Цель разработки:
- Развивать умение видеть изучаемую орфограмму.
- Упражнять в написании слов с буквосочетаниями чу, щу.
- Закрепить умение делить слова на слоги, выделять ударные и безударные слоги, находить главные члены предложения, указывать части речи.
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Воспитывать любовь к изучению русского языка.
Тема: Буквы ч,щ. Правописание буквосочетаний чу, щу .
Цель:
- Развивать умение видеть изучаемую орфограмму.
- Упражнять в написании слов с буквосочетаниями чу, щу.
- Закрепить умение делить слова на слоги, выделять ударные и безударные слоги, находить главные члены предложения, указывать части речи.
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Воспитывать любовь к изучению русского языка.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: комбинированный с элементами нестандартности.
Оборудование: иллюстративный материал, презентация, физминутка (электронная).
Ход урока
I. Организация класса.
1. Проверка готовности к уроку.
- Садитесь, дети, сложите руки на парты. На партах не должно быть ничего лишнего. У вас должны лежать: тетрадь, учебник, ручка карандаш, дневник. Все лишнее уберите в портфель.
ΙІ. Актуализация знаний.
1.Калиграфическая минутка.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
– Пропишите строчку:
чу щу
2. Словарная работа.
1. Запись слов под диктовку:
Сегодня, жить, шить, жираф, тишина, овчарка, щавель, мыши, шипы, серого, орёл, облака, вечер, листья, воробьи.
– Составьте и запишите три словосочетания с любыми из этих слов.
IІI. Мотивация учебной деятельности.
1. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать буквосочетание чу, щу.
2. Работа с иллюстративным материалом.
Рассматривание рисунков на экране. (Щука, чучело.)
– Что это?
(Дети называют то, что видят на рисунках.)
– Что общего у всех этих слов? (В них есть шипящие звуки.)
– Какие это шипящие? (ч и щ)
– Назови предметы по украински.
– Новая орфограмма – буква у в буквосочетаниях чу и щу.
– Будем учиться писать слова с новой орфограммой.
3. Коллективная беседа с опорой на записи на доске.
– Давайте запишем слова, которые мы назвали.
(Учитель пишет слово щука, перед буквой у останавливается.)
– А какую букву гласного писать?
– Как называется это место в слове? (Орфограмма.)
–Подчеркнём букву щ двумя чертами.
– Что же писать?
Ответы детей.
– Правильно, мы знаем, что в буквосочетаниях чу-щу пишется буква у. Буква у пв буквосочетаниях чу и щу – это орфограмма. Как нужно подчеркнуть её? (Одной чертой.)
– Аналогично проведите работу и запишите слово чучело..
4. Работа над правилом, расположенным на стр. 65.
Запомни! В буквосочетаниях чу, щу пишется буква у.
Буква у в сочетаниях чу, щу – орфограмма.
– Прочитайте правило в рамке про себя.
– Сколько частей в правиле? Прочитайте первую часть. Приведите свои примеры. Прочитайте вторую часть.
ΙV. Изучение нового материала.
Прочитай
жемчужина
чудовище
мальчуган
чудак
дочурка
чучело
верчу
хохочу
чувство
очутился
печурка
чугун
прищурил
кручу
стучу
тащу
пичужка
чужак
щука
молчу
навстречу
плачу
рыщут
ищу
- Как пишется слово чучело?
- Найди и запиши:
1) слова с буквосочетаниями чу, щу, которые называют действия;
2) слова с словосочетаниями чу, щу, которые обозначают названия предметов.
2. Работа над скороговоркой (упр. 4).
Волки рыщут, пищу ищут.
- Какая третья буква в слове ищут?
- А в слове рыщут?
4. Физминутка (электронная).
V. Закрепление нового материала.
1. Работа над упражнением (упр. 5, с. 66 (коллективно)) .
- Спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.
1. . Щука.. исполнила все желания Емели. 2. Часовщик .. прищурил.. глаз, чинит часики для нас. 3. .. Чучело. приветливо улыбнулось Элли. 4. Друзьям.. навстречу. выскочил лев. 5. В этой пещере жило морское .. чудовище. .
Подчеркни в словах буквосочетания чу, щу.
Первые 5 тетрадей на оценку.
- Спиши, вставляя в место точек пропущенные буквы.
1.Картофель, берёза, желтый, желудь, нашёл, чёрный, воробьи, деревья, листья, облако, ветер, экскурсия.
2.Берлога, город, дорога, сегодня, дежурный, берег, тетрадь, ошибка, загадка, тишина, овчарка, щавель.
VІ. Итог урока.
1. Итоговая беседа.
- Какая была тема урока?
- Что было главное в нашем уроке?
- Чему вы научились на уроке?
2. Оценивание.
3. Домашнее задание. Упр.7.(с. 66)
- Дома вам нужно выписать слова в которых есть буквосочетания ча, ща.