Тип урока -совершенствование знаний и способов деятельности.на теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли научного стиля; формировать умение определять лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля , работать с текстами разных типов речи, стилей и жанров. Цели -Оборудование-учебник, дополнительный раздаточный материал, компьютер
У древнегреческого ученого Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Умение говорить, правильно высказывать свои мысли, одно из главных критериев удачного будущего. Вам предстоит определиться с выбором профессии, учиться в учебном заведении, и эти знания и умения, надеюсь, вам помогут. Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания - храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.
Значение слова СТИЛЬ в Толковом словаре Ожегова(греч. stylos, букв. палочка с острым концом для писания на навощенных дощечках). стиль1.- совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или ин ых идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Пример: Стили художественной литературы. С. пушкина. Публицистический с. Высокий с.***2. - совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающие собой единство какого-нибудь направления в творчестве. Пример: Национальный с. в живописи. Архитектурные стили.***3. - метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Пример: С. в работе. С. руководства. С. плавания. С.- это человек (посл.).***4. - способ летосчисления. Пример: Старый с. (так наз. юлианский календарь). Новый с. (так наз. григорианский календарь). По новому стилю.
Научный стиль. Сфера применения: 1. Научная статья 2. Монография 3. Диссертация 4. Энциклопедии 5. Справочники 6. Словари 7. Учебная литература 8. Научные доклады 9. Лекции. Основная задача научного стиля –предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. Стилевые черты:-логичность изложения-отвлеченность и обобщенность-объективность
Лексика. Состав слова. Морфология. Синтаксис. Основной тип речи - термин-однозначность слова-частая повторяемость ключевых слов-отсутствие образных средств- интернациональные корни. Приставки. Суффиксы- суффиксы, передающие отвлеченные значения- преобладание существительных- частое использование абстрактных отглагольных существительных- неупотребительность местоимений Я, ТЫ и глаголов 1-2 лица ед. числа- неупотребительность восклицательных частиц и междометий- прямой порядок слов- широкое использование с/с «сущ. +сущ. в Р.п.»- преобладание неопределенно-личных и безличных предложений- редкое использование неполных предложений- обилие сложных предложений- частое употребление причастных и деепричастных оборотов. Рассуждение, описание
Лингвистическое наблюдение. Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов. В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов. Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д. И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний. В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”. Вторая служба – педагогическая деятельность. Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства.“Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого.
Сто пятьдесят лет назад, когда Д. И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через уран.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕДайте сравнительное научно-популярное (понятное для каждого читающего) описание одного из вариантов по вашему выбору: а) микроскопа и телескопа; б) бинокля и лупы; в) компьютера и ноутбука. Во всех случаях необходимо описать признаки сходные и различные, сформулировать емкое, экономное по форме и достаточно полное по содержанию определение предмета.