9 класс История Украины Дата проведения:
Тема: Общественно-политическое развитие западно-украинских земель в 60-х - 80-х гг. XIX в.
Цель: показать причины и особенности оживления общественно-политического движения после революции 1848 - 1949 гг. Аргументировать свое отношение к течению общественно-политического движения, определить роль интеллигенции в этом движении; развивать умение анализировать и обобщать исторический материал на основе обработки нескольких источников, обосновывать и аргументировать свое мнение; воспитывать у учащихся уважительное отношение к деятелям украинского национально-освободительного движения, воспитывать у девятиклассников черты гражданина - активного, способного к социальному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Эпиграф урока: Встане славна мати Україна
Щаслива і вільна
Від Кубані аж до Сяну-річки
Одна нероздільна.
І. Франко 1883
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний
1.Каким был национальный состав населения западно-украинских земель в конце 19 века?
2. Назовите особенности экономической жизни Галиции, Буковины и Закарпатья?
3. Как развивалось сельское хозяйство после революции 1848-1849 гг.?
4. Назовите причины эмиграции во второй половине 19 века?
5. Какая акция стала называться «Рутенской»?
6. Кто начал кооперативное движение в западно-украинских землях? (Василий Нагорный)
7. Назовите год основания товарищества «Сельский хозяин»? (1899 г.)
8. Кто стал основателем товарищества «Сельский хозяин»? (Евгений Олесницкий)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Без сомнения, самым ярким и значимым событием общественно-политической жизни Западной Украины первой половины XIX в. стала революция 1848 – 1849 гг. Но эта революция не решила главных политических задач:
- не был ликвидирован имперский режим;
- национальные требования угнетенных народов остались неудовлетворенными.
ПОЭТОМУ:
- главный вопрос общественно-политической жизни Западной Украины – национальный.
Сложность ситуации – со своими национальными требованиями в Галиции выступали не только украинцы, но и поляки. Австрийская власть пользовалась украинско-польским противостоянием.
Итак, тема сегодняшнего урока: "Общественно-политическое развитие западно-украинских земель в 60-х – 80-х гг. XIX в."
ІV. Изучение нового материала
1. Общественно-политическая ситуация 50-60-х гг. XIX в.
Поражение революции 1848-1849 гг. сопровождалось усилением позиции поляков в крае и породила на некоторое время в украинском народе разочарование в собственных силах и надежду на помощь в освободительной борьбе со стороны Российского государства.
Укрепление империи путем политической реакции после революции не удалось. И поляки, и украинцы стремились укрепить свои позиции в Галиции. В этой ситуации австрийское правительство вынуждено было пересмотреть внутреннюю политику.
Работа с тетрадями
В ходе моего рассказа определите и запишите факты, свидетельствующие о политической реакции на западно-украинских землях во второй половине XIX в. - дискредитация украинского движения и запрет деятельности Главной Русской рады в 1851 г.;
- официальное введение польского языка в администрации, судопроизводстве, органах самоуправления, в Львовском университете;
- реформы 60-х гг. окончательно закрепили за польской элитой монополию политической власти в Галичине.
Эти факты, а также конституция 1867 года подтолкнули украинцев к активному участию в общественно-политической жизни, к решению насущных проблем своего бытия. Но единых взглядов на решение этих проблем в украинцев того периода не было. Поэтому говорим о расколе украинского освободительного движения, в котором сформировались две главные течения.
2. Основные течения общественно-политического движения: москвофилы и народники.
Интерактивное упражнение «Поиск информации»
Москвофилы или «староруссы»
Народовцы
Народовцы, радикалы, москвофилы в общественно-политической жизни западно-украинских земель во второй половине 19 в.
Давнее стремление украинцев к воссоединению, к созданию единого, соборного, независимого Украинского государства, старались по-своему использовать москвофилы. В общественно-политическом движении Восточной Галиции они были одной из наиболее реакционных группировок, поскольку призывали народные массы к единению с Российской империей. От её правящих кругов москвофилы получали не только идеологическую поддержку, но и тайные денежные субсидии, которые использовали для пропаганды среди западно-украинского населения мысли, якобы украинского народа вообще не существует, а есть лишь «единый и неделимый русский народ» от Карпат до Камчатки.
Свои писания москвофилы печатали на “язычии” — смеси русского, украинского, старославянского и польского языков. Имея в своих руках издательское общество “Галицко-русская матиця” и создав просветительское общество, москвофилы взялись за печатание популярных книг для украинского населения Галиции и Буковины. При чтении этих книг крестьянам приходилось мысленно переводить их с “язычия” на украинский язык.
Идеи культуры и образования народных масс на родном языке пытались воплотить в жизнь народовцы. При этом массовое освободительное движение они направляли лишь в русло культурно-образовательной деятельности. Заручившись поддержкой деятелей украинского национального движения Приднепровской Украины, народовцы сделали немало. Национальную образованность народных масс они повышали с помощью Шевченковского “Кобзаря”, в городах и сёлах создавали народные библиотеки, организовывали кружки художественной самодеятельности, устраивали концерты и театральные спектакли. Ряды народовцев пополняли студенты и учителя. В местах своего постоянного или временного жительства они добровольно брали на себя организацию культурно-образовательной работы среди населения.
По инициативе народовцев во Львове в 1868 г. было создано общество “Просвіта”, призванное учить и просвещать народ, а с 1873 г. — Литературно-научное общество имени Шевченко с целью способствовать развитию украинского языка и литературы.
Во Львове народовцы открыли типографию на средства национально-сознательной украинки, полтавской помещицы Елизаветы Милорадович-Скоропадской. Значительная материальная помощь поступала и от других состоятельных приднепровцев, участников украинского национального движения: Евгения Чикаленко, Василия Симиренко, Александра Конисского. Галиция стала центром украинского печатного слова. В народовских газетах и журналах (самыми долговечными и популярными были “Правда” и “Діло”), а также отдельными книжными изданиями (в частности и такими, которые предназначались для чтения малограмотными или вовсе неграмотными) печатали свои произведения украинские писатели-приднепровцы. Такое сотрудничество приносило немалую пользу: восточные украинцы одолевали таким образом царские запреты относительно украинской печати, а западные — получали первоклассный литературный материал для пропаганды на западно-украинских землях идеи самостоятельности и целостности украинского народа по обе стороны российско-австрийской границы.
Работа с старой методичкой за 9 класс с.139-141
Ⅴ. Обобщение и систематизация полученных знаний
Вопросы с зачета
Ⅵ. Подведение итогов
Национально-освободительное движение в Западной Украине во второй половине XIX в. развивалось по восходящей линии, вступив в начале 80-х годов в новую фазу.
Ⅶ. Домашнее задание
Изучить параграф 21