УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема: Петриковская роспись. Начальное усвоение приёмов розписи. Сказочный цветок Петриковки.
Цели: Расширить знания ущачихся о петриковской росписи, формировать художественно-эстетическую, духовно-нравственую культуру.
Развивать образное мышления, творческие способности.
Воспитывать художественный вкус, творческую активность,
аккуратность в работе.
Оборудование:
Ход урока:
І. Организация класса:
Здравствуйте, гости!
Все кто, пришле к нам в клас
Мы очень рады видеть Вас!
ІІ. Актуализация опорних знаний:
- Что такое декоративно-прикладное искусство?
- Какое село в Днепропетровской области славиться уникальной росписью?
- Что вы знаете о Петриковке?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности:
Стіни в квітах, пічка квітне,
Де цвітіння це привітне?
Знають це старі й малі,
В Петриківці, у селі.
Там бабусі так малюють,
Що художників дивують.
Став відомим на весь світ,
Той квітковий диво цвіт.
Гордість України!
Всі про нього знають –
Від діда до дитини.
В ціх картинах петріківських
Душевна глибина
Жива блакить барвінку
Й хода весни, красна.
Пісня пензлика чарівна
Заспіва тобі про все.
Заспіва, і це не диво –
Диво-казку принесе!
Про історію країни,
Про чарівні почуття,
Незабутні диво-кути,
Радість, щастя і життя.
ІV.Изучение нового материала.
1) Беседа о истории Периковского роспису.
Село Петриковка – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства. В штаб-квартире ЮНЕСКО висят картины с петриковской росписью.
Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.
Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата.
С 14 лет зарабатывала на хлеб тем, что ходила по домам и расписывала цветами дымоходы печей. В 1913 г. в Петриковку приехала Петербургская художница Е.К. Эвенбах, которая, заинтересовавшись творчеством Т. Паты, копировала ее рисунки и приглашала переехать в столицу. Однако Татьяна Якимовна не согласилась оставить родное село, этот удивительный мир, из которого она черпали вдохновение, сюжеты для своих произведений. Это было время расцвета народной мастерицы.
2. Правила работы на этом уроке.
1. Кисточка должна быть мягкая, хорошо подойдет кисточка из белочки.
Говорят, что лучше всего кисточка из колонка.
2. Краски: гуашь.
3. Разведите понравившийся вам цвет до состояния "сметанки" - т.е. не
очень густо и не слишком жидко. Когда начнете рисовать, то быстро
почувствуете, достаточно ли вы развели краску, если недостаточно, то вы
не успеете завершить мазок, не хватит краски. А если разведете сильно,
то краска будет просто стекать у вас с кисточки.
4. Не набирайте на кисточку слишком много краски, "отожмите" лишнее на палитре. Должен оставаться острый кончик у кисточки.
5. Сразу научитесь правильно держать кисточку в руках: не как ручку мы
держим, а тремя пальцами с одной стороны и большим с другой вертикально к
бумаге. Так вы сможете поворачивать кисточку, помогая большим пальцем.
6.Порядок рисования мазка:
Нажим - Поворот - Тоненький кончик.
Рисуем сверху вниз двигая только пальцами и запястьем и ни в коем случае
самой рукой. Бумагу тоже поворачивать не нужно, лист все время прямо
перед вами.
3. Основные элементы петриковской росписи:
4. Показ учителя и практическая работа учеников.
На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.
<Рисунок 1>
На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. <Рисунок 2>
Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины. <Рисунок 3>
Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.
Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки. <Рисунок 4>
На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант — зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного. <Рисунок 5>
Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками. <Рисунок 6>
Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки. <Рисунок 7>
5. Групповая работа учащихся.
1- 2. Роспись оконных рам.
3. Роспись тарелок.
4. Роспись ромбов для украшения стены.
5-6 Создание цветов «Дерева дружбы»
6. Подведение итогов. Оформление коллективной работы «Сказочный цветок Петриковки».