Предлагается конспект урока по трудовому обучению "Технология изготовления куклы-мотанки травницы". Будет интересен учителям средней школы, руководителям кружков творчества.
Изготовленрие куклы – мотанки - Травницы.
Тема урока. Технология изготовления куклы-мотанки (травницы).
Цель: ознакомить учащихся с историей куклы-мотанки, ее разновидностями, лечебными свойствами трав, материалами и инструментами для изготовления; развивать творческое воображение, эстетический вкус, координацию движения в процессе изготовления; воспитывать желание изучать и развивать традиции украинского народа.
Тип урока: урок-практикум.
Наглядность: компьютерная презентация, коллекция кукол-мотанок, инструкционные карточки.
Материалы: нитки, ткань, природный материал.
Межпредметные связи: информатика, народоведение, история, биология.
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорних знаний и мотивация учебной деятельности.
Беседа
Моя лялька-мотанка
Ниточкою змотана,
Оберіг мій на землі,
Талісман мені в житті.
Из далекой древности к нам пришла таинственная и всемогущая кукла Мотанка. С помощью кукол-оберегов наши предки защищались от злых духов и призывали в свои жилища счастье, благополучие, хороший урожай, здоровье и долголетие для каждого члена семьи.
Кукла-мотанка – знаменитый оберег из Украины.. Сегодня куклу-мотанку знают как украинский оберег – ведь именно на Украине сохранилась традиция ее изготовления
В украинском языке есть выражение «куваты долю», которое весьма выразительно подчеркивает мысль о том, что каждый человек является хозяином своей собственной судьбы. При этом наши предки верили в то, что хорошую судьбу можно пригласить в жизнь, всего лишь отогнав от человека злые силы при помощи магических ритуалов и сакральных оберегов, одним из которых и является кукла - мотанка .
Мы уже знаем, что куклы мотанки делятся на три большие группы.
Вопросы детям. Вопрос. -На какие три вида группы делят куклы-мотанки? ( игровые, обереговые, обрядовые.)
Вопрос. -Для изготовления куклы –мотанки, какие материалы используют?
Ответы детей. (сено, солома, дерево, травы, сухие листья, семена, зерна, ткань.)
Вопрос. - Почему нельзя рисовать лицо у кукол-мотанок?
Ответы детей. (чтобы кукла не нанесла вред ребёнку. Боялись, чтобы в куклу не вселился дух конкретного человека.)
Вопрос. - Почему кое какие куклы - мотанки сжигали.? Ответы детей. (сжигая куклу ,сжигали болезни, зло.)
Любая кукла - мотанка приходит в наш мир в каком-либо образе с определенной целью.
. Куклы – мотанки изготавливали и изготавливают, вкладывая в нее различные символические значения: например на счастливую долю.
Презентация « Виды куклы – мотанки»
К изготовлению куклы всегда относились очень серьезно и ответственно, учили этому ремеслу с раннего детства.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать тему «Народная кукла» и изготавливать куклы-мотанки и это кукла – мотанка Травница.
Травница - её травой наполняли разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился
Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.
Пращуры славились невероятной бодростью духа и богатырским здоровьем. От них и до сегодняшнего времени передалось умение делать из тряпиц куклу-оберег, спасающую от негативной энергии и всяческих болезней. Такая врачевательница укрепляла здоровье обитателей дома. Называли её Кубышкой-Травницей. Помогала куколка всем: от мала до велика, создавала приятное благоухание, успокаивала, укрепляя силу и дух на свершение новых важных дел.
Когда кто-то в семье болел, Травницу укладывали у изголовья кровати, где лежал этот человек. Люди верили, что так куколка помогала скорее излечиться.
ІІІ. Изучение нового материала.
3.1. Технология изготовления мотанки-травницы.
ІV. Практическая работа. Изготовление мотанки-травницы.
4.1 Техника безопасности при работе с материалом.
4.2. Изготовление мотанки травницы по инструкционным карточкам.( презентация)
4.3. Украшение куклы-мотанки.
4.4. Взаимооценивание выполненной работы.
V. Закрепление изученного материала. Тест на усвоение материала. 1.. В древности игрушки:
а) покупали;
б) делали сами.
2. Какую роль выполняла кукла - мотанка когда в каждой семье?
а) была оберегом;
б) товаром, который можно было продать, купить;
в) обычной игрушкой.
3. Сколько лет существует кукла - мотанка?
а) более 1000;
б) более 100;
в) менее 100.
4. в основе куклы?
а) палочка; б) круг; в) крест.
5. Куклу - мотанку нельзя:
а) продать, купить;
б) передавалась от матери к ребенку.
6. Кукла - мотанка является посредником:
а) между мамой и ребенком;
б) между мужчиной и женщиной;
в) между живыми и теми, что еще не родились, мистическим миром.
7. Почему нет лица в куклы - мотанки?
а) потому что так лучше, оригинальнее;
б) потому что не умели сделать красивое лицо;
в) потому что боялись, чтобы в Куклу вселился дух конкретного человека.
8. Почему некоторые куклы сжигались?
а) потому, что уже становилась старой;
б) с сжиганием куклы уничтожались болезни, зло.
9. Кукла - мотанка шьется?
а) да;
11. Каких кукол в доме могло быть больше, их обязательно сжигали?
а) семиручка;
Б) лихорадка
в) зерновушка.
12. Какая из кукол давала хозяевам здоровья и богатство:
а) травница ; б) крупяниця; в) узловая; г) утешительница
VІ. Подведение итогов урока.
Рефлексия: метод «Микрофон».
важным ли делом занимались?
Что было интересным в работе?
Узнали что-то новое?
Сможете кому-то рассказать об этом?
Каждый рассказывает которую куклу делал, кому подарит?
Рассказать сказку «Приключения куклы-мотанки». Кукла-мотанка, сделанная своими руками считается одним из самых сильных оберегов.
. VІIІ. Домашнє завдання Узнать от своих бабушек о куклах, которыми они играли в детстве