Урок "Группы слов по значению. Синонимы (5 класс)"

Про матеріал

Развивая ассоциативное мышление, дать учащимся понятие о группах слов по лексическому значению; формировать практические учения и навыки находить и подбирать синонимы, определять общее лексическое значение синонимов; учить систематизировать полученные сведения; избегать неоправданных повторов в речи; развивать языковую и речевую компетентность.

Перегляд файлу

Группы слов по значению. Синонимы (5 класс)

Цели: развивая ассоциативное мышление, дать учащимся понятие о группах слов по лексическому значению; формировать практические учения и навыки находить и подбирать синонимы, определять общее лексическое значение синонимов; учить систематизировать полученные сведения; избегать неоправданных повторов в речи; развивать языковую и речевую компетентность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки с упражнениями, мультимедийный проектор.

Девиз урока:

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а мыслить.

Дружно и плодотворно работать.

ХОД УРОКА

Учитель (читает девиз урока). Ребята, определите своё эмоциональное настроение, используя «смайлики».

  1. Проверка домашнего задания
  2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

  • Какой раздел языкознания мы сейчас изучаем?(лексикология)
  • Какая единица является предметом изучения в лексикологии?(слово)
  • Какие значения есть у слов?(лексическое и грамматическое)
  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Внимательно рассмотрите картинки.

Презентация.

(На экране проецируются картинки). (Слайд № 1).

  • На какой картинке изображены одинаковые предметы? (Рис. 1)
  • На какой картинке размещены очень похожие предметы? (Рис.2)
  • А на какой картинке вы видите разные предметы? (Рис.3)

Учитель. Бывают слова-близнецы, они также одинаковы внешне, но имеют разное лексическое значение, как и близнецы – разный характер, привычки. (Например: коса из волос, коса для косьбы) (Слайд №2)

Бывают слова-братья. Так же, как у братьев сходятся вкусы, к этих слов есть общие компоненты лексического значения. (Например: алый - красный). (Слайд №3)

А бывают слова-враги. Эти слова имеют противоположное лексическое значение. (Слайд №4)

Учитель. А сейчас я прочитаю вам сказку, в которой говорится о теме нашего сегодняшнего урока. (Слайд№5)

«За морями,  за лесами, за высокими горами в стране принцессы Лексики, в городе слов, жили добрые жители: Существительное, глаголы и много других слов. Жили они, не тужили. В будни работали на фабрике: составляли предложения, тексты, издавали книги, газеты. А в выходные всегда ходили в гости к своим друзьям.

Однако были и слова, у которых не было друзей, жили они одиноко и весь выходной проводили дома, сидя у окна и глядя на чужое веселье.

С виду они были разные. Но у них были общие интересы, и им нравилось одно и то же. Они часто видели друг друга, но познакомиться боялись.

Узнала принцесса Лексика, что много несчастных, одиноких слов в её стране, и приказала им всем явиться во дворец.

В назначенные день и час собралось много слов на площади перед дворцом. Вышла к ним принцесса и сказала: «Отныне повелеваю всем словам с близким значением жить в дружбе и согласии. Пусть они помогают друг другу и называются …».

Учитель. Как называются слова с общим лексическим значением? (Ответы учащихся: синонимами)

(Продолжение чтения сказки).Обрадовались слова, стали искать себе пару. И вот уже идут, держась за руки, Актёр и Артист, Ученик и Школьник». (Слайд №6)

Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока – синонимы. (Слайд№7)

Учитель. Откройте свои тетрадки и запишите тему урока.

  1. Работа по теме урока
  1. Работа со статьей учебника  страница 113(самостоятельное чтение).

Учитель. Давайте выполним упражнение 175. (Прочитать текст и выписать из него слова-синонимы).

  1. Лабораторная работа. (Слайд №8)

(Подобрать синонимы к словам)

Смелыйотважный

Говоритьрассказывать

Смеятьсяхохотать

Воин солдат

Труд работа

Спешит торопится

Весёлый радостный

Битва сражение.

Учитель. Но не всегда один синоним можно свободно заменить другим. (Слайд №9) .

Например, для названия планеты употребляется только слово Луна. Кроме того, со словом месяц связывается представление о серповидной форме, а со словом луна – о круглой. (Слайд № 10).

 Сравните: полная, круглая луна, но молодой, тонкий месяц.

Учитель. Группы синонимов, обычно образуются из слов одной части речи, например: существительных (врач – доктор – медик);

прилагательных (влажный – мокрый – сырой);

глаголов (говорить- сообщать- высказывать).

 Группа синонимов, состоящая из двух и более слов, называется синонимическим рядом. (Слайд№ 11)

Учитель. А сейчас мы с вами поиграем и поищем  слова-синонимы.

Физкультурная минутка.

(Учащимся предлагается встать)

Учитель. Давайте поищем слова из темы урока.

  • Может, они под стул закатились слева (наклоны влево); может, под парту справа (наклоны  вправо)? Может, гости слева видели; может, гости справа знают (повороты)?
  • Упражнения для глаз, интеллекта, пальцев: под счёт «1,2,3,4 и 4,3,2,1» большой палец последовательно надавливает на подушечку указательного, среднего, безымянного, мизинца.
  • Для хорошей работы головного мозга: потереть нос ладошкой, потереть влево 5 -10 раз, вправо – 5-10 раз.
  1. Групповая работа. «Игра в синонимы»

Задание: по цепочке составить синонимичные ряды. (Слайд № 12)

Бояться – опасаться, пугаться, ужасаться, тревожиться, беспокоиться и т.п.

Драться – биться, сражаться, воевать, бороться, состязаться и т.п.

Смеяться – улыбаться, хохотать, хихикать и т. п.

  1. Коррекция предложений.

Учитель. А теперь давайте заменим все слова в предложении синонимами. (Слайды №13, №14, №15, №16)

Учитель. Употребление синонимов делают нашу речь более точной, яркой и разнообразной, позволяют избегать неоправданных повторов одного и того же слова.

Задание: прочитать текст и найти в нём ошибки. (Слайд № 17).

(учащиеся читают текст, отвечают на вопрос)

Учитель. Давайте исправим ошибки, используя слова для справок. (Слайд № 18). Запишите  текст в тетрадь в исправленном виде и подчеркните  слова-синонимы).

  1. Закрепление изученного материала.

Работа по карточкам. (Один –два ученика работают индивидуально у доски, а остальные ребята работают в парах).

Карточка 1.

Задание. Спиши и подчеркни синонимы к слову дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

Карточка 2.

Задание. Прочитай слова. Докажи, пользуясь словами для справок, что данные слова – синонимы.

 Метель, пурга, буран - . . .

 Зной, жара - . . .

 Бой, сражение - . . .

 Алфавит, азбука - . . .

Слова для справок: высокая температура воздуха, снежная буря, столкновение вражеских воинских частей, перечень букв в определенном порядке.

Карточка 3.

Задание. Прочитай предложения. Выпиши из них синонимы к слову сражение.

1. Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. 2. Я на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь. 3. «Куда это ты такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после побоища!» 4. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? 5. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.

Карточка 4.

Задание. Спиши. К именам прилагательным подбери  близкое по значению имя прилагательное и напиши его с тем же существительным.

Тихая езда -  . . . 

Тихий голос -  . . .

Верный друг -  . . .

Верный ответ -  . . .

Ясное небо -  . . .

Ясный ответ -  . . .

  1. Домашнее задание.  (Слайд № 19)

 (по группам)

Задание для мальчиков класса:

Составить предложения со словами-синонимами:

ОТВАЖНЫЙ, ХРАБРЫЙ, СМЕЛЫЙ.

Задание для девочек класса:

Составить предложения со словами- синонимами:

 СМЕЯТЬСЯ,  УЛЫБАТЬСЯ,  ХОХОТАТЬ.

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Опрос-итог.

  1. Что нового сегодня узнали?
  2. Чему научились?
  3. Для кого в сегодняшней теме не осталось непонятных моментов?
  4. Кто считает, что тема понятна не до конца?
  5. Какие моменты вызвали затруднения?

Заключительное слово учителя:  в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

Учитель. Давайте проверим, улучшилось ли ваше настроение после нашего урока. (Слайд № 20).

Я желаю, чтобы у вас всегда было больше положительных эмоций и хорошее настроение. Больше улыбайтесь друг другу.

«На закуску» (кроссворд) (Слайд № 21)

Запишите синонимы к словам

1.Кроха   - малыш

3.Пламя - огонь

3.Афиша - реклама

4.Матрос - моряк

5.Стужа - холод

6.Парк - сквер

7.Король – царь

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке/ Е.И. Быкова, Л. В. Давидюк, Е. И. Снитко, Е. Ф. Рачко.- Киев: Видавничий дім «Освіта», 2013.
  2. «Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка». Журнал «Русский язик и література в школах Украины» № 2 (146), 2010
  3. Русский язик 5 класс. II семестр.- Харьков: Издательская группа «Основа», 2009. (Серия «Мой конспект»)
  4. Александрова З. Е.  Словарь синонимов русского языка. М.; 1986

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
25 лютого 2018
Переглядів
3449
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку