5 класс
Тема. Слова-синонимы и слова-антонимы
Цель урока: дать учащимся понятие о синонимах и антонимах, научить толковать значения синонимов и антонимов; формировать умения определять лексическое значение слова по контексту и словарю, работать с толковым словарём, умение критически мыслить; совершенствовать культуру речи; прививать любознательность, стремление серьёзно относиться к увлечениям.
Тип урока: комбинированный урок.
5 класс Урок № 42
Тема. Слова-синонимы и слова-антонимы
Цель: дать учащимся понятие о синонимах и антонимах, научить толковать
значения синонимов и антонимов; формировать умения определять лексическое значение слова по контексту и словарю, работать с толковым словарём, умение критически мыслить; совершенствовать культуру речи; прививать любознательность, стремление серьёзно относиться к увлечениям.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, толковые словари.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упр. 384 на с. 147)
2. «Закончи предложение»
«Слово — это …».
«Лексикология — это …».
«Лексика — это …».
«Лексическое значение слова — это…».
«Определить лексическое значение слова можно…».
«Прямое значение слова…».
«Переносное значение слова…».
«Однозначными называют слова…».
«Многозначными называют слова…».
ІІІ. Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
ІV. Восприятие и усвоение нового материала
1. Анализ отрывков из стихотворений (упр. 385 на с. 148; в парах)
2. Ознакомление с теорией
- объединение учащихся в две команды с помощью карточек синонимы-антонимы (с опорой на знания по украинскому языку)
- работа в группах (составление постера: определения синонимов и антонимов, примеры)
- представление результатов работы групп
- самопроверка (учебник, с. 148)
3. Частично-поисковая работа (упр. 386 на с. 148–149)
Составьте вопросы к тексту и задайте их друг другу. Подберите ответы на вопросы из текста.
V. Закрепление изученного материала
1. Выполнение тренировочных упражнений
(упр. 388, 389 и 390 на с. 150; работа в группах)
2. Составление диалога с использованием синонимов
(упр. 391 на с. 150; работа в парах)
Физкультминутка
Учащиеся становятся в круг и по очереди называют свое имя и прилагательное, которое ассоциируют с собой (обязательно показывают жестами, мимикой) и которое начинается на первую букву имени. Усложнение – все прилагательные должны быть синонимами.
3. Выполнение тренировочных упражнений
(упр. 392 и 393 на с. 151; работа в группах)
4. Игра «Отгадай»
Учащиеся объединяются в пары и демонстрируют без слов антонимическую пару, например, быстрый и медленный, остальные ученики отгадывают.
VI. Систематизация и обобщение знаний и умений
Опрос по теме урока
Назовите ключевые слова по учебной и речевой темам урока.
Составьте диалог (по 2-3 реплики), в котором поделитесь впечатлениями о данном уроке (работа в парах).
VII. Домашнее задание
Выполнить упр. 395 на с. 151.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Интерактивное упражнение «Три предложения»
Составьте высказывание на основе трёх предложений.
На уроке мне было интересно…
У меня получилось…
Мне было трудно…
IХ. Дополнительный материал к уроку
Игра-упражнение «Переводчик». Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.
1. Доктор прописал пациенту инъекции (врач прописал больному уколы).
2. Разъярённая вьюга замела тропинки (жгучая метель завьюжила дорожки).
3. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания (постовой укрылся от
дождя под крышей дома).
4. Игра «Кто быстрее». Подобрав к словам антонимы, вы сможете отгадать слово по первым буквам новых слов.
Грязный — (чистый).
Искусственный — (естественный).
Трусливый — (смелый).
Мягкий — (твёрдый).
Грубый — (нежный).
Замкнутый — (общительный).
Слабый — (сильный).
Светлый — (тёмный).
+ ь
Ответ: честность.