Конспект уроку Национально-освободительное движение в Западной Украине во второй половине XIX в. развивался по восходящей линии, вступив в начале 80-х годов в новую фазу.

Про матеріал
І. Организационный момент ІІ. Актуализация опорных знаний 1.Каким был национальный состав населения западно-украинских земель в конце 19 века? 2. Назовите особенности экономической жизни Галиции, Буковины и Закарпатья? 3. Как развивалось сельское хозяйство после революции 1848-1849 гг.? 4. Назовите причины эмиграции во второй половине 19 века? 5. Какая акция стала называться «Рутенской»? 6. Кто начал кооперативное движение в западно-украинских землях? (Василий Нагорный) 7. Назовите год основания товарищества «Сельский хозяин»? (1899 г.) 8. Кто стал основателем товарищества «Сельский хозяин»? (Евгений Олесницкий) ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Перегляд файлу

 

9 класс    История Украины   Дата проведения:

Тема: Общественно-политическое развитие западно-украинских земель в 60-х - 80-х гг. XIX в. 

Цель: показать причины и особенности оживления общественно-политического движения после революции 1848 - 1949 гг. Аргументировать свое отношение к течению общественно-политического движения, определить роль интеллигенции в этом движении; развивать умение анализировать и обобщать исторический материал на основе обработки нескольких источников, обосновывать и аргументировать свое мнение; воспитывать у учащихся уважительное отношение к деятелям украинского национально-освободительного движения, воспитывать у девятиклассников черты гражданина - активного, способного к социальному творчеству.      

Тип урока: комбинированный.

Эпиграф урока: Встане славна мати Україна

 Щаслива і вільна

 Від Кубані аж до Сяну-річки

 Одна нероздільна.

        І. Франко 1883

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний

1.Каким был национальный состав населения западно-украинских земель в конце 19 века?

2. Назовите особенности экономической жизни Галиции, Буковины и Закарпатья?

3. Как развивалось сельское хозяйство после революции 1848-1849 гг.?

4. Назовите причины эмиграции во второй половине 19 века?

5. Какая акция стала называться «Рутенской»?

6. Кто начал кооперативное движение в западно-украинских землях? (Василий Нагорный)

7. Назовите год основания товарищества «Сельский хозяин»?  (1899 г.)

8. Кто стал основателем товарищества «Сельский хозяин»?  (Евгений Олесницкий) 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

 Без сомнения, самым ярким и значимым событием общественно-политической жизни Западной Украины первой половины XIX в. стала революция 1848 – 1849 гг. Но эта революция не решила главных политических задач:

- не был ликвидирован имперский режим;

- национальные требования угнетенных народов остались неудовлетворенными.

ПОЭТОМУ:

- главный вопрос общественно-политической жизни Западной Украины – национальный.

 Сложность ситуации – со своими национальными требованиями в Галиции выступали не только украинцы, но и поляки. Австрийская власть пользовалась украинско-польским противостоянием.

 Итак, тема сегодняшнего урока: "Общественно-политическое развитие западно-украинских земель в 60-х – 80-х гг. XIX в."

ІV. Изучение нового материала

1. Общественно-политическая ситуация 50-60-х гг. XIX в.

 Поражение революции 1848-1849 гг. сопровождалось усилением позиции поляков в крае и породила на некоторое время в украинском народе разочарование в собственных силах и надежду на помощь в освободительной борьбе со стороны Российского государства.

 Укрепление империи путем политической реакции после революции не удалось. И поляки, и украинцы стремились укрепить свои позиции в Галиции.  В этой ситуации австрийское правительство вынуждено было пересмотреть внутреннюю политику.

 Работа с тетрадями

  В ходе моего рассказа определите и запишите факты, свидетельствующие о политической реакции на западно-украинских землях во второй половине XIX в.                            - дискредитация украинского движения и запрет деятельности Главной Русской рады в 1851 г.;

 - официальное введение польского языка в администрации, судопроизводстве, органах самоуправления, в Львовском университете;

 - реформы 60-х гг. окончательно закрепили за польской элитой монополию политической власти в Галичине.             

 Эти факты, а также конституция 1867 года подтолкнули украинцев к активному участию в общественно-политической жизни, к решению насущных проблем своего бытия. Но единых взглядов на решение этих проблем в украинцев того периода не было. Поэтому говорим о расколе украинского освободительного движения, в котором сформировались две главные течения.

2. Основные течения общественно-политического движения: москвофилы и народники.

Интерактивное упражнение «Поиск информации»

Москвофилы или «староруссы»

Народовцы

Народовцы, радикалы, москвофилы в общественно-политической жизни западно-украинских земель во второй половине 19 в.

Давнее стремление украинцев к воссоединению, к созданию единого, соборного, независимого Украинского государства, старались по-своему использовать москвофилы. В общественно-политическом движении Восточной Галиции они были одной из наиболее реакционных группировок, поскольку призывали народные массы к единению с Российской империей. От её правящих кругов москвофилы получали не только идеологическую поддержку, но и тайные денежные субсидии, которые использовали для пропаганды среди западно-украинского населения мысли, якобы украинского народа вообще не существует, а есть лишь «единый и неделимый русский народ» от Карпат до Камчатки.

Свои писания москвофилы печатали на “язычии” — смеси русского, украинского, старославянского и польского языков. Имея в своих руках издательское общество “Галицко-русская матиця” и создав просветительское общество, москвофилы взялись за печатание популярных книг для украинского населения Галиции и Буковины. При чтении этих книг крестьянам приходилось мысленно переводить их с “язычия” на украинский язык.

Идеи культуры и образования народных масс на родном языке пытались воплотить в жизнь народовцы. При этом массовое освободительное движение они направляли лишь в русло культурно-образовательной деятельности. Заручившись поддержкой деятелей украинского национального движения Приднепровской Украины, народовцы сделали немало. Национальную образованность народных масс они повышали с помощью Шевченковского “Кобзаря”, в городах и сёлах создавали народные библиотеки, организовывали кружки художественной самодеятельности, устраивали концерты и театральные спектакли. Ряды народовцев пополняли студенты и учителя. В местах своего постоянного или временного жительства они добровольно брали на себя организацию культурно-образовательной работы среди населения.

По инициативе народовцев во Львове в 1868 г. было создано общество “Просвіта”, призванное учить и просвещать народ, а с 1873 г. — Литературно-научное общество имени Шевченко с целью способствовать развитию украинского языка и литературы.

Во Львове народовцы открыли типографию на средства национально-сознательной украинки, полтавской помещицы Елизаветы Милорадович-Скоропадской. Значительная материальная помощь поступала и от других состоятельных приднепровцев, участников украинского национального движения: Евгения Чикаленко, Василия Симиренко, Александра Конисского. Галиция стала центром украинского печатного слова. В народовских газетах и журналах (самыми долговечными и популярными были “Правда” и “Діло”), а также отдельными книжными изданиями (в частности и такими, которые предназначались для чтения малограмотными или вовсе неграмотными) печатали свои произведения украинские писатели-приднепровцы. Такое сотрудничество приносило немалую пользу: восточные украинцы одолевали таким образом царские запреты относительно украинской печати, а западные — получали первоклассный литературный материал для пропаганды на западно-украинских землях идеи самостоятельности и целостности украинского народа по обе стороны российско-австрийской границы.

 Работа с старой методичкой за 9 класс с.139-141

Ⅴ. Обобщение и систематизация полученных знаний

 Вопросы с зачета  

Ⅵ. Подведение итогов

Национально-освободительное движение в Западной Украине во второй половине XIX в. развивалось по восходящей линии, вступив в начале 80-х годов в новую фазу.

Ⅶ. Домашнее задание        

Изучить параграф 21


 

 

doc
Додано
10 березня 2019
Переглядів
1541
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку