Конспект урока " Страницы жизни и творчества Анны Ахматовой"

Про матеріал
В конспекте урока в неординарной форме подан материал о жизни и творчестве А.Ахматовой.
Перегляд файлу

Из опыта работы

 

                Конспект

                 урока зарубежной         литературы,

                   11 класс

Тема: «Страницы жизни и творчества Анны Ахматовой»
 

 

 

 

 

Учитель: Лемзякова И. Е.

Троицкий лицей

 

 Тема: Страницы жизни и творчества А. А. Ахматовой. Акмеизм – вершина творчества поэзии А.Ахматовой

Цель:  расширить знания о жизни и творчестве А. Ахматовой, показать богатый духовный мир поэтессы, противоречивость её мировоззрения,  углубить понимание понятия акмеизм, развивать  интерес к поэзии , воспитывать  чувства эстетического наслаждения от чтения и осмысления лирики, желание быть полезным людям, всегда оставаться человеком

Поэт не человек, он только дух-

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух,

Всё видит, слышит, всем владеет.

А.Ахматова

Ход урока

I.Мотивация учебной деятельности.

1. Стихотворение  «Мне голос был…» читает А.Ахматова

II. Сообщение темы и цели урока.

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Времена не выбирают. В них живут и умирают. Нам сегодня будет важен не финал, а начало этой мысли.

 В них живут со всеми вытекающими из повседневной жизни последствиями.

 Поэт Наум Коржавин сказал однажды: «Время дано. Оно не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем». Порой время тебе помогает и ты уверен: «Это твое время!» Время может помочь взлететь, а может низвергнуть. Порой ты подчиняешься времени и теряешь себя или наоборот – входишь с ним в конфликт и выигрываешь.

 Сто тридцать  лет назад вошла в такой конфликт и выиграла Анна Андреевна Ахматова. Мне хотелось бы, чтобы сегодня на уроке, помимо получения новых знаний, вы открыли для себя личность, у которой захотите поучиться нежно и верно любить, стойко и мужественно принимать испытания жизни, не роптать и в любых ситуациях оставаться самим собой.

 Давайте всмотримся в портрет этой женщины. Что можно сказать об этом человеке?( СЛАД с портретами)

 (Ответы учеников.)

 Учитель. За несколько лет до смерти Ахматову принимали в Лондоне – вручали почетную мантию доктора Оксфордского университета.

 Британская пресса писала: «Сегодня Оксфордский университет присудил степень доктора литературы величайшей из современных русских стихотворцев, 76-летней Анне Ахматовой».

 К. Чуковский, встречавший Ахматову из Лондона, скажет: «Ей не нужно было ничего забывать, не от чего отказываться».

 В последние годы жизни А. Ахматова обратилась к своей биографии, стремясь закрепить в слове то, что отчеканилось судьбой. В одной из автобиографий Ахматова пишет: «Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, Эйфелевой башней».

(СЛАЙД)

 В то лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889 год. Пригород Одессы. Ночь ее рождения была ночью на Ивана Купала – 23 июня. Этот древний таинственный праздник, когда единственный раз в году распускается волшебный цветок папоротника, приносящий счастье тому, кто его отыщет и сорвет.

 Назвали девочку Анной в честь бабушки – татарской княжны Ахматовой.

 Нашла ли Аня цветок – неизвестно, потому что жизнь ее была бесконечно счастливой и глубоко трагичной:

В то время я гостила на земле,

Мне дали имя при крещенье – Анна.

 Детство. Семья многолюдная и неблагополучная. Дом не был теплым гнездом. Многолетний конфликт между отцом и матерью, приведший в конце концов к разрыву, не прибавил детству светлых красок. Книг в доме не держали, правда, отец был знаком с Достоевским. В многолюдье – вечное одиночество.

    «И не был мил мне голос человека, а голос ветра был понятен мне»,- скажет Анна Ахматова об этой поре.

      Отсюда, из детства, поселятся и до конца дней будут жить и питать творчество древний Херсонес, тёплое южное море -  место, где свят и светел каждый камушек, где царствовала Муза, где жил в те годы поэт и учитель Анненский.

      Здесь в 11 лет она написала свои первые стихи. И потом, скитаясь, писала их свою жизнь. Узнав о поэтических опытах дочери, отец потребовал  не срамить его имени.

      « И не надо мне твоего имени»,- ответила непокорная дочь и превратилась из Ани Горенко в Анну Ахматову, взяв фамилию бабушки.

   …В это же время жил на земле Коля Гумилёв. Он родился в 1886 году в Крондштадте. Запах моря с детства поселил в его душе страсть к путешествиям. Вскоре его семья переезжает в Царское Село, где 8-ми лет от роду он начал писать стихи.

     Учёба в Сорбонне, путешествие по Африке, Египту, охота  в джунглях на буйволов, львов и леопардов…

     Честный, мужественный, отважный. Он получит два Георгиевских креста, станет теоретиком акмеизма и будет расстрелян советской властью. Но это будет позже…

     А пока Ане 14 лет.  Канун Рождества 1903 года. Аня с подругой шли в магазин и столкнулись с братьями Гумилёвыми. Николай проводил Аню домой.

     Она – очень высокая и стройная, с прямыми густыми волосами, на бледном лице – серые глаза.

      Он -  нескладный, закомплексованный юноша, изо всех сил старавшийся предстать сильным  и ни на кого не похожим.

      Николай Гумилёв не произвёл на Аню особого впечатления, зато она с этого дня на целое десятилетие стала центром его жизни и его поэзии. Анна несколько раз отказывалась стать его женой. Он бежал от неё подальше, в Париж, в Египет. Забыть Анну он не мог. Они обвенчались в 1910 году в Киеве.

( СЛАЙД)

Из логова эмиева,

Из города Киева

Я взял не жену, а колдунью.

Я думал – забавницу

Гадал – своенравницу

Весёлую птицу – певунью…

  1. Работа над поэзией А.Ахматовой. Этапы творческого пути.

(СЛАЙД -1 этап)

В это время А.Ахматова издаёт свои первые сборники стихов.Первый сборник стихов «Вечер» вышел в 1912 году. Критика встретила его благосклонно. Ранние стихи Ахматовой наполнены любовью, радостью встреч и горечью разлук, несбывшимися надеждами. Она открывала читателю тончайшие оттенки человеческих чувств, но говорила о них без прикрас, совсем просто, ясно, даже буднично. Это придавало ее стихам особую прелесть и обаяние.

(СЛАЙД «Сжала руки» - читает автор)

Ахматова всегда, особенно в своих ранних произведениях, была очень тонким и чутким лириком.

      В стихотворении  «Любовь» есть такие строки:

На что мы обращаем внимание?

Любовь – чувство абсолютно земное.

Но я сказала «акмеизм»? О чём  это я?

3.Словарная работа с литературоведческими терминами.

(СЛАЙД – акмеизм)

Ученик. Акмеизм – первоночальноадамизм – одно из самых ярких поэтических направлений в России начала XX века.

 Слово появилось от греческого «акме» - расцвет, высшая степень, острие.

 Все пошло с создания в 1911 году «Цеха поэтов», лидерами которого стали Николай Гумилев, Сергей Городецкий, секретарем – Анна Ахматова, что позволило язвительному критику тогда же окрестить их «два Адама и тощая Ева». Рабочей комнатой стал «Цех поэтов».

 В 1913 году Гумилев и Городецкий опубликовали в журнале «Аполлон» свои манифесты, заявив о создании нового направления.

 Для этого модернистского направления характерно:

  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  • отказ от мистичности, принятие земного мира в его многообразии красочности;
  • стремление придать слову точное значение;
  • предметность и четкость образов,  деталей;
  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.

Второй сборник стихов Ахматовой  «Чётки» 1912-1914 годы имел огромный успех. Он переиздавался восемь раз. Она стала известна по всей России, а многие стихи этого периода переведены на иностранные языки.

Стихотворение «Сколько просьб у любимой всегда…»

Учитель.

 Н. Гумилев дал Анне среду, столь необходимую профессиональному поэту. Она родила ему сына Льва и старалась быть хорошей женой, и от всех хороших жен отличалась тем, что не занималась хозяйством, а писала стихи. Гумилеву это и понравилось – он первый понял цену ахматовским строкам.

 Двум поэтам – крупным, свободолюбивым личностям, трудно ужиться в одном гнезде.

 Житейским контекстом  стихотворений этого периода был разрыв с Гумилевым.

Стихотворение «Ты письмо моё , милый , не комкай»

 В первом браке завяжется тугой узел судьбы, который Анна Андреевна не сможет разрубить до конца дней. Сын Лев – неординарный мальчик, с малых лет до старости будет высчитывать проценты времени, когда мать думает о нём. В потере лучших лет, отнятых тюрьмой и ГУЛАГОМ, он обвинит её.

      «Я дурная мать», - скажет Ахматова. Дурной матерью она не была. У неё на земле была ещё одна трудная роль – поэт. В стихотворении этого же цикла «Чётки» намечается важный для Ахматовой момент Божьего наказания.

(СЛАЙД – 2этап)

  1914 – 1917 годы выходит следующий сборник – «Белая стая». Есть основания полагать, что именно с этого сборника начинается поворотный момент в творчестве Анны Ахматовой.

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал -  истратил слишком много,

Неистощима только синева

Небесная и милосердье Бога.

      В цикле осмысливается свобода, жизнь, смерть. Вера помогла ей выжить в самые страшные дни жизни (расстреляли мужа, оставили без печати, хлеба). Вера даровала ей такое всепрощение, которое, казалось, непосильно человеку. А.Ахматова  добавляет тему  поэта и поэзии,  тему Родины.

В лирике  этого периода звучат  и философские размышления.

Стихотворение «Уединение»

В стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет:

    Стихотворение «Молитва»

( СЛАЙД – 3 период)

          3 период – период творческой изоляции.Звучит  тема патриотизма  и смысла жизни.

«Ахматова принадлежит к числу тех немногих поэтов, каждая

строчка которых есть драгоценность», – писал  Г.В.Иванов В цикле стихотворений «Подорожник»,«AnnoDomini» Анна приобщается к судьбе России, беда Ахматовой -  к общей беде Родины.

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам …»

 

       Из воспоминаний Станислава Куняева. « В одном из австралийских университетов в среде русских преподавателей я прочитал вслух знаменитое стихотворение « Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам», надеясь на душевную беседу. Но вдруг одна из женщин яростно предъявила обвинение Ахматовой в том, что она чуть ли не большевичка, прислужница режима, предательница Родины. Мы уверены, что предатели те, кто эмигрировал. Они -  в том, что предатели все, кто остался. Она любила не режим, она любила Родину».

         В 1961 году написано небольшое стихотворение « Родная земля». Оно является подтверждением её любви к Родине.

Стихотворение «Родная земля»

       Так мог написать лишь человек, любящий землю.

(СЛАЙД – 4 этап)

  1. – 1940 – пишется поэма «Реквием». /Запись в тетрадях/

 Она впервые напечатана у нас в стране в  1987 году.  

В поэме звучит тема исторической памяти; она посвящена жертвам сталинских репрессий.

    1935 – 1940 – страшные годы ежовщины, когда в тюрьмы были брошены лучшие люди страны.(1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Николай Иванович Ежов, в народе время его управления в НКВД позвали «ежовщиной»).

 Был брошен в тюрьму и её единственный сын.В 1961 году Анна Ахматова напишет строки, ставшие эпиграфом к поэме.

Нет, и не под чужим небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был.

СЛАЙД

 В поэме «Реквием» есть такие строки:

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась
(Последняя с морем разорвана связь),
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

                                       Анна Ахматова

Все получилось именно так, как и хотела Анна Андреевна.

СЛАЙД

Памятник появился в Санкт-Петербурге на набережной Робеспьера спустя 40 лет после кончины русской поэтессы. По замыслу скульптора Галины Додоновой, героиня Серебряного века смотрит через Неву на печально знаменитую тюрьму "Кресты".

ПРИЗНАНИЕ А.АХМАТОВОЙ

Среди написанного в последние годы есть маленькое стихотворение.

Поэт не человек, он только дух-

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух,

Всё видит, слышит, всем владеет.

Учитель: Скажите, в этом стихотворении улавливается мотив сближения с чьей поэзией?(А.С.Пушкина «Поэт», «Пророк»).

Через всю поэзию А.Ахматовой проходит образ Пушкина, творчество которого она изучала всю жизнь.СЛАЙД - ОБОБЩЕНИЕ

Стихотворение А.Ахматовой «А ты думал я тоже такая…» ( читает Безруков)

III. Обобщение. Кроссворд. Черты акмеизма в лирике А.Ахматовой (ясность, точность, честность, красочность, подлинность)

Через много лет главный судья – время рассудит по справедливости: те, кто убили Н.Гумилёва, преследовали Анну Ахматову, исчезли с лица земли. Лев Николаевич стал учёным, доктором исторических наук, а имена его родителей золотом вписаны в историю русской литературы.

 - Чему мы с Вами можем поучиться у А.Ахматовой?

( Мнения учащихся подтверждаются записями на слайдах)

- Стойко принимать испытания в жизни.

-  Быть патриотом своей земли.

 - Оставаться самим собой.

 - Помнить: человек не одинок, если он силён верой.

 Романс на слова А.Ахматовой «Я научилась мудро жить»

Вот и подошла к концу наша встреча с А.Ахматовой. (Зажигается свеча, возлагаются цветы к портрету). Пусть огонек этой свечи станет символом нашей любви к поэтессе и благодарности за её стихотворения. Анна Ахматова не покинула нас. Она с нами…

 Стихотворение «К Ахматовой»  (Автор Сидоренко В., ученица 11 класса)

А за окнами  плачет дождь,                         

Распростерла  уж крылья ночь…

Вновь  не  спится. Моя  душа

Вся  поэзией поглощена.

Немало в доме моем книг,
Но душу мне врачует стих.
К ним обращаюсь я в ночи,
Они  спасают  от  тоски!

Держу  в руках  любимый  томик,

На  обложке - портрет  скромен.

Но  как же  царственна  на  вид

Та,  что  поэзий  пленит!

Влюбилась  в образ несказанный,

Женщиной   написан   данной.

О, как  близки  мне  ее  строчки!

Читаю  до  последней  точки!

«Я  не  любви  твоей  прошу»….

И я  сейчас о  том  пишу…

О, как  мне  дорог  этот  образ!

Виною, может быть, мой  возраст?

«Я  улыбаться  перестала»,-

С  такою  горечью  писала!

И  снова, будто    о  себе,

Читаю  в  гулкой  тишине.

«Вечером»…,  и   «Было душно»…

Ложатся  строки  так  послушно!

«Есть  в  близости людей  заветная  черта»-

Как  музыка,  звучат  эти  слова!

«Я   знаю,  ты  моя  награда»…

И  слов  других  уже  не надо!

Ты  «Сказал, что у  меня  соперниц  нет»,

Но  был  ли  честен  твой  ответ?

Листаю томика страницы,

Читаю  судьбы, вижу  лица…

Анны    Ахматовой    стихи-

Бальзам  для  сердца  и  души!

 

IY.  Релаксация. «Корзина чувств».   Учитель  подходит к каждому  и предлагает положить в воображаемую «корзину чувств» написанное им на «сердечке» чувство, которое они испытывали, знакомясь с поэзией А.Ахматовой

Y. Домашнее задание. Стр.146-153 (по учебнику), выучить стихотворение (на выбор), прочитать поэму «Реквием», продолжить работу над созданием  творческих проектов «Поэзия «серебряного века». 

 

docx
Додано
23 жовтня
Переглядів
41
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку