Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе "Технология изготовления куклы-мотанки травницы"

Про матеріал

Предлагается конспект урока по трудовому обучению "Технология изготовления куклы-мотанки травницы". Будет интересен учителям средней школы, руководителям кружков творчества.

Перегляд файлу

 

 

Изготовленрие куклы – мотанки -  Травницы.

 

Тема урока. Технология изготовления куклы-мотанки (травницы).

Цель: ознакомить учащихся с историей куклы-мотанки, ее разновидностями, лечебными свойствами трав, материалами и инструментами для изготовления; развивать творческое воображение, эстетический вкус, координацию движения в процессе изготовления; воспитывать желание изучать и развивать традиции украинского народа.

Тип урока: урок-практикум.

Наглядность: компьютерная презентация, коллекция кукол-мотанок, инструкционные карточки.

Материалы: нитки, ткань, природный материал.

Межпредметные связи: информатика, народоведение, история, биология.

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорних знаний и мотивация учебной деятельности.

Беседа

Моя лялька-мотанка

Ниточкою змотана,

Оберіг мій на землі,

Талісман мені в житті.

 

Из далекой древности к нам пришла таинственная и всемогущая кукла Мотанка. С помощью кукол-оберегов наши предки защищались от злых духов и призывали в свои жилища счастье, благополучие, хороший урожай, здоровье и долголетие для каждого члена семьи.

Кукла-мотанка – знаменитый оберег из Украины.. Сегодня куклу-мотанку знают как украинский оберег – ведь именно на Украине сохранилась традиция ее изготовления

В украинском языке есть выражение «куваты долю», которое весьма выразительно подчеркивает мысль о том, что каждый человек является хозяином своей собственной судьбы. При этом наши предки верили в то, что хорошую судьбу можно пригласить в жизнь, всего лишь отогнав от человека злые силы при помощи магических ритуалов и сакральных оберегов, одним из которых и является кукла - мотанка .

Мы уже знаем, что куклы мотанки делятся на три большие группы.

Вопросы детям. Вопрос. -На какие три вида группы делят куклы-мотанки? ( игровые, обереговые, обрядовые.)

Вопрос. -Для изготовления куклы –мотанки, какие материалы используют?

 

Ответы детей. (сено, солома, дерево, травы, сухие листья, семена, зерна, ткань.)

Вопрос. - Почему нельзя рисовать лицо у кукол-мотанок?

Ответы детей. (чтобы кукла не нанесла вред ребёнку. Боялись, чтобы в куклу не вселился дух конкретного человека.)

Вопрос. - Почему  кое какие куклы - мотанки сжигали.?                                                                     Ответы детей. (сжигая куклу ,сжигали болезни, зло.)

Любая кукла - мотанка  приходит в наш мир в каком-либо  образе  с определенной целью.

. Куклы – мотанки   изготавливали и  изготавливают, вкладывая  в нее  различные  символические значения:  например на счастливую долю.

Презентация « Виды куклы – мотанки»

К изготовлению куклы всегда относились очень серьезно и ответственно, учили этому ремеслу с раннего детства.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать тему «Народная кукла» и изготавливать куклы-мотанки и это кукла – мотанка Травница.  

Травница - её  травой  наполняли  разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит  безотказно.
По  избе  душистый  дух  лета  разносился
Чабреца, шалфея, в  том  способ  излечиться.                                                                                           

Пращуры славились невероятной бодростью духа и богатырским здоровьем. От них и до сегодняшнего времени передалось умение делать из тряпиц куклу-оберег, спасающую от негативной энергии и всяческих болезней. Такая врачевательница укрепляла здоровье обитателей дома. Называли её Кубышкой-Травницей. Помогала куколка всем: от мала до велика, создавала приятное благоухание, успокаивала, укрепляя силу и дух на свершение новых важных дел.

Когда кто-то в семье болел, Травницу укладывали у изголовья  кровати, где лежал этот человек. Люди верили, что так куколка помогала скорее излечиться.

ІІІ. Изучение нового материала.

3.1. Технология изготовления мотанки-травницы.

ІV. Практическая работа. Изготовление мотанки-травницы.

4.1 Техника безопасности при работе с материалом.

4.2. Изготовление мотанки травницы по инструкционным карточкам.( презентация)

 

 

 

4.3. Украшение куклы-мотанки.

4.4. Взаимооценивание выполненной работы.

V. Закрепление изученного материала. Тест на усвоение материала.              1.. В древности игрушки:

а) покупали;

б) делали сами.

2. Какую роль выполняла кукла - мотанка когда в каждой семье?

а) была оберегом;

б) товаром, который можно было продать, купить;

в) обычной игрушкой.

3. Сколько лет существует кукла - мотанка?

 а) более 1000;        

 б) более 100;             

 в) менее 100.

4. в основе куклы?

а) палочка;      б) круг;       в) крест.

5. Куклу - мотанку нельзя:

а) продать, купить;

 б) передавалась от матери к ребенку.

6. Кукла - мотанка является посредником:

а) между мамой и ребенком;

 б) между мужчиной и женщиной;

 в) между живыми и теми, что еще не родились, мистическим миром.

7. Почему нет лица в куклы - мотанки?

а) потому что так лучше, оригинальнее;

б) потому что не умели сделать красивое лицо;

 в) потому что боялись, чтобы в Куклу вселился дух конкретного человека.

8. Почему некоторые куклы сжигались?

а) потому, что уже становилась старой;

б) с сжиганием куклы уничтожались болезни, зло.

9. Кукла - мотанка шьется?

а) да;

11. Каких кукол в доме могло быть больше, их обязательно сжигали?

а) семиручка;

 Б) лихорадка

 в) зерновушка.

12. Какая из кукол давала хозяевам здоровья и богатство:

а) травница      ; б) крупяниця;         в) узловая;             г) утешительница

 

VІ. Подведение итогов урока.

Рефлексия: метод «Микрофон».

важным ли делом занимались?

Что было интересным в работе?

 Узнали что-то новое?

 Сможете кому-то рассказать об этом?

 Каждый рассказывает которую куклу делал, кому подарит?

Рассказать сказку «Приключения куклы-мотанки».                                                                                                       Кукла-мотанка, сделанная своими руками считается одним из самых сильных оберегов.

. VІIІ. Домашнє завдання Узнать от своих бабушек о куклах, которыми они играли в детстве

 

 

 

 

docx
Додав(-ла)
Старова Нина
Додано
27 листопада 2018
Переглядів
1726
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку