Конспект урока по русскому языку 2 класс. Интегрированный урок. Тема. « Суффикс. Роль суффикса в образовании слов».

Про матеріал

Восстановить и расширить знания учащихся о суффиксе; учить образовывать новые слова с помощью суффиксов; формировать умение работать со словом, используя примеры сравнения, анализа; воспитывать аккуратность в работе, доброе отношение к людям, интерес к чтению.

Перегляд файлу

Интегрированный  урок.

Русский язык 3 класс.

 

Тема. « Суффикс. Роль суффикса в образовании слов».

Цель. Восстановить и расширить знания учащихся о суффиксе; учить образовывать новые слова с помощью суффиксов; формировать умение работать со словом, используя примеры сравнения, анализа; воспитывать аккуратность в работе, доброе отношение к людям, интерес к чтению.

Интеграция. Русский язык, чтение, курс « Я и Украина»

Тип урока.  Обобщение знаний, умений и навыков.

Формы и методы.  Словесные. Практические, наглядные, образные, работа в парах, в группах, беседа, игра, индивидуальная работа.

Оборудование. Ребусы, карточки для работы в группах, парах, звуковые схемы слов, иллюстрации, аудиозапись, микрофон, скороговорка, сигнальные карточки.

Форма проведения. Урок — путешествие.

Ход урока.

1. Организация класса.

            У нас всего минутка срока

             Готовы, дети,  вы к уроку?

Сегодня наш урок будет необычным. Назвать его можно так: урок — путешествие.

2. Актуализация опорных знаний. Метод « Микрофон»

Какое сейчас время года? 

Что изменилось в природе с приходом зимы?

Послушайте загадку.

              Птица- тройка прилетела.

              Скакуны в той тройке белы, 

              А в  санях сидит девица -

              Белокоса, бледнолица.

              Как махнула рукавом,

              Все покрылось серебром. ( Зима и зимние месяцы)

Назовите этих « скакунов».  ( Январь, февраль, декабрь)

Какой сейчас месяц? (февраль)

Откройте тетради, запишите дату.

                      (Разгадывание ребусов)

Зима едет на санях по лесу, может ли она встретить этих птиц?

 

                       ОБЕЙ

 

 

 

                       ОНА

 

 

Так может ли она их встретить? Почему? Сегодня мы работаем над параллельностью элементов, наклоном и расстоянием между словами.

                       ( Индивидуальная работа)

Это словарные слова первого класса. Давайте поставим в них ударение, найдем орфограммы.

                        (Работа со скороговоркой)

Прочитайте скороговорку с одним из этих слов. Объясните ее смысл.

                      Проворонила ворона вороненка.

Каким словом можно заменить слово « проворонила»? ( Потеряла)

Давайте произнесем ее хором.

Кто может быстро сделать речевую разминку?

                         (Работа в группах)

Дайте характеристику предложению, разберите по членам предложения с вопросами.

3. Мотивация учебной деятельности.

Произнесите слова ворона и вороненок. Кого обозначают эти слова? ( Птиц)

Чем отличаются их значения? (большая и маленькая птицы)

Как образована новая форма слова вороненок от слова ворона? (с помощью суффикса)

4. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы с вами повторим все, что знаем о суффиксе, будем наблюдать роль суффикса в русском языке, поговорим о птицах, их жизни.

5. Изучение нового материала. (Организация путешествия)

Чтобы нам было интересно на уроке, мы с вами отправимся в путешествие. На чем зимой удобно ехать? (На санях)

Давайте вместе с Зимушкой покатаемся на санках,  поедим в сказку.

Чтобы сани поехали, нужно сказать волшебные слова:

                        А ну-ка, сани,

                        Езжайте в сказку сами!

Повторим все вместе.

Не получается! Я забыла сказать еще одно условие: чтобы слова приобрели волшебную силу нужно из них отобрать слова,  которые подходят к звуковым схемам:

 

=

1)

 

=

=

=

2)

3)

 

Давайте произнесем эти волшебные слова.

(Звучит музыка П.И.Чайковского из балета « Щелкунчик»)

Вот мы и в сказке. Но в какой?

               Был царь да царевна, да умерли. Остались мы, дети — я и братец Иванушка. Не утерпел он, напился водицы из лужи и стал козленочком.

Какая это сказка и кто ее автор? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Аленушка, а не Алена? (Люди, которые сочинили сказку, любили их)

Запишите слова в два столбика комментируя разбор по составу.

Сестра — сестрица, Алена — Аленушка, брат- братец,  Иван — Иванушка. С помощью чего образовались  слова второго столбика?

Для чего же люди используют эти суффиксы?

Вывод: Чтобы выразить свою любовь.

Физкультминутка.

А теперь перенесемся в другую сказку. Скажем те же слова, чтобы сани поехали.

                 Смилуйся, государыня рыбка!

                 Еще пуще старуха браниться,

                 Не дает старику мне покоя:

                 Избу просит сварливая баба.

Как называется сказка? Кто ее автор? ( «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)

  ( Комментированное письмо)

Посмотрите на рисунок. Чем отличаются предметы? ( Рыба, рыбка)

Запишите эти слова в тетрадях и на доске, разберите их по составу.

Чем различается их состав? ( Суффиксом)

Так с помощью чего можно указать на маленький предмет?

А как называют человека, который ловит рыбу? ( Рыбак)

Допишите это слово, разберите его по составу. Как образовалось слово?

От слова рыба образуйте слово, которое обозначает признак предмета.

( Рыбный).

Допишите его, разберите по составу. С помощью чего образовалось слово? Для чего же служат суффиксы?

Вывод: Для образования новых слов, для указания размера.

6. Закрепление изученного.

Вот и закончилось наше путешествие и мы снова в классе.

Откройте учебник на с. 166, найдите упражнение 394. Прочитайте текст.  Чем мы можем помочь  зимующим птицам?

( Индивидуальная работа по карточкам со взаимопроверкой)

Обозначить в словах суффиксы: птица - птичка, скворец-скворушка, крыло - крылышко)

7. Итог урока.  Метод « Интервью».

Скажите, какую часть слова называют суффиксом?

Для чего он служит?

Как вы теперь будете обращаться к маме, папе, бабушке и дедушке, чтобы показать, как вы их любите?

Не забывайте эти слова и пользуйтесь ими чаще.

Покажите мне свое настроение, которое у вас после нашего урока?

А что вам понравилось больше всего.

 

(Оценивание учащихся.)

 

 

 

 

docx
Додано
30 березня 2018
Переглядів
1451
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку