая температура воздуха, снежная буря, столкновение вражеских воинских частей, перечень букв в определенном порядке.
Карточка 3.
Задание. Прочитай предложения. Выпиши из них синонимы к слову сражение.
1. Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. 2. Я на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь. 3. «Куда это ты такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после побоища!» 4. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? 5. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
Карточка 4.
Задание. Спиши. К именам прилагательным подбери близкое по значению имя прилагательное и напиши его с тем же существительным.
Тихая езда - . . .
Тихий голос - . . .
Верный друг - . . .
Верный ответ - . . .
Ясное небо - . . .
Ясный ответ - . . .
(по группам)
Задание для мальчиков класса:
Составить предложения со словами-синонимами:
ОТВАЖНЫЙ, ХРАБРЫЙ, СМЕЛЫЙ.
Задание для девочек класса:
Составить предложения со словами- синонимами:
СМЕЯТЬСЯ, УЛЫБАТЬСЯ, ХОХОТАТЬ.
Рефлексия.
Опрос-итог.
Заключительное слово учителя: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.
Учитель. Давайте проверим, улучшилось ли ваше настроение после нашего урока. (Слайд № 20).
Я желаю, чтобы у вас всегда было больше положительных эмоций и хорошее настроение. Больше улыбайтесь друг другу.
«На закуску» (кроссворд) (Слайд № 21)
Запишите синонимы к словам
1.Кроха - малыш
3.Пламя - огонь
3.Афиша - реклама
4.Матрос - моряк
5.Стужа - холод
6.Парк - сквер
7.Король – царь
Использованная литература: