Сценарий мини-модуля к мини- учебнику для школ с русским языком обучения для 2 класса. Тема 1: «Слово. Значение слова»
Цель:формирование внутренней мотивации содержательно-спроектированной учебно-развивающей деятельности ученика и учителя (задача: установить позитивную атмосферу между учителем и учениками).
Мини-модуль: Установочно-мотивационный1 х 30
Тема: Слово. Значение слова
Цель: формирование внутренней мотивации содержательно-спроектированной учебно-развивающей деятельности ученика и учителя (установить позитивную атмосферу между учителем и учениками).
Задачи:
Реквизит: памятка ученика, серия опорных картинок, презентация 1.
Сценарий модульного занятия.
І. Организационный момент.
Особый урок мы проводим сейчас.
Слова там будут распределены у нас.
Предметы, «художники» и «работяги».
Конечно, о них мы поведаем маме.
ІІ. Рефлексия готовности к уроку. (слайд2)
У солнышка улыбку нарисую я.
Так и работать буду, друзья!
(Дети изображают у солнышка улыбку в соответствии с готовностью выкладываться на уроке. Если солнышко улыбается, ребёнок собирается работать на 100%. Если дети изображают ровный ротик, значит какие-то факторы не позволяют им сегодня трудиться должным образом. Ну, а если у солнышка печальный ротик, ребёнок совершенно не готов работать. Недопустимо выяснение отношений при всём классе. Необходимо сделать соответствующие выводы и откорректировать свою работу с данными учениками.)
– Сегодня на уроке мы выясним, чем слово отличается от предмета, вспомним о наших друзьях: о словах-названиях предметов, слова «работягах», «художниках», «узелках», будем классифицировать слова по их значению, совершенствовать навыки грамотного произношения некоторых слов.
– Ну, а зачем нам в жизни пригодятся знания по данной теме?
(Каждую отдельную тему можно ассоциировать с кирпичиками, из которых строится большой дом знаний. А, как известно, выпадает один из них – рушится весь дом. Да и располагаются они в определённой последовательности. Каждый новый кирпичик является базой для последующего. Всё должно располагаться в строго определённой последовательности. Вот и нынешние наши знания будут фундаментом для новых. А ещё мы – граждане Украины и естественно мечтаем хорошо жить в цивилизованной стране, поэтому просто обязаны быть грамотными людьми, ведь процветает та страна, в которой живут и управляют высокообразованные люди. Немаловажно ставить перед собой близкие и далёкие цели. Это и написать успешно проверочную работу по данной теме, чтобы порадовать своих близких, да и самим порадоваться за себя. А более далёкая перспектива – построение прочного дома знаний)
У - М – 1 х 30
С - П – 7 х 30
О - С – 1 х 30
А - П – 11 х 30 22 м/м (11 ч)
С - О – 1 х 30
К - Р – 1 х 30
Сообщить дату проведения проверочной работы.
Знать: 1. Что такое СЛОВО?
2. Чем слово отличается от предмета?
3. Что обозначают слова-названия предметов, слова –«работяги», слова-
« художники»?
4. Зачем нужны слова – «узелки»?
Нормировать: 1. Классификацию слов по значению.
2. Постановку вопросов к различным по значению словам.
Ценить: Полученные знания, приобретённый опыт, рабочее время.
В модульном уголке поместить информацию о том, что дети должны усвоить и чему научиться по данной теме.
5. Памятка для учащихся (слайд4)
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Интерактивная технология «Микрофон». с.4. (слайд5)
– Слово и предмет – это одно и то же или нет? (Упражнение1, с.4)
(Выслушать ответы детей. Попытаться найти рациональное зерно в каждом. Адаптировать детские ответы к тем выводам, к которым вы запланировали подвести. Слово – это звуковой ряд, если мы его говорим и слышим и буквенный ряд, если мы его видим и пишем. Предмет же это то, что мы можем увидеть, потрогать или представить. Естественно слово может называть предмет.)
2. Повторить информации о словах, используя слова-шаблоны. (слайд6) (Упражнение2, с.4)
Ребёнку очень сложно разобраться с такими понятиями как слова, обозначающие действие предмета, слова, обозначающие признак предмета, слова необходимые для связи слов в предложении. В связи с этим в первом классе я данные понятия заменила словами-шаблонами с соответствующими опорными рисунками. На практике убедилась, что дети, запомнив их, легко во втором классе переключаются на более сложные понятия.
1. Слова названия предметов. Капитошка, раздвинув руки, говорит о бесконечном множестве таких слов. По одну сторону собираются слова – названия живых предметов, по другую – слова – названия неживых предметов с соответствующими вопросами.
2. Слова-«работяги». Это и есть слова, которые обозначают действие предмета. Рисунок напомнит, что данные слова большие работяги, постоянно что-то делают.
3. Слова- «художники». Это слова, что обозначают признак предмета. Здесь нужно сделать акцент на том, что они описывают не только цвет, но и форму размер, вкусовые качества и т.д.
4. Слова- «узелки». Это предлоги. Они связывают выше названные слова.
3. Минутка чистописания. (Упражнение 3, с.5) (слайд7)
Записать слова, сгруппировав их в три столбика. В первый –слова названия предметов, во второй слова- «работяги», в третий – слова- «художники».
Узкий, солнце, рисует, сладкий, сидит, карандаш.
Обычно дети сомневаются в том, куда распределить слово сидит, поскольку считают , что это не работа, а отдых. Здесь нужно направить ребёнка в нужное русло, объяснив, что во время посадки работает группа мышц.
ІV. Работа по теме урока.
1.Стихотворение про слова-названия предметов с демонстрацией опорного рисунка. (слайд8)
Предмет ответит нам:
КТО как живёт?
ЧТО кушает, ЧТО носит, ЧТО несёт?
2. Определение соответствия между рисунком и вопросом. (слайд9)
КОШКА МОЛОКО
КТО? или ЧТО? КТО? или ЧТО?
3. Записать слова-названия предметов. (Упражнение4, с.5) (слайд10)
|
- это посуда. |
|
- это инструменты |
|
- это мебель. |
|
|
Слова для справок: кастрюля, кровать, клещи, молоток, чашка, кресло, сковорода, пила, шкаф.
4. Выборочная работа. Подчеркнуть слова, которые отвечают на вопрос кто? (Упражнение 5, с.5) (слайд11)
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжник – лыжи, шахматы – шахматист.
5.Стихотворение про слова-«работяги» с демонстрацией опорного
рисунка. (слайд12)
Слова-«работяги» такие ребята,
Что всякое дело им по плечу.
Они бегают, рисуют, поют.
Предметы с ними дружат,
За руку их ведут.
По рисунку определить и записать, что делает собака. (слайд13)
6. Работа с пословицами. Прочитать пословицы, объяснить их. Подчеркнуть слова, которые обозначают действие. (Упражнение 6, с.6)
Терпение и труд всё перетрут.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
7. Физкультминутка предметного характера.
Дети приседают, когда слышат слова – «работяги», хлопают в ладоши, когда услышат слова – названия предметов (слова названия живых предметов –1 хлопок, слова названия неживых предметов –2 хлопка).
Дерево, скамейка, бежать, кукла, рисует, моргают, булка, пила, ведро, комната, песня, петь, изобрела.
Обратить внимание на слова пила, услышав которое, дети могут как присесть, так и хлопнуть в ладоши.
8. Стихотворение про слова-«художники» с демонстрацией опорного рисунка. (слайд14)
«Художники» - это романтики, знаем.
Весёлый и дружный этот народ.
Расскажут КАКОЙ? к нам предмет подбегает,
КАКУЮ? Сказку сейчас нам прочтёт.
9. Выборочная работа. Прочитать. Дописать к данным словам подходящие по смыслу. (Упражнение 7, с.6) (слайд15)
Образец: волосы (какие?) волнистые.
Нос…………………………….. Лицо…………………………….
Глаза…………………………… Ресницы………………………...
Руки……………………………. Походка…………………………
Слова для справок: лёгкая, умелые, пушистые, карие, курносый, румяное.
10. Стихотворение про слова-«узелки» с демонстрацией опорного рисунка. (слайд16)
А есть «узелки».
Эти ребята
Не меньше, чем все остальные нужны.
Без них нам никак, они очень важны.
11.Прочитать. Изменить по образцу. (Упражнение 8, с.7) (слайд17)
Обратить внимание на произношение слов
Слúвовый: слúвовое варенье, слúвовый джем, слúвовая косточка.
Кýхонный: кýхонный нож, кýхонный стол, кýхонная мебель.
Образец: сливовый компот – компот из слив. (слайд18)
Кухонное полотенце - …, Картофельное пюре - …, Кирпичный дом - … .
V. Рефлексия удовлетворения своей работой. (слайд19)
На уроке работал я точно, друзья!
А как, вам покажет улыбка моя.
(Оценивая свою работу, дети могут не только дорисовывать ротик у солнышка, но и продемонстрировать его на своём лице.)
VІ. Домашнее задание.
Учитель поясняет разноуровневое домашнее задание. Упражнение 9, с.7.
VІ. Итог урока.
1. Интерактивная технология «Микрофон»
Дета делятся на 3 группы и готовят сообщения.
1 группа – о словах названиях предметов.
2 группа – о слова –«работягах»
3 группа – о словах «художниках»
– О каких словах мы забыли? (О словах – «узелках»). Почему?(Потому что это маленькие, незаметные слова). А зачем тогда о них вспоминать? (Они хоть и маленькие, но очень необходимы для связи слов в предложении). Представим жизнь без них. (ответы детей).
– Молодцы! (слайд20)