Тема урока : Риторика как наука и как искусство слова. Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI. Экология языка.
Эпиграф : Научиться говорить можно только говоря.
- Скилеф -
Тип урока : урок-практикум
Вид урока : урок развития речи
Цели урока:
Обучающая:
актуализировать знания, умения и навыки учащихся, сформированные при изучении стилистики и культуры речи как базовые умения, необходимые для овладения ораторским мастерством; ознакомить с историей ораторского искусства; дать понятие о развитии науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI вв.;
Развивающая:
совершенствовать коммуникативные умения и навыки;
Воспитательная:
способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность; воспитывать гармонически развитую личность: воздействовать на мышление и речь учащихся, формировать характер, воспитывать чувства.
Основной метод: беседа с элементами практической деятельности учащихся.
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап
Слайд №1- название урока
- Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги. Начинаем урок русского языка в 11 классе.
Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
С давних времён не ослабевает интерес к проблеме развития, совершенствования и обогащения речи говорящего.
Язык – это духовный двойник человека, его второе «Я», и большая ценность человека.
Поэтому мы должны с вами учиться умению убеждать, воздействовать на ум, сердце, поступки людей – без этого умения трудно представить себе руководителя, общественного деятеля, просто социально активную личность.
Это умение и есть академическое красноречие, ораторское искусство.
Слайд №2- тема урока
Это и является темой нашего урока. (запись в тетрадь)
Тема: … Риторика как наука и как искусство слова. Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI. Экология языка.
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
- Как вы понимаете, что такое риторика, ораторское искусство?
-Зачем необходимо изучать риторику?
-Как вы понимаете следующее выражение:
Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика.
Обратим внимание на следующий слайд
III. Переход к новому материалу
Слайд №3- риторика
Риторика – наука об ораторском искусстве и шире – о художественной прозе вообще.
Слайд №4- красноречие
Определение: Красноречие (Ораторская проза) – живая публичная речь, получившая художественную обработку
Слайд№5--6 - оратором называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare ‘говорить’. В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай.
2. Слово учителя. Важность изучения риторики становится в наши дни всё более очевидной. Старинная наука возрождается, растёт всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется, и быть не может: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждёт рекомендаций от учёных.
Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле, как ораторское искусство. Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться со взглядами древних риторов.
(видеозаставка)
3.Выступления учащихся.
1.
Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись»
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н. э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами — в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты — представители школы философов-просветителей — обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей. Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Горгий в речи «Похвала Елене» утверждал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить».
2. (Слайд №7)
Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485—380 гг. до н. э.). Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза, оксюморон, членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация, ассонансы. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.
3. (Слайд №8)
Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Суть теории Платона в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет»
«Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»
Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу.
4. (Слайд №9) Аристотель и его риторика
Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг.
Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.
Учение Аристотеля о стиле — это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия.
5. (Слайд №10) Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.
Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей
Его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)».
7. (Слайд №11)Основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов был прекрасным оратором, постоянно работал над совершенствованием своего мастерства и в 1747 году создал «Краткое руководство к красноречию», или «Риторику». Ломоносов отмечал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Он мечтал научить читателей «о всякой предложенной материи красно говорить и писать».
Основоположник отечественной риторики, по словам А.С. Пушкина, «первый наш университет», Ломоносов считал, что для приобретения красноречия требуется пять условий: природные дарования; научные знания; подражание классическим авторам; упражнения в составлении речей; знание других наук.
4. Слово учителя. Итак, оратор должен овладеть определенной коммуникативной техникой публичных выступлений
(Слайд №12-13)
Особенности ораторского искусства.(Запись в тетрадях)
(Слайд №14)
Композиция ораторской речи:
(Слайд №15)
Правила выступления:
(Слайд №16)
Роды красноречия:
Академическое
Социально-политическое
Судебное
Социально-бытовое
Духовное
5. Слово учителя:
Вся человеческая жизнь связана с языком. Доброе и умное слово необходимо во всяком деле. Злые и конфликтные слова разрушают человеческие контакты, дела расстраиваются и человеческая жизнь приходит в нестроение.
Сегодня мы попытаемся обозначить существующие в языке проблемы и попробуем найти способ их решения.
Ещё М.В.Ломоносов (Слайд № 17) находил в нашем родном языке «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского…»
Но сегодня все обстоит совсем по-другому. С экрана телевизора, по радио, в печатных изданиях говорят о том, что язык серьезно болен, что ему нужно поставить диагноз: безграмотность, безвкусица, небрежность, заштампованность. Но давайте разберемся. Есть язык как система, которую мы с вами на протяжении всего обучения в школе, в других учебных заведениях изучаем. Угрожает ли ей опасность?
И есть реальное воплощение языка – наша речь. Речь – это инструмент, которым нужно научиться владеть. И, наверное, проблемы языка заключаются в неумении владеть родным языком.
Давайте мы сегодня попытаемся определить болезни нашего языка и выявить их причины.
общежительным», некоторое время считалось, что богатство и самобытность нашего языка нисколько не пострадало от такого гостеприимства. В.Г.Белинский вторил Пушкину: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
О какой проблеме современного языка идет речь? (засорение иностранными словами)
Я предлагаю вам посмотреть миниатюру на данную тему
Импровизация из современной действительности(сценка).
1 девушка: Хай, подружка!
2 девушка: Привет! Классно выглядишь! Ты раньше на тинейджера смахивала, а теперь – стильная герла.
1 девушка: Это мой стилист постарался. Я такой салон отыскала! Супер-класс!
2 девушка: Где?
1 девушка: Знаешь. Возле нашего хоума паркинг построили, на въезде постер висит. Подхожу,читаю: в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после ланча туда отправилась. На входе секьюрити, в холле дизайн супер-модный, римейки самые клевые звучат. Все супер! Я как раз на прайм-тайм попала – пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка, сходи, не пожалеешь.
2 девушка: Нет, Женя, я туда не пойду.
Как вы думаете, почему девочка отказалась от такого заманчивого предложения? (Она ничего не поняла)
Так, может быть, совсем отказаться от заимствованных слов? Возможно ли это? Какой выход вы предложите?
Президент Российской академии(1813-1841) и министр народного просвещения Российской империи (1824-1828) адмирал Шишков в свое время пытался законодательно заменить иностранные слова русскими аналогами но к счастью его попытка не удалась, иначе сейчас бы великий и могучий русский язык блистал словами:
(Слайд №18)
Лингвистический эксперимент.
Проанализируйте записанные слова, подберите слова, которые синонимичны им в современном русском языке :ветродуй - вентилятор, лечезнание – медицина, костотряс – велосипед, любомудр – философ, топталище(тротуар), шаропих (кий), тихогром(фортепиано), водомет(фонтан), рожекорча (гримаса)
(Слайд №19)Задание в группах «Подобрать русские синонимы».
Масштаб, гибрид, фатальный , архитектор, фиксировать
фиаско, легальный, эффект, аффект, рафинированный
Засорение речи молодежным сленгом.
Учитель. А теперь поговорим о том, что вам, наверное, очень понятно и близко.
Вслушайтесь в «перлы», которые можно услышать от вас. Сформулируйте очередную проблему речи.(Слайд № 20)
Ты чё с ума спятил?! У меня предки дома, и сваливать не собираются. Давай пойдем потусуемся во дворе. Никто не будет нудить, пилить. Посидим, перетрем. А надоест, нырнем в клуб.
- Какая здесь кроется проблема?
Сообщение учащейся о жаргоне.
Жаргон - французский термин, которым называют слова и выражения, употребляющиеся в замкнутых кругах людьми определенных профессий, социальных прослоек. Еще мы можем слышать синонимичные термины «СЛЕНГ», «АРГО», означающие «сниженная, грубая речь».
Жаргоны в языке – явление не новое. Торговцы, ремесленники в давние времена скрывали с помощью специальных слов, знакомых только узкому кругу, секреты своей профессии. Известны жаргоны моряков, охотников, музыкантов, уголовников. Эти слова в своей среде не мешают общению, хотя характеризуются большей степенью грубости по сравнению со словами литературного (нормированного) языка.
Причина появления жаргонизмов в речи молодежи связана с ее стремлением добиться независимости любой ценой, в том числе создать язык для общения в своем кругу, таким образом, подростки пытаются противостоять традиционности, трафаретности взрослой речи, которая кажется им пресной, скучной, не прикольной.
Причем нещадно искажается речь. Ни одной девушке неприятно слышать, что ее называют «КОШЕЛКОЙ», «ТЕЛКОЙ» или что к ней кто-то «КЛЕИТСЯ».
Задание: «Перевидите текст со слайда на литературный язык»
А теперь я предлагаю немного отдохнуть и посмотреть «Ералаш». Но у вас будет задание «Определите, какая языковая проблема в г.Заболоцке»
(ответы учащихся после фильма)
Нецензурная лексика.
Прослушайте стихотворение Сааковой. Назовите очередную проблему .
У нас в дому не унижали матом
Соперника в пылу словесных битв,
И слово было истово и свято
Для будней, колыбельных и молитв.
Когда наш дом поганил сквернословьем
Забредший в гости пьяненький мужик,
То бабушка лишь хмуро сдвинет брови –
И сразу он прикусит злой язык.
За что ж тебя, Родимая Россия,
Поганим нынче черною молвой
И пачкаем – могучий и красивый-
Язык российский первородный свой?
Как нецензурная лексика пришла в наш язык? Зачем?
Сообщение учащейся об истории возникновения бранной лексики.
В древнерусской литературе и в народной поэзии запрет на бранную лексику связывался с представлением о том, что матершина оскорбляет Мать-сыру-землю, Богородицу и родную мать человека. У русских крестьян было опасно ругать детей, потому что на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого отчитали «черным» словом, могла унести нечистая сила, т.е. брань притягивает нечисть. Нельзя было ругаться при иконах, при печке, в лесу. В дом, где матершина обычна в общении, проникают бесы, а ангел-хранитель покидает такие жилища. В языческие времена на Руси с помощью непристойных слов и выражений изгоняли нечисть, спасали скот от бесплодия, а поля и пашни – от засухи. Слова эти назывались «ЧЕРНЫМИ», и в этом названии они сближались понятия «ЧЕРНОТЫ» и «ЧЕРТА».
Материалы исследования сотрудника Института проблем РАН П.П.Горяева (слайд №21).
Задумайтесь над этим. Запомните слова поэтессы Сааковой (слайд № 22):
Ища слова для самовыраженья,
Не замути живой воды родник –
От словоблудия и вырожденья
Оберегай родной души язык!
Учитель. Риторика нужна каждому из нас, чтобы овладеть убедительной и выразительной речью. При этом надо помнить о том, что язык “опасен” для человека, а само Слово дано для умного и благожелательного общения, а не для болтовни и злословия.
Слово должно служить добру, но может быть использовано и во зло. Ищите такое Слово, которое “объединяло бы людей, а не разобщало” (Л.Н.Толстой).
Великий римский оратор Цицерон сказал « Поэтами рождаются, ораторами становятся»
А можно ли научиться правильно и красиво говорить?
Можно ли научиться красиво подавать свою мысль? Естественно! Абсолютно любой навык развивается. Было бы желание.
И даже если на секунду предположить, что ваша речь не будет засорена жаргонами, нецензурной лексикой, этого еще будет недостаточно.
Как вы думаете, что ещё нужно знать, чтобы правильно говорить?
Слайд№23- языковая норма- важнейший признак литературного языка
А признак культуры речи — ее правильность.
Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким сценам.
В автобусе:
— Вы на следующей остановке сходите?
— Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»
— Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»
— Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»
— Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? "
— Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!
ЗАДАНИЯ:
Слайд №24 – точность речи
Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они различаются по значению? Как правильно спросить:
(на катере) — Вы на следующей пристани ...?
(на электричке) — Вы на следующей станции ...?
(в автобусе, трамвае) — Вы на следующей остановке ...?
Слайд №25- правильны ответ
Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.
Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам вагона. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите.
В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: Вы выходите? Однако допустим и вопрос Вы сходите на следующей остановке?, поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.
Слайд №26 чёткое знание значения употребляемого в речи слова.
- Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
- Продавца можно подобрать и в своём посёлке.
Слайд №27-Задание в группах (2 группы получают карточки с заданиями)
Составить словосочетания со словами
Гуманный - гуманистический Идеальный – идеалистический
|
Типовой – типичный Титульный - титулованный
|
Слайд №28- чистота речи
предложения из газеты «Известия»
Прочитайте предложения из газеты «Известия» так, как они напечатаны, а затем, опустив сочетание по большому счету. Скажите, изменяется ли при этом смысл предложения?
1. По большому счету Таможенный союз не был экономически выгоден его основателям. 2. Как вы думаете, по большому счету, кто такой Березовский? 3„ Я не боялся, я жил. И жил, по большому счету, радостно. 4. Несчастный инженер Гаранин, не виноватый по большому счету ни в чем.
Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего.
(Слайд №29)-Задание в группах (2 группы получают карточки с заданиями)
ПЛЕОНАЗМЫ
Народная демократия Патриот своей Родины Габаритные размеры Автобиография жизни Свободная вакансия Частная собственность
|
Экспонат выставки Прейскурант цен Перспективы на будущее Взаимно друг другу Памятный сувенир Первая премьера
|
После объяснения уч- ся получают задание и выполняют его под песню о русском языке ( в группах)
Слайды 30-32 ключи
(Слайд №30) Добавить определения к существительным
ТЮЛЬ ЖЮРИ ПЕНСНЕ РЕФЕРИ
|
КОФЕ ПОНИ ЛЕДИ ШАМПУНЬ
|
(Слайд №31)Расставьте ударения в словах
Агент , арест, инструмент, искра, каталог, коклюш, кулинария, ломоть, петля, обеспечение, симметрия, жалюзи, гренки
(Слайд №32) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных
Слайд №33 -Богатство и разнообразие речи
Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка.
Слайд №34-образность, выразительность
Усиливается ее эффективность:
Можете ли вы назвать великих ораторов прошлого века?
Ораторское искусство в России гордится яркими представителями судебного красноречия: Карабчевским, Кони, Плевако,Урусовым. Речь судебного оратора особенно ответственна, его слова часто решают судьбу человека; его задача – убедительно и достоверно доказать виновность или невиновность подозреваемого.
Вот знаменитый эпизод из истории судебного красноречия России.
Обвиняемый в краже священник пойман с поличным и признал свою вину. Защищает его в суде сын скромного таможенного чиновника и неграмотной казачки киргизского происхождения. Портрет адвоката: скуластое, угловатое лицо калмыцкого типа с широко расставленными глазами, с непослушными прядями длинных темных волос можно было бы назвать безобразным, если бы его не освещала внутренняя красота…Его движения подчас неловки, неладно сидел на нём адвокатский фрак, а пришёптывание могло портить впечатление от его речи. Адвокат медленно поднялся, бледный, взволнованный и произнёс всего несколько фраз, закончив свою речь так: «Перед вами сидит человек, который 30 лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждёт от вас: отпустите ли вы ему его грехи». Суд присяжных оправдал подсудимого, а защищал его великий адвокат Плевако, о котором впоследствии скажут, что если Пушкин – гений в поэзии, то Плевако – гений в ораторском искусстве.
Каждый должен верить в себя, работать над собой и обязан знать, что сказать и как это сказать.
Слайд №35 - Тренируйтесь на скороговорках:
IV. Вопросы для самоконтроля( Слайд №36)
V. Вместо заключения. (Слайд №37)
В переломное время, предреволюционное время, когда шла Первая мировая война, И.А. Бунин писал:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь Слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!
Бунин верил в силу слова. Поверим и мы
VI. Благодарю всех за работу. Получите, пожалуйста, домашнее задание.
Домашнее задание
Задание 1. Когда зародилась риторика? Что из наследия античной риторики может быть, по вашему мнению, использовано ораторами в наши дни?
Обоснуйте свою точку зрения
Задание 2. Какие роды красноречия вам известны?
Задание 3. Творческое задание. Составьте небольшой текст (речь) на тему:
«Сила слова». Сначала укажите: 1) Ваш замысел (цель); 2) Адресата Вашей речи (Кому? Для кого?); 3) Приемы, средства выразительности, которые Вы использовали (Как?)
Ваш помощник
Целью моего сообщения (речи) является рассказать о значении слова в жизни людей, о важности правильного словоупотребления, о том, что каждое слово несет свою смысловую нагрузку и каждый человек должен думать, что сказать, кому сказать и к каким последствиям приведет его речь.
Моя речь адресована всем людям, живущим в обществе, всем тем, кто общается
Приемы и средства выразительности, использованные в тексте:
Тропы (выразительные средства лексики):
Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Примеры из текста: смертельное оружие, слову удавалось вести к победе, спасать город.
Эпитет - художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Примеры из текста: бледные рассуждения, невероятная разрушительная сила
Гипербола – художественное преувеличение. Пример из текста: владеет миром
Синтаксические средства выразительности:
Языковые афоризмы – пословицы, поговорки. Пример из текста: «Слово – не воробей…»
Риторический вопрос - фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа Пример из текста: Чем же в настоящее время является речь?
Умолчание - оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается. На письме умолчание обозначается многоточием Пример из текста: «Слово – не воробей…»
Инверсия - нарушение прямого порядка слов. Пример из текста: Для этого пригодны лишь понятные слова и состоящие из них словосочетания, богатые по смыслу, яркие и впечатляющие.
Цитаты. Пример из текста: «Заговори, чтоб я тебя увидел», - говорил Сократ.