Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных".

Про матеріал
Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Урок разработан на основе технологии обучения грамотному письму Т.Я. Фроловой. Был представлен на городском этапе конкурса "Учитель года"
Перегляд файлу

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

(По технологии Т.Я. Фроловой)

Цели:  Обучающие: ознакомление с правилом написания «Н и НН в суффиксах причастий»; формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия;  формирование умения составлять схему-алгоритм.                                           Развивающие: развивать логического мышления учащихся; умение работать в группах, умение анализировать полученный материал, делать выводы,  применять его на практике.    Воспитательные: воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи; воспитание положительного и внимательного отношения к русскому языку; формировать речевую культуру.                                                        Тип урока: объяснения новых знаний.                                                                                                                                      Метод урока:  проблемный.                                                                                                                Технология: обощнённо-сопоставительные правила Т.Я. Фроловой.              Оборудование:  раздаточный материал для учащихся, мультимедийный проектор, презентация.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Ход урока

  1. Организационный момент. (Число, классная работа)
  2. Актуализации знаний.

1. Закончи предложение

  1. Прилагательное обозначает ……..
  2. Причастие обозначает …………..
  3. Прилагательное отвечает на вопрос…..
  4. Причастие отвечает на вопрос………
  5. Прилагательное образуется от……..
  6. Причастие образуется от ……….                       Проверка

2. Синтаксическая разминка.

Поставьте знаки препинания, дайте характеристику предложению.

                     (Если смарт, то на доске  пишем)

       (Пов., нев., прост, распростр,  двусост., полн.,  усл. однор чл., прич. обор.)

Осенняя кладовка заполненная стеклянными банками картонными коробками сушёными фруктами бездонными бочками с пчелиным мёдом даёт ощущение необыкновенного порядка и спокойствия.

Распределите слова в таблицу с выделенными орфограммами в зависимости от написания.

Н+Н

АН, ЯН, ИН
искл.

ОНН, ЕНН
искл.

Осенняя

картонными

пчелиным 

 

бездонными необыкновенного

 

- Для каких частей речи применимо это правило?

- Почему два слова не вошли в эту таблицу?                      Нужно знать правило.

3. Вывод о теме, постановки цели, формулировка задач.

Тема. Написание –Н- и  –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Задача. Научиться различать отглагольные прилагательные и причастия и правильно писать – Н- и –НН- в суффиксах.

 

 Есть ли что-то непонятное в теме?   Отглагольные прилагательные 

 

 Обратить внимание на отглагольные прилагательные.

Отглагольное

прилагательное

Примеры

Синоним –  прилагательное

рассеянный человек - невнимательный

Степени сравнения

взволнованный человек – более взволнованный

Переносное значение

блестящие  (переносное значение) выступления – прекрасные, отличные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируем.  Устно.

Сдержанное нами обещание. Сдержанное приветствие.

Измученный дорогой путник. Измученный взгляд.

Изысканные возможности. Изысканные манеры.

Составляем пословицы, записываем

Стреляного воробья...   (на мякине не проведёшь).

Пуганая ворона…          (куста боится).
 

  1. Введение знаний.
  1. Проблемный вопрос. Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному?

Тушёные овощи.

Тушённые в духовке овощи.

Потушенные овощи. 

2. Работа в группах

1 группа.  (Вид) Задание: определить вид выделенных слов, объясните написание н-нн.

Кошеные травы (что делали? – косили), купленный товар (что сделали? – купили), решенная задача (что сделали – решили?), глаженая рубашка (что делали? – гладили), сказанное слово (что сделали? – сказали), стираное бельё  (что делали? – стирали). 

2 группа. (Приставка) Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн.

Кошеные травы – скошенные травы. Мощёная улица – вымощенная улица  Резаный арбуз – изрезанный арбуз.

3 группа. (Зависимое слово) Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний  второго столбика? Объясните написание н-нн.

Тканый ковёр – тканный мастером ковёр Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста. Варёный картофель – варённый в котелке картофель.

4 группа (Ованн, еванн) Задание: выделите суффиксы, объясните написание н-нн.

Утрамбованная дорога. Замаскированный дом Фасованные сладости. Рискованный шаг.

  1. Представление выводов.

        Культура речи

Оформление кластера. ЛР. Кластер.

КЛАСТЕР   это графический прием  систематизации материала.

Слово «кластер» в переводе  означает пучок, созвездие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа с рифмовкой и рисунком.

Вот короткая вам справка:

Если в слове есть ПРИСТАВКА,

Есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО,

Мы ДВЕ Н напишем снова.

Если нет условий этих,

Букву Н ОДНУ мы встретим

5. Записываем разбираем.

Волшебная фраза., которая поможет запомнить правило «-нн- и -н- в причастиях и образованных от них прилагательных»

Ношеный (нет приставки и зависимого слова) и долго ношенный костюм совсем не то, что поношенный или неношеный.

(Если смарт, то на доске разбираем орфограммы)

Динамическая минутка.  НН – хлопаем. Н – не хлопаем.

Гашёная известь   гашённая водой

некрашеный пол   выкрашенный пол

Гружёный вагон   гружённый цементом вагон

Белёная хата   выбеленная хата

Кованая решётка            балованный ребёнок

IV. Обобщения первичного  закрепления и систематизации знаний,

1. Прочитай, объясни написание. С помощью НЕ придай отрицательное значение.         Устно                                                                                    Печёные яблоки, печённые в духовке яблоки, испечённые яблоки, жареный картофель, жаренный с грибами картофель, картофель поджаренный,  толченый сахар, толчённый в ступе сахар, растолчённый сахар.

2 Запиши и объясни свой выбор. (можно устно)

1) ФасоваННые продукты Вид, 2) вычищеННый колодец,    3) куплеННый в магазине подарок,  4) вязаНый шарф,              5) гружёНые повозки,     6) свареННый в котелке суп,            7) неезжеНые дороги, 8) куплеННый карандаш Вид.

3. Запиши в два столбика (под диктовку – номер словосочетания.

1. Собранный урожай, 2. рассеянные семена, 3. вареное яйцо, 4. книга напечатана, 5. выжженная степь, 6. моченое яблоко, 7. подрезанные деревья, 8. некошеный луг, 9. письмо отправлено,  10. раненый боец.

Ответы.     НН -  1, 2, 5, 7,    Н – 3, 4, 6, 8, 9. 10

4. Замени Н на НН  (по вариантам)

Точёный – выточенный          - точёный на станке

Мочёный – вымоченный        - мочённый в кадке

Сушёный – высушенный       - сушённый на солнце

Печёный – испечённый           - печёный в печи            Проверка устно

V. Подведения итогов обучения,  оценка работы.         

1. Возвращаемся к проблемному вопросу.

   Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному?

Тушёные овощи.

Тушённые в духовке овощи.

Потушенные овощи. 

  1.   О чём мы сегодня говорили?
  2.   Что нового узнали?

 

          2. Проверь себя со взаимопроверкой.

 

  1. Зва..ые гости,
  2. покраше..ый пол,
  3. пута..ый ответ,
  4. запута..ые верёвки.
  5. кова….ый забор
  6. сушё…ые на окне листья
  7.  запечё..ая рыба,
  8. зажаре..ая в сметане рыба,
  9. жаре..ые грибы,

10. воспита…ая девочка

 

VI. Определение домашнего задания.  Параграф 43

Упр. 306 (кто недостаточно разобрался в теме) списать, обозначить графически;

 Упр. 308 кто уверен в своих силах. Вставить буквы объяснить графически.

 

 

5. Работа с текстом.

Рано утром Буратино положил азбуку в сумочку и побежал в школу. По дороге он даже не смотрел на сласти, выставле..?..ые в лавке. Там были маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки,  леденцы в виде петухов, насаже..?..ых на палочку.

Буратино увидел украше.?..ый разноцветными флагами балаган. Он купил билет, сел в первом ряду и с восторгом глядел на опуще..?..ый занавес. Ударил колокол, и занавес поднялся.

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
25 серпня 2019
Переглядів
3863
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку