Конкурс знатоков русского языка ( 7 класс)
Цель: повторить полученные знания; закрепить материал по темам: «Лексика. Орфография. Морфология.»; воспитать внимание, наблюдательность, культуру речи и общения.
1.Оргмомент. Приветствие участникам конкурса. Представление команд и жюри. Название конкурса
2. А первым оцениваемым конкурсом будет представление команд 1.(название, девиз)
3. Раз уж мы заговорили об орфографии, то следующий конкурс и будет :
2.Конкурс. Исправьте ошибки.
1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)
2.Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)
3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)
4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.
5. Вдали показалась стая уток и зайцев.
6.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)
3.А следующий конкурс состоит в том, чтобы найти: Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!
4. Далее всё просто –вспомним детство и ... конкурс. Хитрые загадки.
1. Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке?
(Средняя часть - л-иней-ка)
2.Какой овощ всегда с собою носит черепаха?
(Репу - черепаха)
3. Какое животное жить не может без уроков?
(Сурок)
4. Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?
(Рис - турист)
5. Какие насекомые всегда кружатся в хороводе?
(Оводы - хоровод)
6. Какие конфеты, любимые многими детьми, содержат мел?
(Мармелад и карамель)
7. С какой рыболовной снастью всегда почему-то ходит оленевод?
(С неводом - оленевод)
8. Какого хищного зверя всегда можно увидеть в телевизоре, даже в выключенном?
(Льва - телевизор)
9.Когда руки бывают местоимениями?(Когда они вы-мы-ты)
10.Какое слово в русском языке имеет 5 О? (Опять)
11.Чем кончается День и Ночь? (ь)
12.Какие местоимения портят дорогу? (Я-мы)
13. С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получились сразу утро, день, вечер, ночь? ( С утки)
14.Какие вы знаете слова в русском языке, состоящие из половины буквы? (поле, пола, полы, Поля)
15.Кто говорит на всех языках? (Эхо)
5.Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
По лексическому значению определите, о каком слове идет речь.
1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
2. Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)
3. Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)
4. Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)
5. Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)
6. Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
6.Конкурс «Старая сказка, да на новый лад»
Придумайте за одну минуту новый финал народным сказкам:
«Репка», «Колобок», «Сестрица Аленушка», «Царевна-лягушка»
7.А пока команды думают, конкурсов капитанов:
Я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.
1. Мыльня – баня
2. Представщик – актер
3. Говядо – скот
4. Топталище – тротуар
5. Лечезнание – медицина
6. Ветродуй – вентилятор
8.Ваши домашние задания: напоминаю, Вы должны были изобразить любую часть речи, а соперники понять, какую именно
9. конкурс «Собери скороговорку ( 2 балла)
Представители команд выбирают конверт с заданием: из отдельных слов надо собрать известную скороговорку и произнести ее ПАРОЙ.
1.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
2.Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.
3.Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
10.Задание: взвесить лексическое значение на весах разума и назвать слово.
1. Это слово произошло от немецкого выражения «Ich liebe Sie» (их либе зи) – лебезить
2. Где на земном шаре находится самый обширный Медвежий угол? – Арктика, от греч. арктос – медведь
3. переведите на русский со словенского словосочетание «mlado leto» - весна
4. Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»? – икебана
5. Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? – земляника
6. Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк» - копилка
11. Последний завершающий конкурс.Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы или антонимы:
1. Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции пациенту)
2.Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)
3.Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)
Жюри подводит итоги, награждение победителей
Назва конкурсу |
Кількість балів 7-А кл. |
Кількість балів 7-Б кл. |
Кількість балів 7-В кл. |
1)Знайомство(2б.,назва.девіз) |
|
|
|
2) Виправь помилку 2 б. |
|
|
|
3) Знайди фразеологізми-13б |
|
|
|
4)Загадки- 5 б. |
|
|
|
5)Значення слів-2 б. |
|
|
|
6)Конкурс казок- до 5 б. |
|
|
|
7)Конкурс капітанів- 2 б. |
|
|
|
8)Домашнє завдання-3 б. |
|
|
|
9)Збери скоромовку-2 б. |
|
|
|
10)Лексичне значення -2 б. |
|
|
|
11)Сіноніми-антоніми-2 б. |
|
|
|
Підсумки: |
|
|
|
1.Заниматься ему ничего не мешало.
2.Обоими руками, обеих концов.
3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком.
4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.
5. Вдали показалась стая уток и зайцев.
6.В пустыне многие животные бросаются в спячку.
1. Врач прописал уколы пациенту? -синонимы
2.Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило?
3.Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша?
Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!
Карл у Клары украл
кораллы, а Клара у
Карла украла кларнет.
Королева Клара строго
карала Карла за кражу
кораллов.
Карл у Клары украл
рекламу, а Клара у
Карла украла бюджет.
«Репка», «Колобок», «Царевна-лягушка»