Конспект уроку позакласного читання "В. И. Даль - писатель и лингвист мировой величины"

Про матеріал
В. И. Даль – писатель и лингвист мировой величины. «Толковый словарь великорусского языка». Сказки, пословицы, поговорки В. И. Даля. (Урок внеклассного и семейного чтения в 5 – 6 классах)
Перегляд файлу

                                                                                                                                                 

В. И. Даль – писатель и лингвист мировой величины.  «Толковый словарь великорусского языка». Сказки, пословицы, поговорки

В. И. Даля.

              (Урок внеклассного и семейного чтения в 5 – 6 классах)

Цель: ознакомить учащихся с жизнью, творчеством и деятельностью В. И. Даля; проследить историю создания толкового словаря, прочитать сказку «У тебя у самого свой ум»; развивать умения учащихся составлять собственные высказывания; воспитать интерес к личности В. И. Даля, к истокам живого русского слова.

Оборудование: портрет В. И. Даля; четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка»;  выставка книг;  иллюстрации к  сказкам писателя;  выставка творческих работ учащихся, посвященных В. И. Далю;  электронная презентация «Жизнь  – подвиг»                                                                                 Сказка – ложь, да в ней намек,                                                                                                            Добрым молодцам урок.                                                                                                                                    А. С. Пушкин.

                                           Ход урока.

  1. Постановка целей и задач урока.
  2. Работа над темой урока.
  3. Вступительное слово учителя. Демонстрация и комментирование электронной презентации «Жизнь – подвиг» (О жизни и деятельности Даля)

Одна из тихих улиц старой части города Луганска носит имя В. И. Даля.  Имя известного ученого – лексикографа, этнографа и литератора присвоено бывшей Английской улице не случайно.  Здесь в одноэтажном старинном доме в 1801 году родился В. И. Даль. Наш земляк – составитель удивительной книги: «Толкового словаря живого великорусского языка». Материалы к этому словарю он собирал всю жизнь, а жизнь этого замечательного человека была необыкновенна. Он окончил Петербургский морской корпус и семь лет прослужил на флоте. Затем Даль подает в отставку и поступает в университет на медицинский факультет, по окончании которого он становится военным хирургом в действующей армии. Но у молодого военного было увлечение: он собирал и записывал меткие слова, выражения, песни, сказки.

Задание: 

Продолжить предложения и записать в тетрадь (начало предложений у каждого ученика разложены на столе):

  • Даты жизни В. И. Даля…
  • Основные виды деятельности…
  • Научные звания…
  • Основные труды…
  • Лексикограф… (специалист по лексикографии. Лексикография – теория и практика составления словарей).
  • Этнограф… (специалист по этнографии. Этнография – наука, изучающая материальную и духовную жизнь народа).

4 .  – А знаете, какое слово положило начало будущему словарю?

Выступление    учащихся с заранее подготовленным сообщением.

                                                        Дело всей жизни.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом.  Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмется от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава.  Новая. С иголочки. Мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

- Замолаживает…

- То есть, как «замолаживает»? – мичман смотрит недоуменно.

- Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.

                                                                        (По М. Булатову, В.  Порудоминскому)

Задание:

 - Что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика?  Составьте связное устное высказывание.

(Ответы учащихся)

Итак, слово «замолаживает» положило начало будущему словарю. К 1831 году материалов и записей у Даля накопилось уже столько, что для их перевозки однажды пришлось использовать верблюда.

  1. Исследовательская работа со словарем.

- Давайте рассмотрим словарь.

Первое сообщение ученика:

Словарь состоит из четырех томов. В его основу даль положил народный язык. В словаре содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка первой половины 19 века здесь представлены областные слова, терминология разных профессий и ремесел, около 30 тыс. пословиц и поговорок.

Второе сообщение.

Давайте заглянем в словарь, например, слово «балалайка» - ж. балабойка, южное западное брунька, южное народное музыкальное орудие, с ладами, двух или трех кишечных струнах, по коим бренчат во все пальцы, потряхивая кистью, строй квинтою.

К ней относится балалайщик, делающий балалайки или играющий на них.

Ученик: Интересно, в нем написано о сказке?

Учитель: Конечно, написано, ведь Даль не только собирал, но и сам писал их.

Ученик читает словарь:

«Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – складка, а песня – быль.  Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в середине не перебивается. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!»

  1. Беседа с учениками.

Учитель: Интересно читать словарь?

Особое место в жизни Даля занимал А. С. Пушкин.  Много раз доводилось им встречаться. Произошла встреча и в 1832 году, когда Даль подарил поэту свою первую книгу сказок. Сказки Пушкину понравились, и он отозвался о них с восхищением.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слова А. С. Пушкина:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

- Как вы понимаете слова Пушкина о сказке?

 Итак, сказка без урока – это не сказка. Если вы забыли об этом или не согласны, то послушайте, о чем говорили между собой Автор и Старуха – сказка.

  1. Инсценировка.

Старуха. Я прихожусь родственницей всем актерам. И всем поэтам. И всем художникам. Если они, разумеется, настоящие художники, поэты и актеры…

Автор. Вы разрешите задать вам три вопроса?

Старуха.  Отчего же? Пожалуйста. за свою жизнь я ответила на столько вопросов, что ответить еще на три меня не затруднит.

Автор. Сколько вам лет? Извините за нескромность…

Старуха. Что же тут нескромного7 отвечать на такие вопросы трудно тем. Кому лет больше или меньше, чем они хотят. А мне ровно столько, сколько я хочу.

Автор. Все – таки сколько же7 много или мало?

 Старуха. Много и мало…

Автор. А теперь скажите: чем вы занимаетесь?

 Старуха. Учу и забавляю. Когда забавляю – учу. Когда учу – забавляю.

Автор.  Ну. А теперь последний вопрос: каково ваше образование?

Старуха.  Что?

Автор. Где. Когда. У кого и чему вы учились?

Старуха.  О, везде.  Всегда и у всех.  У зверей, у людей, у деревьев, у трав и у книг. Училась прежде, учусь теперь и буду учиться еще долго – долго. А научилась я всему тому. Чему учу других.

Автор. Чему же, например?

Старуха.  Например, отличать поддельное от настоящего, простоту – от глупости, ум – от хитрости, гнев – от злости… учу не бояться страха, смеяться над тем, что смешно, черное называть черным. А белое – белым… вот чему я учу, например…

- Поясните, о каких уроках говорит Старуха – сказка.

8. Выразительное чтение сказки В. И. Даля «У тебя у самого свой ум»

                                                  У тебя у самого свой ум.

Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где – нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту.

Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник, стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается – не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. «Этот выведет: мне: не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел – вожак идет, за ним ступай смело!»

Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг – она через овраг; он через тын – она через тын, и попала с ним же в огород.

На этот раз огородник заглянул как – то пораньше в капусту свою да и увидел гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как попроворнее. Успел перескочить опять через тын, мемекнул, да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны, да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец, огородник, подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дурру эту, да после хозяина привяжется, - выгнал ее в калитку и еще – таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной.

Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла, а козел говорит:

- А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ; коли мужик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем – де не приглядел за мной, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.

И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом, да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустился на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется  на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?

  1. Лексическая работа.

- Объясните с помощью словаря Даля значения слов:

  • Гурт – стадо
  • Не первина – не впервые
  • Тын – изгородь
  1. Беседа по сказке.

Необычная эта сказка.  Нет в ней волшебных превращений, подвигов, но все – таки это сказка.

  • Почему же «У тебя у самого свой ум» можно назвать литературной сказкой?
  • Какой урок можно извлечь из этой сказки?
  • В чем проявилась связь с устным народным творчеством. Приведите примеры.
  • Придумайте или вспомните ситуацию, в которой уместно было бы рассказать эту сказку.
  1. О сборнике пословиц и поговорок.

Сообщение ученика.

В. И. Даль к середине 1853 года создал удивительный сборник пословиц и поговорок. Он считал, что его сборник представляет мысли простых людей.

Русский писатель Н. В. Гоголь сказал о Дале: «…каждая его строчка меня учит и вразумляет, придвигает ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни…»

Слово учителя

Это сказано Гоголем до опубликования Далем своих основных работ, ах, как ценил их Гоголь!

(На мультимедийном экране дана страничка из сборника пословиц и поговорок)

Задание:

- Прочитайте молча пословицы и подберите одну из них для названия сказки Даля.

- какой пословицей вы бы закончили сказку?

12. Творческая работа.

- Сочините маленькую сказку по пословице, только сначала подумайте кого и чему будет учить ваша сказка, какой урок можно извлечь из нее.

13.  Итоги урока.

- Ребята, в Луганске в 1986 году, ко дню рождения Даля, был открыт литературный музей В. И. Даля. Много добрых и хороших слов можно услышать в стенах музея о нашем славном земляке. Дом – музей находится в старинном доме, где жила семья Далей. Туда приходят поклониться все, кто знает и любит Казака Луганского.

Свои стихи читает ученик:

               Мой Даль

Тишина.  Идет урок.

Учитель тихо говорит.

Чтение вслух и между строк,

Ручка иногда скрипит.

Учитель говорит о Дале –

Затих и умник, и непоседа.

Мы многого о нем не знали,

Тем интереснее беседа.

Ну как такое происходит:

И врач хороший он, хирург,

И инженер, мосты возводит,

И Пушкина он близкий друг.

Песни, сказки, поговорки

Собирает он в тетрадь.

И значение слов различных

Может вам истолковать.

Умный, честный, справедливый,

С душою чистою, как снег.

Он, конечно, муж ученый.

И хороший человек.

Край родной наш, несомненно,

Он делами прославлял.

И поэтому, конечно,

Я пример с него бы взял.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

doc
Додано
31 березня 2020
Переглядів
916
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку