Конспект урока в 6 классе Ч. Диккенс «Рождественская песня в прозе». Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь.

Про матеріал

Конспект урока литературы в 6 классе по повести Ч.Диккенса «Рождественская песня в прозе».Форма урока - урок-квест. Разработка урока предназначена для школ с русским языком обучения. Материалы подготовила Лупашко Т. А., учитель русского языка и литературы Николаевской ООШ І-ІІІ ступеней № 18 г. Николаева Николаевской области.

Перегляд файлу

Конспект  урока в 6 классе 

Ч. Диккенс  «Рождественская песня в прозе»                                                        

Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь.

Цели:

  • продолжить работу над содержанием повести Ч. Диккенса «Рождест-венская песня в прозе», раскрыть смысл  путешествия Скруджа во времени и пространстве как возможность понять истинную ценность жизни;  проследить за изменениями в поведении и характере Скруджа (душевной трансформацией героя);  
  • развивать умение анализировать художественное произведение,  характеризовать литературного героя, развивать связную речь учащихся; формировать навыки логического мышления, наблюдательность, связную речь, образное мышление; способствовать пониманию учащимися практических аспектов финансовых вопросов (благотворительность, инвестиции); формировать навыки работы в команде;
  • воспитывать стремление понимать других людей, человечность, доброту, милосердие; путем реализации сквозной линии «Предприимчивость и финансовая грамотность» способствовать пониманию учащимися эффективных способов вкладывания заработанных денег (благотворительность, помощь близьким людям);  воспитывать уважение и толерантное  отношение к членам команды и всем учасникам квеста.

Форма урока: урок-квест.

Оборудование: портрет Ч. Диккенса, текст повести, «Маршрутные листы» с иллюстративными материалами  и заданиями для команд, разноцветные стикеры для обозначения команд (раздать каждому ученику), карточки для самооценивания.

 

Правила квеста:

  1. Количество  команд — три.
  2. Капитаны команд следят, чтобы участники квеста не нарушали правила.
  3. За нарушение правил —  штрафные баллы.
  4. За выполнение  задания  каждый капитан делает соответствующую запись маршрутном листе.

Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Основной материал:

  1. Вступительное слово учителя, объявление темы и целей урока, знакомство с правилами квеста.
  2. Актуализация опорных знаний:
  • Для начала вспомним некоторые сведения о жизни и творчестве Чарльза Диккенса.

Станция 1. «Биографическая»

Задание. Дайте как можно больше правильных ответов на вопросы (каждый правильный ответ – 1 балл).

  1. В какой стране родился Чарльз Диккенс? (Англия)
  2. Как родители Диккенса относились к своим детям? (с любовью)
  3. В семье любили и ценили занятия … (искусством)
  4. Сколько лет было Диккенсу, когда его отца посадили в тюрьму за долги? (10 лет)
  5. Где будущему писателю пришлось работать? (на фабрике ваксы)
  6. Какой страх преследовал Диккенса даже тогда, когда он стал известным списателем? (перед нищетой)
  7. Какой теме Ч.Диккенс посвятил многие свои произведения? (бесправие простых людей)
  8. Какими чувствами наполнены книги Диккенса? (добро, оптимизм)
  9. Основателем какого жанра считается Ч. Диккенс? (святочного (рождественского) рассказа)
  10. В чем особенность финала этих рассказов? (светлый и радостный)
  11. В каком году Диккенс создал «Рождественскую песнь в прозе»? (1843)
  • Как называются части, из которых состоит это произведение? (строфы)
  1. Работа над содержанием произведения:
  • Для того, чтобы  вспомнить главных героев повести, вам не обходимо выполнить задание следующей станции – поисковой.

Станция 2. «Поисковая»

Задание. Определите, кому из героев повести принадлежат эти вещи, и подпиши (каждый правильный ответ – 1 балл).

  •         Как же развивались события в повести?

Станция 3. «Восстановительная»

Задание. Восстановите последовательность событий повести, пронумеровав тучки (каждый правильный ответ – 1 балл).

-   Зачем дух марли пришле к Скруджу? Что он тянул за собой на цепи?

-   Была ли цеп ошибок у Скруджа? Какие это ошибки?

Станция 4. «Цепь ошибок Скруджа»

Задание. Составьте схему «Цепь ошибок Скруджа» ( каждое звено «цепи» – 1 балл).

 

 

 

 

Станция 5.  «Загадочная»

Задание. Разгадайте зашифрованные в анаграммах слова. Запишите слова, охарактеризовав Скруджа до и после перерождения (каждое разгаданное слово – 1 балл).

Анаграммы

1. ЛЫАСВГАК  2. ИОСГЭТ 3. ДЫРЩЙЕ 4. ЛЫЕЙИРВВТПИ 5. РМЫУЮЙГ 6. СЛЕЕЙВЫ  7. ЗАКУЫТМЙН  8. РЫБДЙО 9. ИЛЙСВСТАЧЫ 10. ЙИКНООИД

Ответы: сквалыга, эгоист, щедрый, приветливый, угрюмый, веселый, замкнутый, добрый, счастливый, одинокий.

- Вспомним, в результате каких событий произошло чудесное перерождение Скруджа. Для этого каждой команде предстоит выполнить задание станции «В кинотеатре».

Станция 6.  «В кинотеатре»

Задание. Рассмотрите кадры из фильма «Рождественская история», снятого по мотивам повести «Рождественская песня в прозе», определите, какой эпизод они изображают ( за правильный ответ – 1 балл).

Проанализируйте эпизод, ответив на вопросы (за каждый правильный ответ – 2 балла):

-  Что увидел Скрудж во время путешествия с Духом?

-  Что почувствовал?

-  Что понял?

Для первой команды: эпизод путешествия с Духом Прошлых Лет.

Для второй команды: эпизод путешествия с Духом Нынешних Святок.

Для третьей команды: эпизод путешествия с Духом Будущих Святок.

  •    Какие обещания дает Скрудж Духу? (зачитайте)
  •    А сейчас выясним: сдержал ли Скрудж слово? Что хорошего он сделал?

Станция 7. «Список добрых дел Скруджа»

Задание. Запишите в хронологической последовательности добрые поступки Скруджа (каждый правильный ответ – 2 балла).

1.Отослал Рождественскую индейку Крэтчитам.

2.Попросил принять благотворительный взнос.

3.Пришел мириться с племянником.

4.Увеличил плату Бобу.

5. Помог Малютке Тиму.

Станция 8. «Кладезь мудрости»

Задание. Разделите запись на слова, составьте из них высказывание (за правильно выполненное задание – 3 балла).

АДЕЛАЮТНЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬСЧАСТЛИВЫМДЕНЬГИЧЕЛОВЕКА.

( «Не деньги делают человека счастливым, а человечность». Ч. Диккенс)

  •    Как это утверждение  Ч. Диккенса нашло отражение в повести?

-  Какой важный жизненный урок преподает нам известный писатель.

  -  В наше время почти каждый успешный и знаменитый человек занимается благотворительной деятельностью. Некоторые из них захотели поделиться с вами своим опытом.

Станция 9. «Вам письмо»

Задание. Прочитайте полученное письмо. Как  его содержание перекликается с идеей повести Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе»? (ответ аргументируйте). 

  1. Обобщение.

-  В чем же, по мнению Чарльза Диккенса, состоит смысл жизни?

-  Являются ли идеи повести «Рождественская песня в прозе» актуальними для нашого времени?

ІІІ. Подведение итогов урока.

  Домашнее задание: составить и записать «Рецепт счастья» по Диккенсу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист

Станция 1. Биографическая. Задание. Дайте как можно больше правильных ответов на вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. В какой стране родился Чарльз Диккенс?
  2. Как родители Диккенса относились к своим детям?
  3. Занятия чем любили и ценили в семне?
  4. Сколько лет было Диккенсу, когда его отца посадили в тюрьму за долги?
  5. Где будущему писателю пришлось работать?
  6. Какой страх преследовал Диккенса даже тогда, когда он стал известным писателем?
  7. Какой теме Ч. Диккенс посвятил многие свои произведения?
  8. Какими чувствами наполнены книги Диккенса?
  9. Основателем какого жанра считается Ч. Диккенс?
  10.  В чем особенность финала этих рассказов?
  11.  В каком году Диккенс создал «Рождественскую песнь в прозе»?
  12.  Как называются части, из которых состоит это произведение?

Станция 2. Поисковая. Задание. Определите, кому из героев повести принадлежат эти вещи. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Описание: Описание: Описание: https://cdn.pixabay.com/photo/2012/04/12/10/28/chain-29364__480.png

 

 

Описание: Описание: Описание: https://i.artfile.me/wallpaper/01-03-2009/1280x960/prazdnichnye-novogodnij-ochag-165600.jpgОписание: Описание: Описание: http://ivanovo.dorus.ru/photos/23471876.jpg

 

 

 

 

 

 

Станция 3. Восстановительная. Задание. Восстановите последовательность событий повести, пронумеровав тучки. Каждый правильный ответ – 1 балл.

 

 

 

 

 

 

https://i.pinimg.com/736x/a6/ba/e2/a6bae298982a1b26eea032743a333050--disney-christmas-carol-about-christmas.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция 4. «Цепь ошибок Скруджа». Задание. Составьте схему «Цепь ошибок Скруджа». Каждое звено «цепи» – 1 балл.

 

 

 

 

 

Станция 5.  Загадочная. Задание. Разгадайте зашифрованные в анаграммах слова. Составьте схему, «Сердце Скруджа до и после перерождения». Каждое разгаданное слово – 1 балл.

Анаграммы

1. ЛЫАСВГАК

2. ИОСГЭТ

3. ДЫРЩЙЕ

4. ЛЫЕЙИРВВТПИ

5. РМЫУЮЙГ

6. СЛЕЕЙВЫ

7. ЗАКУЫТМЙН

8. РЫБДЙО

9. ИЛЙСВСТАЧЫ

10. ЙИКНООИД

 

Схема «Сердце Скруджа до и после перерождения.

Описание: Описание: Описание: https://cdn.pixabay.com/photo/2017/06/24/20/27/heart-2438744_640.pngОписание: Описание: Описание: https://cdn.pixabay.com/photo/2017/06/24/20/27/heart-2438744_640.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция 6. «В кинотеатре». Задание. Рассмотрите кадры из фильма «Рождественская история», снятого по мотивам повести «Рождественская песня в прозе», определите, какой эпизод они изображают. За правильный ответ – 1 балл.

Проанализируйте эпизод, ответив на вопросы:

- Что увидел Скрудж во время путешествия с Духом?

- Что почувствовал?

- Что понял?

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Для первой команды: эпизод путешествия с Духом Прошлых Лет.

Описание: Описание: Описание: https://my-hit.org/storage/478839_1920x1080x500.jpg

 

 

 

Для второй команды: эпизод путешествия с Духом Нынешних Святок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для третьей команды: эпизод путешествия с Духом Будущих Святок.

Описание: Описание: Описание: https://cdn14.disney.ru/assets/w65536/956b2f65-ce47-4fe5-ac19-e2ca7cce3f48.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Станция 7. «Список добрых дел Скруджа». Задание. Запишите в хронологической последовательности добрые поступки Скруджа. Каждый правильный ответ – 2 балла.

Станция 8. «Кладезь мудрости». Задание. Разделите запись на слова, составьте из них высказывание. За правильно выполненное задание – 3 балла.

АДЕЛАЮТНЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬСЧАСТЛИВЫМДЕНЬГИЧЕЛОВЕКА.

 

Станция 9. «Вам письмо». Учащиеся читают «письма» от известных современников, занимающихся благотворительностью, делают вывод об актуальности повести Ч. Диккенса.

1 команда.

Описание: Описание: Описание: Билл Гейтс в 2018 годуЗдравствуйте, мои юные друзья! Меня зовут Билл Гейтс. Я – американский предприниматель, общественный деятель и бывший акционер компании Microsoft. Сейчас я являюсь членом совета директоров Berkshire Hathaway, генеральным директором Cascade investment. В период с 1996 по 2007 год, с 2009 по 2016 год  журнал Forbes называл меня  самым богатым человеком  планеты. Мое состояние в марте 2015 года оценивалось в 79,2 млрд. долларов. Да, я заработал очень много денег, но истинное счастье испытываю тогда, когда могу тратить их, принося пользу людям, поэтому уже давно занимаюсь благотворительностью. В период с 1994 по 2010 г. я вложил в созданный совместно с моей дочерью  благотворительный Фонд Билла и Мелинды Гейтс более $28 млрд. А в феврале 2010 года выступил с предложением ко всем миллиардерам о передаче половины своих состояний на благотворительную деятельность. Согласен с английским писателем Чарльзом Диккенсом, который утверждал, что «не деньги делают человека счастливым, а человечность».

2 команда.

Я – Джоан Роулинг, создательница книг о юном волшебнике Гарри Поттере. Свое письмо я адресую моим преданным читателям, с которыми хочу поделиться секретом того, что делает меня по-настоящему счастливой. Книги о Гарри Поттере пользуются огромным успехом во всем мире и сделали меня одной из самых богатых женщин современности. Однако в последние годы я утратила статус миллиардерши, и ничуть об этом не жалею, ведь сотни миллионов долларов я вкладываю в благотворительность. Несколько лет назад я учредила фонд Lumos, цель которого – помощь детям, воспитанникам  приютов в бедных странах Восточной Европы. Моя цель – добиться того, чтобы каждый из таких детей оказался в семье – кровной или приемной, а приюты перестали существовать вообще. У нашего фонда есть успехи. Например, в Молдове нам удалось сократить количество детей, проживающих в приютах, на 63%  и помочь закрыть треть сиротских учреждений. Я благодарю судьбу за то, что она подарила мне возможность помогать людям!

3 команда.

Описание: Описание: Описание: C:\Users\Sasha\Desktop\8-detox.jpgПривет, будущие конструкторы и изобретатели. К вам обращается Илон Маск. Надеюсь, вы слышали мое имя. Я – американский инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор, генеральный директор и главный идейный вдохновитель  компании Tesla. Благодаря своим изобретениям я стал одним из самих богатых людей мира. Мне многие завидуют, ведь у меня много денег. Но открою вам тайну: я зарабатываю деньги, чтобы вкладывать их в новые и новые проекты. Сейчас я серьезно подумываю о том, чтобы создать человеческую колонию на Марсе. А еще я много времени уделяю своему  Фонду Musk Foundation, который существует уже 15 лет. За это время я выделил $54 млн. на различные проекты, в том числе на благотворительность. Я поддерживаю учебные заведения в ЮАР и США, детские больницы, выделяю деньги на поддержку семей, пострадавших в результате техногенных катастроф и стихийных бедствий. Впрочем, я не очень люблю говорить о своей благотворительности. Красивым словам предпочитаю  дела! 

 

 

 

 

Маршрутный лист

Название команды __________________________________

Капитан команды _________________________________

Станция

Баллы

Бонусы

Штрафные

Всего

1. «Биографическая»

 

 

 

 

2. «Поисковая»

 

 

 

 

3. «Восстановительная»

 

 

 

 

4. «Цепь ошибок Скруджа»

 

 

 

 

5. «Загадочная»

 

 

 

 

6. «В кинотеатре»

 

 

 

 

7. «Список добрих дел Скруджа»

 

 

 

 

8. «Кладезь мудрости»

 

 

 

 

9. «Вам письмо»

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Столбова Олена Василівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
5 лютого 2020
Переглядів
5525
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку