I. Организационный момент II . Слово учителя Слайд 1 Учитель. Сегодня у нас необычный урок, потому что мы попытаемся спасти героя мультфильма « В стране невыученных уроков» Витю Перестукина от сурового приговора и поможем ему вернуться домой.
Слайд 2 Учитель. Итак, жил- был мальчик Витя Перестукин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Витя получал по этому предмету плохие отметки (мультфильм). Давайте поможем Вите и совершим сказочное путешествие к берегам удивительной страны Лексика. Компасом будут служить ваши знания. Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза –
Слайд 3 Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах.
Учитель. Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А поскольку урок у нас сказочный, то и “завести” корабль можно только сказочным путём. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажете всё, что вы знаете, о лексике. Итак, вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой? Учащиеся отвечают. Слайд 4 (Лексика (от греч. “лексис” - слова, выражения, оборот)- весь словарный состав языка , совокупность всех слов русского языка). Учитель. Как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология) (гр. lexicos – словарный + logos -учение). Как называется наука о языке? Лингвистика. Ну а теперь начинаем путешествие.
Слайд 5 Зеленый и таинственный Средь моря остров спит. И надо нам единственный Путь выбрать, что лежит Через моря Познания На горы Мастерства, Минуя очень топкие Опасные места. В стране далекой Лексике Ищите те пути, Которые вас к знаниям Помогут привести.
Слайд 6 Учитель. Моря и реки омывают нашу страну. И только водным путем мы можем достичь цели. Послушайте внимательно этот стихотворный отрывок и ответьте на вопрос: Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?
Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна… И знакомая страна Вот уж издали видна Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Ученики. «Судно» и «корабль» – это слова – синонимы, они используются для большей выразительности . Учитель. Какое общее значение имеют эти слова? Ученики. Транспортное средство для перевозки людей и грузов. Учитель. В чем отличие? Ученики. «Судно»- плавучее средство, а «корабль»- морское судно и второе значение - летательный аппарат. Учитель. Вот мы и встретили первых жителей волшебной страны - синонимов. Слайд 7 Учитель. Что же такое синонимы? (Синонимы (гр. Synonymos (греч.)син-одно, оним-имя)– это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию).
Давайте поможем Вите Перестукину справиться с первым заданием.
Слайд 8
Учащиеся получают задание прослушать стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами.
Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт Мы называем все… (антракт - краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).
Учащиеся дают толкование слова, записывают его в тетрадь. Учитель. Это слово пришло к нам из французского языка (entre- между и acte- действие)
Слайд 9 В борьбе, в труде устали слишком, Дают уставшим… (передышку)-непродолжительный перерыв. После урока непременно нужна ребятам… (перемена)- перерыв между уроками На время что-то прекратив, Мы объявляем… (перерыв)
Учитель. Чем являются эти слова?
Синонимами. Определите лексическое значение этого слова ( промежуток времени, на который прекращается работа). Запишите это слово. Учитель. Составьте предложение со словом перерыв.
Слайд 10 Учитель. Следующее задание. Найти синонимы в приведенных отрывках из «Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?
Вот пошел он к синему морю; Видит,- море слегка разыгралось… Вот пошел он к синему морю; (Помутилося синее море)… Пошел старик к синему морю; (Не спокойно синее море)… Старичок отправился к морю, (Почернело синее море)… Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря… Ученики. Изменяется море от спокойного до состояния бури.
Слайд 11 Перед последним заданием учитель предлагает посмотреть отрывок из мультфильма «Пластилиновая ворона» и, закончив предложение из отрывка мультфильма, отгадать, о чем пойдет дальше речь (о портрете).
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ……ПОРТРЕТ. Учитель. Это словарное слово, запишите его, оно пришло к нам в Петровскую эпоху из французского языка (portrait) и обозначает буквально «нарисованное, выставленное», а в русском языке имеет значение « Изображение на картине или фотографии какого-нибудь человека».
Слайд 12 Учитель. Да, действительно, сейчас речь пойдет о портрете Елены Николаевны Арсеньевой, которая была воспитанницей Смольного института благородных девиц и фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Эта картина написана известным русским художником-портретистом Владимиром Лукичом Боровиковским. Ему позировали вельможи, генералы и даже Екатерина II. Наша задача внимательно рассмотреть картину художника и дополнить предложения на месте пропусков подходящими словами-синонимами. Вы можете воспользоваться словами для справки, а также цветными иллюстрациями, на которых изображен портрет Арсеньевой.
Слайд 13 На нас смотрит симпатичное,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное,…настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно,…смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой. Платье девушки из прозрачного,… материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный,…вкус. Ощущение радости,… остается от этой картины.
Слова для справки: задорная, кокетливая, с хитринкой; приятное, милое; просвечивающий, просторный; веселый, задорный, оживленный, радостный, ликующий, сияющий, лучезарный, светлый; бодрый, оптимистичный; утонченный, тонкий; отрадный, милый; ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни.
Вывод: Для чего нужны синонимы? Может, можно обойтись без них? Каковы функции синонимов? (Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов, обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной).
Слайд 14 Учитель. Ну вот , мы и миновали царство Синонимов. Пора двигаться дальше. По дороге на гору Мастерства мы должны преодолеть еще одно королевство. А для этого нам нужно ещё много сил. Поэтому сейчас физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Слайд 15 Учитель. Ой, ребята, посмотрите, я нашла около доски какую-то записку. Давайте прочитаем ее.
«Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас в нашем королевстве! Предлагаем выяснить значение следующих слов (жара - горячий, сильно нагретый воздух, зной; холод - воздух низкой температуры). Если вы это правильно сделаете, то назовете наше королевство».
Слайд 16 Учитель. А как оно называется?
Правильно, королевство Антонимов. А что такое антонимы? (антонимы (греч. Анти- против, оним-имя)- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
Слайд 17 Учитель. И вот, первое задание Вите Перестукину в королевстве Антонимов.
Нас ждет время игры. Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы должны произнести антоним к этому слову. (игра в мяч) Послушайте стихотворение Д.Чиарди «Еще одно эхо?» И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь ….НИЗКО Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь ….БЛИЗКО Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь …ПОЛ. Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты ….НАШЕЛ Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ Теперь НАЧАЛО я скажу. Ну отвечай …КОНЕЦ
Слайд 18 Учитель.
7.Следующее задание -доскажи пословицу: - Корень учения горек, а плод его …сладок - Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает - Ученье – свет, а неученье - …тьма - Мягко стелет, да …жестко спать - Не бойся врага умного, а бойся друга …глупого - Знай больше, говори …меньше. - Лучшая вещь новая, лучший друг - …старый -Легко сказать, да…трудно доказать - Правой рукой строит, а левой…разрушает Учитель. Разберите слова « строит» и « ласточка» по составу.
Один ученик разбирает на доске, остальные пишут.
Потом учащиеся смотрят запись и определяют, соблюден ли учеником порядок морфемного разбора.
Слайд 19 Учитель. Следующее испытание (самостоятельная работа по вариантам) Подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы.
Ответы записать в тетрадь. 1 вариант: Легкий рюкзак (пустой, полный), легкая задача(простая, сложная), легкий( слабый, сильный ) мороз; 2 вариант: большие дети ( взрослые, маленькие), большой успех( крупный, незначительный),большой вопрос( важный, неважный, незначительный, маловажный) Учитель. Короли-антонимы оказались очень суровыми правителями, и они никак не хотят отпускать Витю домой без выполненного домашнего задания.
Ребята, а вы выполнили домашнее задание? (проверка домашнего задания)
Слайд 20 Учитель.
Все испытания закончены, и Витя Перестукин возвращается домой (мультфильм) А наш корабль благополучно движется к цели.
Слайд 21
Рефлексия. Учитель. Вы должны оценить свою работу на уроке и качество урока при помощи цветных квадратиков, выбирая определенный цвет.
Итак, если вы считаете, что сегодня на уроке вы работали хорошо, и урок вам понравился, вы выбираете голубой квадратик, если вы работали хорошо, но урок не понравился, то вы выбираете зеленый квадратик, если не довольны собой, но урок понравился, то вы выбираете розовый квадратик, если не довольны собой и урок не понравился, то оранжевый квадратик. Учитель.
- Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.) - Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.) - Какие понятия мы повторили? Синонимы. Антонимы. - Что нового узнали?
Учитель
Пока наш корабль движется к родным берегам, вы записываете домашнее задание на выбор (на слайде 22):
Дифференциация: 1. Записать 6 пословиц с антонимами. 2. Нарисовать страну Лексику. 3. Написать рассказ на школьную тему, используя синонимы, антонимы.
4. Нарисовать словесный потрет своего друга(подруги), используя синонимы.
Молодцы, ребята! Вы отлично поработали!
Оценки за урок. Удачного вам дня!
|